Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 

Только образованные свободны.

Эпиктет

Перу известного немецко-американского психолога К. Хорни принадлежит работа «Невротическая личность нашего времени». По мнению К. Хорни, личность формируется в конкретных социально-исторических условиях в той или иной культуре. В любую эпоху каждой культуре присущи противоречия ценностей, которые и являются, как считает Хорни, первоисточником личностных конфликтов. Не случайно В. Франкл писал: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия».
Распространяя идеи К. Хорни на другую область — творчество или, наоборот, в некотором смысле противореча им, можно сказать, что общественные потрясения и смена ценностей, характерные для конкретной культуры в ту или иную эпоху, порождают новые модели творческого поведения. Кто-то под грузом нерешенных проблем и жизненных неудач впадает в уныние, а кто-то ищет и находит достойные способы выживания.
На недавно состоявшейся конференции «Психология в школе: зона ближайшего развития» А.Г. Асмолов поставил более сложную задачу: не выживать, а жить. А это, по сути дела, означает наличие активного, а не пассивного, творческого, а не репродуктивного восприятия мира и себя в нем. Причем каждая эпоха создает условия для своей модели творческого отношения к миру (так же, впрочем, как и для болезненных, невротических форм реагирования на действительность).

НАДО ЛИ СТРОИТЬ ПЛАНЫ

В последние 10–15 лет мы явились свидетелями больших общественных изменений. Современная жизнь, характеризующаяся, в частности, ускорением общественных событий, их субъективной плотности, принципиальным образом отличается от жизни прежней. Если раньше человек, как правило, работал на одном месте в течение многих лет (а то и всей жизни), то сегодня мало кто может похвастаться своей профессиональной стабильностью. Причем нередко приходится менять не только место работы, но и саму профессию: вчерашние строители становятся охранниками, бухгалтеры — налоговыми инспекторами, а бывшие логопеды с завидной легкостью обретают психологический статус.
В этой связи становится понятным древнее изречение: мудрец не строит планов. Мне неоднократно приходилось слышать жалобы психологов на отсутствие веры в завтрашний день, так как выпускников с психологическим дипломом уже значительно больше, чем рабочих мест.
В то же время обращает на себя внимание иная тенденция, в известном смысле противоречащая той, о которой шла речь выше. Если те, кто сегодня достиг зрелого возраста, еще помнят так называемые стабильные времена со стабильными работой и зарплатой, то молодые люди, получившие образование и выбравшие тот или иной профессиональный путь около 10 лет назад, иной социально-экономической ситуации, кроме нынешней, попросту не знают. Тем не менее они значительно меньше своих родителей стонут по поводу жизненных тягот, их уже не пугает экономическая нестабильность.
Они строят долговременные планы, создают семьи и решаются иметь детей. Иначе говоря, они потихоньку приспосабливаются к жизни в новых обстоятельствах.

ВОПРЕКИ ВЛИЯНИЮ

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить, что внешние условия стали принципиально иными, но проблемы — профессиональное и личностное самоопределение, создание семьи и воспитание детей, любовь и ненависть, верность и предательство, забота о стариках и убогих — остались теми же. И перед взрослыми стоит очень непростая задача — научить своих детей жить в иных, чем это выпало на их долю, условиях.
Понятно, что мы вправе рассчитывать и на изменения в образовании. Образование вообще и школьное обучение в частности — это те области общественной практики, которые, как кажется, должны особенно чутко реагировать на любые политические новшества. Однако за последнее десятилетие ситуация в образовании изменилась не столь принципиально, чтобы можно было говорить о его способности готовить детей к жизни в новых условиях.
Традиционно перед школой стояла задача социальной адаптации ребенка, то есть его приспособления к требованиям, предъявляемым обществом. Сегодня мы можем говорить о формировании Личности, именно Личности, а не индивида, зачастую не благодаря, а вопреки общественным влияниям.
Люди, неординарно мыслящие и поступающие, были во все времена. В силу того, что они высказывали идеи, отличные от тех, которых придерживалось большинство, они находились как бы во внутреннем противоречии с господствовавшими общественными канонами. Специфика современного состояния общества состоит в том, что задача формирования именно такого творческого отношения к действительности становится особенно актуальной.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ШКОЛА?

В современных условиях меняются задачи образования: они уже сводятся не к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни, а к формированию способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах. Мы наконец приходим к пониманию того, что школьное обучение не может оставаться таким же, как в советскую эпоху, просто потому, что изменилось общественное устройство. Сегодня в хорошем смысле слова современным является человек, способный перестраиваться в соответствии с условиями окружающей жизни. На приобретение именно этого умения и должно быть направлено образование.
Школа всегда создает у детей ориентировку в окружающей действительности. Эта ориентировка может быть очень разной и, соответственно, либо способствовать развитию, либо нет. От качества ориентировки в конечном счете зависит личностная зрелость выпускника. В современной психологической науке П.Я. Гальпериным разработана система требований к ориентировке, обеспечивающей формирование творческой личности.
П.Я. Гальперин писал об условиях формирования конкретных видов умственных действий и понятий. Однако его представление о психике как ориентировочной деятельности и понимание всех психических образований, познавательных и личностных, как ориентировочных по своей функции позволяет нам распространить его теорию на формирование личности в целом.

ДОСТУПНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Итак, по мнению Гальперина, полноценная ориентировка, лежащая в основе учебной деятельности, побуждаемой познавательными мотивами, должна отвечать следующим требованиям.
Во-первых, эта ориентировка должна быть максимально полной, то есть охватывать весь спектр явлений окружающего мира. В школе нет важных и второстепенных предметов. Уменьшение часов, например, на математику за счет иностранного языка ограничивает ребенка в прямом и переносном смысле слова. С одной стороны, оно лишает его возможности широкого выбора будущей профессии, а с другой — тормозит развитие умственных способностей, так как логическое мышление формируется прежде всего на уроках математики.
Таким образом, перед теоретиками образования стоит задача отбора того предметного содержания, которое необходимо ребенку для его личностного, в том числе и профессионального, самоопределения.
Во-вторых, ориентировка должна быть максимально обобщенной, то есть иметь дело с существенными признаками явлений. Представляется неверным описание того или иного факта сначала с одной, а потом с другой стороны, необходимо погружение детей в мир существенных свойств и отношений внешнего мира с самого начала обучения. Из курса истории дети узнают про классицизм в искусстве, а на уроках литературы, что классицизм еще и направление в литературе, в том числе и русской.
В-третьих, учащимся необходимо передать способы получения конкретных знаний во всех предметных областях. Ознакомившись с принципиальными положениями учебной дисциплины и вооружившись методами работы с материалом, ученики оказываются в состоянии самостоятельно сделать конкретные выводы в конкретной ситуации. В этом случае отдельные частные факты ребенку не преподносятся, он как бы сам их открывает, и обучение для него становится сродни открытию. Например, психологами разработана программа по русскому языку, которая так и называется «Язык как открытие». Аналогичным образом может быть построено обучение физике, когда ребенок не запоминает законы Ньютона, а сам их заново открывает. В этом случае запоминание выступает как закономерный результат работы с материалом.
Психологи убедительно показали, что такие открытия доступны каждому ребенку, и абсолютно неверно делить детей на способных и неспособных. Творческий потенциал есть у каждого, но актуализируется он далеко не у всех. Причина этого достаточно проста: социализация протекает в разных условиях. Один ребенок с рождения имеет полноценное общение со взрослыми, затем попадает в руки грамотного педагога, а другой постоянно недополучает внимания со стороны взрослых — и родителей, и педагогов.

ВРАГ ТВОРЧЕСТВА

Что касается школьного обучения, то, построенное в соответствии с описанными принципами, оно способствует развитию творческих возможностей детей. Причем создается парадоксальная ситуация: чем более глубокими и адекватными предмету науки являются знания ребенка, тем больше возможностей у него для открытий. Познавательная потребность ненасыщаема. В то же время «недознание» или неверное знание — главный враг творческого отношения к миру.
В современной психологии много внимания уделяется вопросам творчества и одаренности. Ученые, а вслед за ними и практики озаботились поисками интеллектуальных и личностных компонентов творческой деятельности. В частности, подчеркивается определяющее влияние на результат мотивации достижения.
Отличие подхода П.Я. Гальперина видится в том, что в нем объединены эти два компонента, и таким образом отпадает необходимость специальной работы по развитию личности. Школьное обучение, построенное на таких принципах, формирует у ребенка широкую социальную ориентировку в окружающем. В результате выпускник школы оказывается в состоянии, учитывая личностные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.
Таким образом, ориентировка выступает условием и средством творческого отношения к миру.

ДЕЛО ЗА МАЛЫМ

И последнее. Высказанные здесь суждения могут показаться умозрительными, ибо они действительно опираются на некие теоретические положения. Однако общение с детьми и педагогами подтверждает их. Подростки нуждаются не в готовых на все случаи жизни решениях, а в тех действиях и знаниях, которые помогут им самостоятельно найти эти решения.
Педагоги осознали эффективность преподнесения обобщенных знаний в противовес конкретным, которых настолько много, что их невозможно охватить. Иначе говоря, и дети и учителя, сами того не осознавая, демонстрируют образцы творческого отношения к жизни.
Дело за малым — за перестройкой образования в соответствии с требованиями современной, быстро меняющейся жизни.

Марина СТЕПАНОВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина, предлагающего оригинальные товары из Перу. На сайте http://vperu.ru/ вы найдете изделия их шерсти и меха альпаки, коврики, игрушки, вязанную одежду в этно-стиле, ручной работы шкатулки и сумки, изделия из тыквы лангенарии, авторскую бижутерию, музыкальные инструменты. Технологии из глубины веков индейской культуры, самобытные сюжеты – привнесут этот неповторимый перуанский стиль и вашу жизнь.