Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Елена ГЕДЗЬ,
Нина СЕРЕДЕНКО,
психологи центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
«Ясенево», г. Москва

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Психологический тренинг
внутригруппового взаимодействия

Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина «Тренинг жизненных навыков».

Цель программы
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы
Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы
Программа состоит из трех блоков:
1. Профилактика зависимых состояний.
2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Этапы работы
Занятия по программе проводятся 1 или 2 раза в неделю. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 8 недель; при однократных встречах — 16 недель.
1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы.
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам тренинга.
4-й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.
5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;
сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;
формировать у членов группы установку на взаимопонимание;
формировать первые впечатления друг о друге.
Время: 1 час 45 минут.
Место занятия: тренинговый класс.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп»
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться деликатно, аккуратно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

II. Представление
Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

III. Взаимное интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.
В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы
Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Занятие 2.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь; наркотики.
Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны).
Задачи:
обсуждение причин употребления психоактивных веществ;
обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на организм;
установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных веществ на организм;
описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака, марихуаны.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы
: большой лист бумаги.
Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и сигарет, вырезанную из журналов и газет.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ВАРИАНТ I. Курение: мифы и реальность

Ведущий. На этом занятии вы получите фактическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.

I. Исследование проблемы
Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:
1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю.)
— Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);
— проголосовать по каждой из оценок;
— назвать реальные цифры (11,4%).
2. Какой процент взрослых курит?
— Подсчитать;
— проголосовать;
— назвать реальные цифры (30,8%).
Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.

II. Мозговой штурм
Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.
Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.
Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым.
Информация о курении (в помощь ведущему)
1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.
2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.
3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни.
4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества — смолы, никотин, угарный газ.
5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.
6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.
7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.

Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?
На самом деле сигареты — не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

III. Беседа о долговременных последствиях курения
Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний.
Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.
Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58% смертей в США ежегодно.

Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.
Попросить детей ответить на вопросы:
1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один?
2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие?
3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.
Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.
Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

IV. Главные выводы занятия
Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.
Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписываются.
Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм.
Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки.
Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.
Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

ВАРИАНТ 2. Алкоголь: мифы и реальность

I. Описание влияния алкоголя на организм
Ведущий. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.
Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?
Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.
Небольшие дозы алкоголя:

снижают способность ясно мыслить и принимать решение;
заставляют почувствовать небольшое расслабление;
заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.
Большие дозы алкоголя:

замедляют деятельность отдельных областей мозга;
вызывают головокружение;
снижают координацию;
приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;
приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.
Некоторые люди могут:

временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.
Поведенческие проявления воздействия алкоголя:

драки/ссоры/насилие;
громкие разговоры, крик;
неприятное поведение;
глупость/дурашливость;
легкомыслие.
Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.

II. Объяснение причин
Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных дозах.
Ведущий. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!
Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим.
(Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры — 10–12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.
Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.
Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге (алкоголь употребляют во время обеда, во время праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).
Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво — прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.
Модели поведения:
1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.
2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.
3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время.
4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их.
Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем).
Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай.
Ведущий. Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными.
В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены.

III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя
Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполняем табличку.

Люди пьют Люди не пьют
— чтобы снять стресс
— для интереса
— для новых ощущений
— не нравится на вкус
— чтобы «забыться»
— для окружающих
— чтобы быть «круче»
— от «пофигизма»
— нравится на вкус/для удовольствия
— на зло кому-то/форма протеста
— для имиджа
— из подражания
— ради самоутверждения
— иллюзия свободы
— чтобы лучше концентрироваться
— стать более популярным
— вредно для здоровья
— чтобы показать силу воли
— ради другого
— чтобы показаться взрослее
— из-за страха, например, смерти
— из страха попасть в зависимость
— не соотносится с жизненными принципами
— из-за религиозных убеждений
— чтобы не отличаться от других
— для имиджа (здоровый образ жизни, спорт и т.д.)
— для поддержания статуса

Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может.
Спросить детей о влиянии алкоголя на организм. Дискуссия может быть организована вокруг следующих вопросов, задаваемых ведущим: Как алкоголь влияет на организм? Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться? Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей? Почему некоторые люди способны выпить очень много? Помогает ли алкоголь уснуть?
Ведущий. Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком.
Алкоголь не может: сделать тебя «круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку.
Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

IV. Беседа
Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем.
Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. заставляет мозг работать более медленно.
Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.
Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь.
Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости.
Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина.
Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

V. Обобщение основного содержания занятия
• Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.
• Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах Треть всех взрослых вообще не пьет.
• Только небольшая часть взрослых — пьяницы и алкоголики.
• Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, сексуальнее, могущественнее и т.д.
• Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.
• Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойствами человека.
• Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.

ВАРИАНТ 3. Марихуана: мифы и реальность

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся марихуаны.
Задачи:
описать марихуану;
выяснить, что большинство взрослых и подростков не курят марихуану;
обсудить причины, по которым подростки могут использовать марихуану;
обсудить реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего не может марихуана;
обсудить долговременное и кратковременное влияние марихуаны на организм;
обсудить легализацию марихуаны.

I. Информация о наркотике
Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о марихуане. Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный законом наркотик, и каковы немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.
Марихуана производится из дикорастущего растения, которое может быть культивировано людьми. Растение содержит более 400 химических веществ. Оно способно отравлять тех, кто его употребляет, за счет своего психоактивного ингредиента — 9-дельта-тетрагидроканнабинола. Это вещество в различных количествах находится в разных частях растения.
Конопля была известна издавна благодаря прочным волокнам стебля и получаемому из семян маслу, которое использовалось в кулинарии и в живописи. Известна она была и как растение, содержащее психоактивные вещества, наиболее сильно сконцентрированные в листьях и упругих цветущих верхушках.

Установить, что большинство подростков и взрослых не курят марихуану.
Проголосовать: какой процент подростков курят марихуану?
Ведущий. Последние опросы показали, что подростки в старших классах средней школы пробовали марихуану в 50,2%, около 21% — пользователи (иногда в течение последнего месяца), но только около 3,3% курили марихуану ежедневно.

II. Обсуждение последствий употребления марихуаны
Мозговой штурм причин, по которым люди употребляют марихуану. Перечень причин выписывается на лист бумаги. Например: любопытство; групповое давление; желание казаться старше; приятные ощущения; способ справиться с неприятностями.
Обсудить, что может и чего не может марихуана.
Мнения подростков выписываются на лист бумаги и не изменяются.
Ведущий. Марихуана, как и другие часто употребляемые вещества, вызывающие зависимость, не поможет при решении жизненных проблем и не может гарантировать принятие подростка группой сверстников. Марихуана может вызвать эйфорию и на протяжении состояния эйфории создавать иллюзию, что проблемы нашли разрешение. Как только действие марихуаны заканчивается, человек снова оказывается лицом к лицу с теми же проблемами.
Обсуждаются немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.
Лист делится на две части, и записываются мнения детей без изменения.
Ведущий. Наиболее интенсивные ощущения возникают через 30 минут после начала курения. Воздействие наркотика длится до трех часов после окончания курения. Марихуана приводит к повышению сердцебиения и учащению пульса, покраснению глаз, сухости в гортани и во рту, небольшому понижению температуры тела. Небольшие дозы марихуаны способствуют появлению чувства неутомимости с возрастающим ощущением благополучия и даже эйфории. Большие дозы делают ощущения более отчетливыми. Искажение восприятия, утрата личностной идентификации, фантазии и галлюцинации — результат приема больших доз марихуаны.
Долговременные последствия. Активное вещество марихуаны адсорбируется многими тканями и органами тела человека. Ее можно найти в организме через месяц после того, как она употреблялась. В эксперименте на обезьянах, которые курили по пять раз в неделю на протяжении 6 месяцев, было показано, что изменения появились в головном мозге. Марихуана приводит к заболеваниям легких, так как курильщик вдыхает неотфильтрованный дым и старается удержать его так долго, как только это возможно. Это может способствовать воспалению легких и воздействовать на другие органы дыхания. Употребление марихуаны повреждает репродуктивные системы как мужчин, так и женщин. С увеличением продолжительности употребления марихуаны снижается количество вырабатываемой спермы. Постоянное употребление марихуаны женщинами снижает их способность беременеть и нарушает менструальный цикл.

III. Дискуссия о легализации наркотиков

IV. Обобщение содержания занятия
Ведущий. Марихуана — психоактивное вещество, наркотик.
В соответствии c последними опросами, марихуану курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану.
Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану, — давление сверстников.
Марихуана не дает избавления от проблем.

Занятие 3. РЕКЛАМА

Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам.
Задачи:
дать краткую информацию о целях рекламы;
обсудить основные рекламные приемы;
обыграть и проанализировать рекламу сигарет или алкоголя;
обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: вырезки из газет и журналов — реклама табака и алкоголя; большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы.

I. Обсуждение целей рекламы
Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы.
Вопросы:
1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм. Все мнения выписываются на лист бумаги.
2. Думают ли они, что их реклама правдива? Проголосовать.
Ведущий. Цель рекламы — продать товар. Она не только сообщает факты, но и преувеличивает, дает неверную информацию, чтобы продукция покупалась.

II. Описание наиболее распространенных рекламных приемов
Попросить подростков рассказать о рекламе, которая им больше всего запомнилась, и о том впечатлении, которая она на них произвела. Определить, какой прием эта реклама использует. Все мнения выписываются на лист бумаги.
Приемы рекламы: известность; внешняя привлекательность, красота; «пофигизм»; «романтика»; сексуальность; юмор, комический эффект; благосостояние; направленность на простого человека; «шик»; необычность; использование контрастов; индивидуальность, стиль; эмансипация; направленность на здоровый образ жизни; поднятие самооценки.
Примеры общеизвестных рекламных призывов сигарет:
Marlboro — романтика, удовольствие, популярность, жизнелюбие, чистота и здоровье;
Winston — маскулинность, для активных людей, живущих в деревне, здоровье;
Salem — сексуальный призыв, успех, привлекательность, удовольствие, наслаждение.
Примеры приемов рекламы алкоголя:
популярность (алкоголь сделает вас более популярным);
романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному полу);
зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый);
молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны);
ум (потребление алкоголя — часть современной, интеллектуальной, красивой жизни);
удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом веселья);
расслабление (алкоголь снимает напряжение и расслабляет).

III. Анализ рекламных приемов
Каждый участник выбирает себе рекламные вырезки. Дается задание: за 5 минут проанализировать приемы конкретной рекламы и затем рассказать о них. По возможности должен высказаться каждый участник. Желающие могут дополнить анализ.

IV. Разыгрывание рекламного сюжета
Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с рекламой сигарет или алкоголя и разыгрывают его.
После просмотра каждого ролика обсудить различные пути интерпретации рекламы алкоголя и сигарет. Примеры вопросов: «Что остается за кадром? Для кого реклама предназначена?»
Ведущий. Те, кто рекламирует сигареты, алкоголь и другие продукты, стараются манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они создают иллюзию того, что сигареты или алкоголь сделают жизнь более приятной и улучшат ее.

V. Обобщение главных моментов занятия

• Цель рекламы — продажа продукции.
• В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить.
• Телевидение, радио, газеты, журналы — наиболее распространенные каналы рекламы.
• Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару.
• Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами.
• Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу сигарет или алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать людьми, создавая впечатление, что курение и употребление алкоголя как-то улучшает их жизнь.

Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛО

Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».
Задачи:
описать варианты изменения телесного облика;
моделирование ситуации изменения образа тела;
актуализация выбора индивидуального решения.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: краски, кисточки, большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным изменениям своего тела.

I. Мозговой штурм
Подросткам предлагается ответить на вопросы:
1. Что мы делаем со своим телом?
2. Для чего?
Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали.
Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда губительного для личности.
Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.

Что мы делаем
со своим телом
Для чего
1. Макияж — кому-нибудь понравиться
— приятно выглядеть
— для себя и окружающих
— повысить уверенность в себе
— по привычке
— скрыть недостатки
— подчеркнуть индивидуальность
2. Татуировка — красиво и модно
— в подражание другим
— стереотипы
— чтобы выразить внутренний мир
— показать индивидуальность
— это «круто», показать свою силу, авторитет (у зеков),
— необычность, стиль
— чтобы шокировать окружающих
— вызывает чувство гордости
3. Пирсинг — принадлежность к какому-нибудь клану, вере
— стильность
— сексуальность
— имидж
— чтобы не быть как все
— модно

II. Обсуждение
Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок, макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.

III. Инсценирование
Предложить подросткам придумать и нанести красками на свое тело татуировки и макияж.

IV. Обсуждение в кругу
Каждый участник говорит о том, что он хотел изобразить, почему именно на этом месте, в таком объеме и что чувствует в этом образе.
Предложить участникам представить, что нанесенный узор — настоящая татуировка и они прожили с ней 50 лет. Какие чувства они при этом испытывают?

V. Обобщение главных моментов занятия
• Изменение телесного облика ведет к изменению состояния;
• моделируемая ситуация позволяет актуализировать выбор индивидуального решения при возможности изменения или вмешательства в свое тело;
• интенсивность нанесения татуировок, макияжа, пирсинга отражает «чувство меры» человека, индивидуальные особенности личности, выполняет компенсаторные функции;
• татуировка отражает временное состояние; после определенного срока человек хочет изменить или избавиться от нее.

Занятие 5. Я И МОЕ ТЕЛО
(продолжение)

Цель: тело как ценность; формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу.
Задачи:
обсудить различные варианты отношения к телу;
установить, что многие люди стесняются своего тела или отдельных его частей;
моделирование репрезентации образа тела;
обсуждение созданной телесной модели.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: пластилин.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем заниматься «строительством тела» из пластилина. Многие люди стесняются своего тела, его формы. Но на протяжении веков критерии красоты и гармонии человеческого тела менялись и зависели от веяний моды и социальных критериев. Однако каждое тело обладает уникальностью и неповторимостью, а потому и беспредельно ценно.

Чего стесняются Причины
— большой рост
— большой нос
— полнота/худоба
— косметические дефекты
— угри
— цвет кожи
— кривые ноги
— ненакачанное тело
— мнения окружающих
— насмешки, издевки
— уровень личностного развития
— после болезней
— боятся быть хуже других
— из-за образа жизни
— сниженная самооценка
— боязнь быть на виду
— неуверенность в себе
— боязнь быть непризнанным
— из-за сниженной силы воли

I. Мозговой штурм
Провести мозговой штурм причин, по которым люди стесняются своего телесного облика.Для этого на одной половине листа бумаги выписываются мнения о том, чего стесняются люди, а на другой — причины стеснения.

II. Лепим фигуру
Разделить подростков на три группы. Предложить вылепить из пластилина любые части человеческого тела. Каждый ребенок выполняет задание самостоятельно, не советуясь и не договариваясь с другими. Возможен вариант, когда участники договариваются. Это служит дополнительным диагностическим критерием на значимые детали тела.

III. Обсуждение
Готовые части тела соединить в единую фигуру. Каждая подгруппа демонстрирует свое произведение, называет, что это за существо, как функционирует, что может и что ему недоступно. Участники из других подгрупп также высказывают свое мнение, принимают участие в обсуждении.
Попросить каждого подростка рассказать, какую часть тела он лепил, почему и какими качествами, благодаря этому, стала обладать сделанная фигура.

IV. Выводы
Завершить обсуждение кратким резюме по поводу индивидуальной стратегии работы и непохожести одного тела на другое.
• Излишне акцентируя внимание на отельных частях тела и игнорируя другие, мы тем самым формируем искаженный образ тела, создавая дефицит телесного опыта.
• Человек стесняется своего тела чаще всего из-за насмешек других людей, общественного мнения. По этой причине он может замкнуться в себе.
• Иногда даже человек с хорошей фигурой начинает «комплексовать», так как у него нарушена внутренняя гармония. Он думает, что некрасив, и остальные относятся к нему так же.
• Следует повышать свою самооценку, любить себя таким, каков ты есть, потому что ты такой один — единственный и неповторимый, несмотря на все твои недостатки.

Занятие 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Цель: исследовать процесс принятия решения группой.
Задачи:
обучить эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах;
получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства;
способствовать сплочению участников группы.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: копии инструкции, листы бумаги, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.

I. Инструкция
Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по инструкции.
Ведущий. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача — расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

• Секстант
• Зеркальце для бритья
• Пятигаллоновый бочонок воды
• Противомоскитная сетка
• Одна коробка с армейским рационом питания
• Карты Тихого океана
• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)
• Двухгаллоновый баллон дизельного топлива
• Транзисторный приемник
• Репеллент для отпугивания акул
• Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика
• Одна кварта пуэрториканского рома
• Пятнадцать футов нейлоновой веревки
• Две коробки шоколада
• Набор рыболовных принадлежностей

II. Выработка решения
После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.
После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

III. Обсуждение процесса принятия решения
Проводится в форме групповой дискуссии.
1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?
2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения?
3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?
4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?
5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?
6. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Выводы
Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:
• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;
• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;
• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

 

Пять этапов принятия решений
1. Проясни для себя, какое решение необходимо принять.
2. Продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации).
3. Собери информацию, необходимую для принятия решений.
4. Продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения).
5. Выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца.

Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.
1. Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.
2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
3. Пятигаллоновый бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в организме.
4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада.
Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
9. Подушка для сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул.
Понятно, для чего он может понадобиться.
11. Одна кварта пуэрториканского рома.
80%-ная крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет жажду.
12. Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще неважно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.
Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант.
Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

Занятие 7.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.
Задачи:
предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение;
предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;
смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;
дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;
дать обратную связь.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: не требуются.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни.
Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.
Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.
Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

I. Групповая дискуссия
Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.
Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

II. Игра «Маски, которые мы надеваем»
Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель — продавец, ученик — учитель, родитель — ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняются местами, и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение вовне (называние) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.
Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

III. Обсуждение
Попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали себя в этой ситуации.

IV. Выводы
В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Занятие 8.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
(продолжение)

Цель: формирование навыков преодоления эгоцентризма; определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.
Задачи:
научиться принимать ответственность за нормативные нарушения;
принятие переживаний в конфликтных ситуациях;
формирование границ в сложных межличностных ситуациях;
осознание мотивов индивидуального поведения;
формирование навыка эмпатии.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: выбирают дети.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, например, когда он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.
Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

I. Мозговой штурм
Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы что-то нарушаем, что происходит? Как нас наказывают и что запрещают?
Мнения выписываются на большой лист бумаги и могут быть дополнены ведущим. Например, не разрешают гулять лишний час; не дают карманных денег; не пускают на дискотеку; родители сильно злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не доверят больше чего-то важного; обижаются; прощают; сильно орут; начинается разговор и «промывка мозгов».

II. Групповая дискуссия
Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

III. Игра на смену ролей
Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контролером в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за содеянный поступок и не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.

IV. Обсуждение позиций конфликтующих сторон
Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.

V. Выводы
В конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства.
Смена ролей помогает понять точку зрения другого.

Занятие 9. САМООЦЕНКА

Цель: поддержание позитивной самооценки.
Задачи:
обсудить способы поддержания позитивной самооценки;
дать подростку возможность полностью осознать свои силы;
дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;
предоставить участникам возможность соотнести самооценку и оценку членами группы;
формирование умения слушать и давать обратную связь.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: два стула.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

I. Групповая дискуссия
Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

II. Говорим друг другу комплименты
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.
Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

III. Обсуждение
Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

IV. Выводы
Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

Занятие 10. САМООЦЕНКА
(продолжение)

Цель: моделирование своего образа «Я» в будущем дать подростку возможность осознать свои силы;
построить модель из неструктурированного материала образа «Я» в будущем.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: пластилин, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски (по выбору).

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

I. Лепим, рисуем
Предложить подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

II. Обсуждение
Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.

III. Выводы
Создание материального образа выносит вовне переживания подростка и дает возможность их отрефлексировать.
Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.

Занятие 11.
НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕМ

Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем.
Задачи:
идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется неагрессивно настаивать на своем;
идентифицировать тактики убеждения;
упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем;
упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.

I. Мозговой штурм
Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

II. Виды поведения и их причины
Ведущий. На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый — быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй — агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий — неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

III. Выгоды неагрессивного настаивания на своем
Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят.
Умение сказать «нет» включает три компонента:
а) скажите о вашей позиции;
б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;
в) признайте позицию и чувства другого человека.
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:
а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;
б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.
А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.
Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

VI. Выводы
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.
Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.
Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

Занятие 12.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Цель: научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений cо сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком.
Задачи:
обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц противоположного пола;
обсудить значение внешних (физических) данных во взаимоотношениях;
обсудить чувства, необходимые для начала разговора с человеком противоположного пола, и чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд и т.д.).
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем отрабатывать социальные приемы на примере ситуаций, включающих отношения между мальчиками и девочками.
Какие атрибуты делают человека привлекательным, вызывающим стремление взаимодействовать?

Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить, что некоторые из них могут быть прямо противоположными. Обсудить причины этого. Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура); «честный, открытый» взгляд; стремление другого вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее поведение; схожие черты поведения; сексуальная привлекательность; физическая сила.

I. Привести примеры
Попросить участников вспомнить кинозвезд или «сексбомб», которые считаются сексуально привлекательными и в то же время относительно непривлекательны физически. Подумать, а затем обсудить, что это значит.

II. Обсудить чувства
Ведущий. Есть чувства, которые могут затруднять первый разговор с человеком противоположного пола. Например: стеснительность; думаешь, что совсем не достоин этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»; окажешься человеком из другого круга; кажется, что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо выглядишь; низкая самооценка.

III. Разыграть ситуацию
Предложить подросткам разыграть ситуацию по следующей инструкции: «Вы свободны. Как грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»
Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.
«Если вам отказали, что ответить?»
Спросить участников, какой способ назначить свидание они считают наилучшим. Обсудить эффективность этих приемов.

IV. Выводы
• Люди противоположного пола могут нравиться по многим причинам.
• представления людей о привлекательности могут существенно различаться.
• многие люди испытывают стеснение при разговоре с противоположным полом.
• приемы, используемые для эффективного общения, могут быть применены для установления контакта и беседы с противоположным полом.

Занятие 13.
МОДЕЛИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель: обсуждение причин, моделей и последствий сексуального поведения; формирование адекватного отношения подростков к вопросам гигиены сексуального поведения.
Задачи:
• обсудить проблему перехода сексуального поведения в провокацию насилия;
• обсудить факторы, которые могут способствовать провокации насилия;
• обсудить адекватные модели сексуального поведения, в том числе и в кризисных ситуациях.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем обсуждать тему сексуального поведения, которое может привести к негативным последствиям, а именно: насилию, преждевременной беременности, заболеваниям, передающимся половым путем.

I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблем сексуального поведения, насилия, провокации насилия.
На большом листе бумаги выписываются мнения подростков о таких понятиях, как сексуальное поведение, насилие (в широком смысле), провокация насилия. Добавить неназванные варианты.

II. Обсуждение
Обсудить факторы и последствия сексуального насилия на конкретном примере. Если подростки затрудняются привести пример, ведущий предлагает сюжет, например фрагмент из фильма или литературного произведения.

III. Дискуссия по поводу альтернативных моделей поведения

IV. Выводы
На этом занятии мы обсуждали проблему границ сексуального поведения и его возможного перехода в ситуацию насилия. В большинстве случаев насилие — результат, а не случайное стечение обстоятельств. Как насильник, так и жертва в равной степени вносят свой определенный вклад в содеянное. Поведение жертвы провоцирует или способствует насилию. Управляя своим поведением, можно контролировать, а в ряде случаев изменять ситуацию, поведение окружающих. В случае изнасилования необходимо своевременно обращаться к специалистам, которые окажут содействие, чтобы избежать порой необратимых последствий.

Занятие 14. КОНФЛИКТ

Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях.
Задачи:
обсуждение реакций, возникающих в конфликтных интимно-личностных отношениях;
моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных ситуациях.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы интимно-личностных конфликтов. «Когда тебе предлагают, например, интимные отношения, как ты реагируешь?» Записать мнения подростков на листе бумаги. Обсудить, почему эти темы могут вызвать затруднения. Мнения подростков: возникает реакция отказа; посылаешь на фиг; хочется быстрее поменять тему или вообще уйти; иногда полезно посмеяться; испытываешь страх; испытываешь чувство стыда; разочаровываешься в человеке.
Причины затруднения: об этом не принято открыто говорить; просто не нравится; страшно; боишься оттолкнуть любимого человека.

II. Разыгрывание сценки
Участники разыграли сцену признания в любви. Молодой человек давно хочет признаться своей подружке в любви. И вот наконец он решился...
— Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...
— Ну? Было бы интересно, — говорит кокетливо.
Далее следует молчание.
— Чего же ты молчишь? Давай говори!
— Если бы это было так легко, то...
Она его перебивает, раздраженно:
— Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла! — демонстративно встает.
— Да нет, ничего... в следующий раз.
Безразлично:
— Ну как хочешь!
Отворачивается.
После этого предложить подросткам высказать свои соображения по поводу разыгрываемой ситуации.
Мнения детей: нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если человек не может сказать, то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения.
Ведущий. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх, возникающий когда тебе предлагают интимные отношения, может «маскироваться». В данном случае он проявился через агрессивное поведение девушки. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения. Выражение страха или агрессия являются неэффективными и во многом могут спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.

III. Моделирование приемлемых ответов
Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта.
В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.

IV. Выводы
В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.

Занятие 15.
ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Цель: обсуждение структуры полоролевой идентификации.
Задачи:
рассмотрение психологического и культурального аспекта проблемы унисекса;
обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности;
обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов;
формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности.
Время: 1,5 часа.
Место проведения: открытая площадка, пляж.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ современного человека во многом связывается с универсальными моделями поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен — мужчина или женщина.
Современная парфюмерная промышленность постепенно отходит от классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.

I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса (реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы.
На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто — девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг).

II. Обсуждение
Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма — переделывание пола, т. е. транссексуализм).
Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в межличностных отношениях (крайняя форма — гомосексуальные отношения).
Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что реально получает от нее подросток); субъективные критерии «золотой середины».

III. Выводы

Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола, гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные ценности, особенно в подростковом периоде, — это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного и шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидульные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.

Занятие 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Цель: подведение итогов групповой работы.
Задачи:
получить обратную связь от участников группы;
создать позитивную атмосферу прощания.
Место проведения: открытая площадка.
Время: 1 час.
Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Вариант I
Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Вариант II
Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.
Примеры для образца:
Мы много узнали и стали умней...
Наша группа словно цветок...
Мне так хорошо, я знаю так много...

После того как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

Получение обратной связи
Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:
Что больше всего понравилось в занятиях? Что не понравилось совсем? О чем бы еще хотели узнать? Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего? Что нового узнали?
Некоторые высказывания детей: понравилось то, что мы откровенно обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения; мы разобрали не так уж много психологических ситуаций — их могло быть больше; хотелось бы узнать более тонко психологию людей; мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше узнать о ревности друзей и подруг; научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого; получили информацию о вредных привычках.