Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2004


НАШИ ДЕТИ

СНОВА ВМЕСТЕ

Проблемы адаптации в начале нового учебного года

Цикл из трех статей о проблемах,
возникающих в начале, середине и конце учебного года.

СТАТЬЯ ПЕРВАЯ

Первое сентября! Снова в школу! За демонстративным нежеланием идти учиться у любого подростка скрываются волнение, радость от предвкушения встречи с друзьями и ожидание нового. Однако новое — это всегда неопределенность, которая пугает. Даже «зубры»-старшеклассники немного волнуются. Как пройдет их последний год в школе? Удастся ли достойно ее закончить? А что потом? Получится ли наладить отношения с тем, кто нравится? Вопросов много, ответы на них пока неизвестны. Но все равно каждый рад, что все они снова вместе.
Они очень изменились за лето — подростки ведь так быстро взрослеют, из мальчиков и девочек превращаются в юношей и девушек... Это тоже удивительно и необычно — нужно привыкнуть, что рядом не Машка, с которой играл в «казаки-разбойники», а хорошенькая девушка в коротенькой юбочке и с накрашенными ресничками, а Петька теперь элегантный молодой человек, который читает Маркеса.

СТАДИЯ ОРИЕНТАЦИИ
Каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. Однако есть некоторые закономерности, которые влияют на ход развития групп и задают его направление.
В начале учебного года класс проходит через стадию ориентации, характеризующуюся формированием структуры, поисками групповых целей, значительной зависимостью от педагога. Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются, а потому меняется и расстановка сил. Помимо всего прочего, на этом этапе учащиеся настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы. Вследствие этого педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности педагогического руководства.
Основная особенность здесь заключается в том, что групповой активностью школьников необходимо управлять не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее. То есть в качестве педагога-организатора может выступать как педагог-предметник и классный руководитель, так и освобожденный воспитатель. Эффективность деятельности педагога-организатора зависит от уровня его авторитета в подростковой группе. Если в младшем школьном возрасте достаточно одной составляющей этого авторитета, а именно авторитета роли учителя, то в подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности. И последний начинает играть основополагающую роль в выстраивании взаимоотношений педагога и подросткового коллектива.
Для старших школьников принципиально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция, этические качества.
Успешность педагогического руководства зависит от наличия у педагога ряда личностных качеств, таких как общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмпатия, тактичность, толерантность, эмоциональная устойчивость, социально-ролевая гибкость, артистизм, отсутствие ярко выраженного стремления к лидерству, способность к самокритичности, к импровизации, быстрота мышления.

СО ЗВЕЗДОЙ ВО ГЛАВЕ
Но не все так безоблачно в период адаптации, ведь любое «привыкание» связано с напряженностью, с приложением определенных усилий как со стороны учащихся, так и со стороны педагога, а это неизбежно приводит к кризисной ситуации. Поэтому класс (примерно к концу первого месяца учебы) приходит к стадии внутреннего конфликта.
Этот конфликт связан, в первую очередь, с вопросами межличностного доминирования. Определяются лидеры, формируются группировки, происходит четкое распределение ролей внутри класса. Выделившиеся неформальные лидеры борются за внутригрупповую власть (потенциальное или актуальное влияние, которое они могут оказать на других членов класса), в результате избирая один из трех способов достичь цели:
• конкуренция (достижение превосходства над другими);
• кооперация (совместная деятельность);
• независимая деятельность (то, что делает один лидер, никак не соотносится с деятельностью других).
Школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Делятся они часто по статусному признаку: выделяется группа высокостатусных со «звездой» во главе, группы средне- и низкостатусных, изгои группы тоже составляют общность. Деление на микрогруппы в младшем школьном возрасте может происходить по принципу успешности в учебе. Позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте — коммуникативная успешность.
Все это ведет класс либо к разобщенности и распаду на невзаимодействующие микрогруппы, которые в дальнейшем будет очень сложно разбить, либо к стадии псевдосплоченности. При условии грамотного управления групповыми процессами к концу адаптационного периода (окончание первой четверти) одноклассники все больше и больше начинают заботиться о гармонии и теплоте взаимоотношений друг с другом, различия сглаживаются ради формирования атмосферы доверия и сплоченности. Эта сплоченность пока еще носит поверхностный характер и держится на эмоциональных факторах, а не на глубоких, присвоенных принципах, выработанных группой.
В адаптационный период класс формируется, и обычно педагог принимает на себя более активную направляющую роль. Учащиеся в этот период менее активны, им важно одобрение и принятие педагога, но к стадии групповой сплоченности педагог должен безболезненно для себя и учеников взять на себя роль соруководителя, партнера, друга, от позиции которого будет во многом зависеть дальнейшее развитие группы.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ КОНГЛОМЕРАТА
А.С. Макаренко выделял три стадии развития коллектива. Адаптационный период в его трактовке — это единоличное управление педагога. Педагог берет на себя такие функции, как целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов. Кроме того, в этот период педагог должен брать на себя такую функцию, как создание благоприятного социально-психологического климата в классе. «Коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения».
Е.Г. Трошина называет этот период «медовым месяцем», и основными его характеристиками являются оптимизм, позитивный настрой друг на друга, энтузиазм в постановке и решении коллективных задач.
Первый этап развития коллектива А.Н. Лутошкин назвал «песчаная россыпь»: члены класса вместе, на одной территории, но связаны они только формальным территориальным признаком. Чуть подует ветерок, и эти песчинки разлетятся. К тому моменту, как перед членами группы ставится общая цель в рамках одной деятельности, класс становится «мягкой глиной», цель и деятельность выступают в качестве скрепляющего фактора, но это объединение неясно и бесформенно. Педагог выступает в качестве скульптора, который придает глине эстетичную, социально приемлемую форму. К концу адаптационного периода класс переходит к стадии «мерцающего маяка»: есть огонь внутри группы, есть единение, но этот огонь еще сильно зависим от внешних факторов, он еще мало самостоятелен, но уже горит и указывает путь.
Л.И. Новикова, В.А. Сластенин придерживаются следующего подхода к определению развития коллектива: нижний уровень формирования коллектива — группа-конгломерат, то есть группа, собранная на одном месте в одно время. Их взаимоотношения поверхностны и ситуативны, цели группе даются извне, происходит формальное межличностное объединение.

ПЕРВЫЙ КРИЗИС
Неслучайно четверти в школе имеют именно такую временную протяженность, к которой мы привыкли. Это связано не только с временными, но и с психологическими факторами, о которых мы часто не задумываемся. Вот, например, нам редко приходит в голову, почему большинство смен в лагере или пансионате длятся 21 день? А причина проста: 21 день — это время, в течение которого человек способен эффективно взаимодействовать в условиях закрытого социума без вреда для своего психологического состояния и психического здоровья.
Любая временная группа (а школьный класс — это временная группа, пусть и долговременная) имеет свои закономерности развития, о которых мы уже начали говорить, описывая особенности адаптационного периода. Переход от одного этапа к другому ознаменовывается кризисом, своего рода «ступенькой», через которую должна переступить группа, чтобы оказаться на более высоком этапе развития.
Развитие группы, как и развитие индивида, идет по синусоиде: подъемы сменяются спадами, максимальный уровень развития группы — кризисом.
Начало учебного года является, как было уже отмечено выше, своего рода начальной точкой развития группы, даже если эта группа не вновь объединилась. Учащиеся находятся в состоянии ожидания, и то, в каком направлении эти ожидания будут развиваться, зависит от грамотного руководства педагога.
Грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, опирающееся на положительный эмоциональный настрой учащихся в самом начале учебного процесса, позволяет добиться того, что динамика группы начинает стремительно расти, а коллектив класса — развиваться. К середине четверти эмоциональное состояние группы идет на спад, пройдя верхний пик развития.
Эйфория первой встречи, новизна забытой за лето учебы притупляются, ребята перешли на более взрослую ступеньку развития, следовательно им предъявляются более жесткие требования, перед ними ставятся более серьезные задачи. Повторное привыкание к режиму учебы, присвоение новых ценностей, осознание своих новых возрастных задач, привыкание к «новым» одноклассникам — все это становится причиной первого адаптационного кризиса.
Так как причиной кризиса является адаптация к различным факторам, влияющим на группу, то, осознавая эти факторы, руководитель детского коллектива должен уметь грамотно преодолеть этот кризис.
Резюмируя все вышесказанное, мы можем обозначить следующие задачи адаптационного периода:
• создание позитивной атмосферы для формирования коллектива класса;
• формирование класса как команды;
• диагностика творческого и ролевого потенциала класса;
• создание условий для планирования учащимися стратегии деятельности класса на учебный год.

Ирина ТЕЛЕГИНА,
ст. преподаватель
кафедры педагогики высшей школы МПГУ

(Продолжение следует)