Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2004

ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИРОДЫ

Именно так назвал слепых, глухих и умственно отсталых детей Л.С. Выготский, известный не только своими теоретико-психологическими работами, но и исследованиями в области аномального детства.
В 20–30-е годы прошлого века он выступил с резкой критикой традиционного взгляда на воспитание детей с отклонениями в развитии. Выготский обратил внимание на то, что дефект оказывает двойственное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, дефект действительно является недостатком, препятствующим приспособлению к окружающей среде. Однако, с другой стороны, он выступает стимулом к развитию обходных путей приспособления, которые обеспечивают компенсацию недостатка.
В работах по дефектологии (коррекционной педагогике) Выготский постоянно подчеркивал, что дефективность есть понятие социальное. Слепой останется слепым и глухой глухим, но сама по себе слепота и глухота не делают ребенка дефективным: дефект — нарост на слепоте и глухоте. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Социальное воспитание, писал Выготский, победит дефективность. Данное утверждение «не есть парадокс, но мысль, прозрачная насквозь и ясная до самого дна».
На этих принципиальных положениях основана современная отечественная коррекционная педагогика и специальная психология. Различные аспекты специальной психологии обсуждаются на страницах одного из номеров журнала «Дефектология» (2004, № 1). Журнал, предназначенный для педагогов и психологов специального образования, содержит в себе материалы теоретического и практического содержания. Не исключено, что они могут заинтересовать и школьных психологов массовых школ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Одним из самых главных и одновременно самых трудных вопросов любой науки является вопрос о ее предмете. Положение психологии в этом отношении особое, так как до настоящего времени не существует единого мнения относительно того, что же изучает психология — поведение, сознание, психику — и, соответственно, чем должны заниматься психологи. Такая ситуация в психологической науке в целом сказалась и на специальной психологии. Е.Л.Гончарова в статье «К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению» обращает внимание на значительное расхождение позиций специалистов в определении предмета специальной психологии.
Происходящее в настоящее время переосмысление целей и ценностей специального образования, и прежде всего ориентация на интеграцию детей с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников, потребовали изменений приоритетов и в специальной психологии. В центре внимания специалистов оказываются не особенности детей с отклонениями развития, а поиск индивидуальных образовательных программ, позволяющих сохранить ребенка в семье и интегрировать в сообщество обычных сверстников.
Специальная психология, по мнению автора, становится практической дисциплиной, в связи с чем встает задача подготовки кадров не только для исследовательской, но и для практической — консультативной, диагностической и коррекционной — работы. В связи с этими важными переменами вопрос о предмете специальной психологии перестал быть только теоретическим, что и обусловило рост числа публикаций с разнообразными вариантами определений специальной психологии.
Кроме того, потребность в определении специфики предмета специальной психологии связана с таким изменением стандартов высшего психологического образования, как включение в него курса по специальной психологии для студентов всех специализаций. Этот вопрос обсуждается в статье
Н.Н. Малофеева и Е.Л. Гончаровой «Специальная психология в системе подготовки практических психологов». Если раньше дискуссионным был вопрос о том, нужна или нет специальная психология психологам, то сегодня актуальным является определение содержания данной учебной дисциплины.
На самом деле этот шаг не означает каких-либо принципиальных изменений в работе практического психолога образования. Его скорее следовало бы рассмотреть как узаконивание реального положения вещей, когда психолог в школе или центре вынужден был самостоятельно отыскивать необходимую ему информацию, а теперь он, хочется надеяться, будет владеть ею до начала практической деятельности.
Авторы приводят фрагмент программы курса по специальной психологии, который, безусловно, нуждается в дополнении списком соответствующей литературы. Это было бы особенно полезно тем, кто не изучал специальную психологию в вузе и потому вынужден при комплектации профессиональной библиотеки полагаться на интуицию и советы коллег.

В НАЗИДАНИЕ ЗДОРОВЫМ
При знакомстве с той или иной отраслью науки естественно возникает вопрос об истории ее возникновения и становления. Интересные и весьма поучительные сведения можно почерпнуть из статьи Н.В. Мазуровой «Первые работы по психологии слепых и глухих людей: «Письма» Д. Дидро. Историко-психологическая версия возникновения». Первые серьезные труды, посвященные способам обучения детей с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, появились значительно раньше, чем работы, анализирующие психологические проблемы аномального ребенка. Автором первого произведения по специальной психологии явился французский просветитель и философ ХVIII века Дени Дидро. Его «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Письмо о глухих и немых, предназначенное для тех, кто слышит и говорит» и «Прибавление к письму о слепых» представляют не только исторический интерес.
Автор предполагает, что Дидро не ставил перед собой задачу познакомить читателя с особенностями развития слепого или глухого человека. Однако возможность компенсации дефекта для Дидро была несомненна, более того, он рассматривал дефект как стимул для развития отдельных способностей и качеств. Например, он обратил внимание на развитие у слепых слуха, обоняния и осязания. Он был уверен, что обучение и воспитание слепых и глухих детей следует начинать в самом раннем возрасте. Уже одного этого достаточно для того, чтобы познакомиться с «Письмами» Дидро.
Автор статьи делится своими представлениями о причинах написания Дидро работ по специальной психологии. Одним из таких мотивов выступило желание показать возможности человека, которые не напрямую связаны с его физическим здоровьем. Дидро обратил внимание на то, что слепые порой оказываются более интересными и интеллектуально одаренными людьми, чем их здоровые сограждане. В данном случае речь идет не столько о компенсации дефекта, сколько о недостаточном использовании человеком заложенных от природы способностей.

НЕПРИВЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Жизнеутверждающие идеи Дидро направляют мысль в сторону поиска путей компенсации природных дефектов. Подобная работа начинается с профессиональной диагностики, про которую написано так много, что, кажется, нельзя сказать ничего нового. Однако статья И.А. Коробейникова «Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания» интересна как с теоретической, так и с практической стороны. В ней затрагивается очень важный вопрос комплексной диагностики, профессионального взаимодействия смежников. Автор критически относится к самодостаточности специалистов, стремящихся к автономии, и говорит о функциональном диагнозе психического недоразвития как комплексной характеристике психосоциального развития ребенка. Такое комплексное обследование ребенка выступает основанием для организации с ним коррекционной работы.
Вопросам коррекции посвящена статья А.Л. Венгера и Ю.С. Шевченко «Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка». Авторы рассказывают не о привычных нам содержании и методах коррекционной работы, а о необходимых условиях, обеспечивающих ее успешность. Развиваемый авторами онтогенетический подход строится на основе учета общих закономерностей психического развития ребенка. Они обращают внимание на ошибочность рассмотрения ребенка как некоего отдельного индивидуума, существующего независимо от окружающих его взрослых и детей. Поэтому психокоррекционная работа должна представлять собой не индивидуальные занятия с ребенком, а систему воздействий, направленных на нормализацию и гармонизацию его отношений с близкими людьми.
Эта мысль не нова: отечественные специалисты в области аномального детства Л.С. Выготский и
В.П. Кащенко неоднократно указывали, что педагог и психолог работают не с отдельным ребенком, а с тем маленьким миром, в котором живет этот ребенок.

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
Наряду со статьями общетеоретического характера в журнале представлены конкретные психологические материалы, которые, однако, также небезынтересны. В частности, У.В. Ульенкова и Н.П. Кондратьева поднимают проблему «Особенностей личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях». Авторы поставили своей задачей проследить, насколько комфортно чувствуют себя дети с ЗПР в специальной (коррекционной) школе, в общеобразовательной массовой школе в классах КРО, а также совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Согласно полученным результатам, практически по всем факторам школьной тревожности (исследование проводилось с помощью хорошо известных школьным психологам «Шкалы личностной тревожности» А.М. Прихожан и «Теста школьной тревожности» Филипса) наиболее приближенными по показателям к нормально развивающимся сверстникам являются учащиеся специальной школы. Авторы делают вывод, что условия обучения в классах КРО в большой степени способствуют усугублению дефекта психического развития. Безусловно, полученные данные нуждаются в тщательной проверке и грамотной интерпретации. Однако с одним из выводов нельзя не согласиться: учителя, работающие в классах КРО, нуждаются в специальной педагогической подготовке.

НАДЕЖНЫЙ СПУТНИК
На первый взгляд, вопросы специальной психологии и коррекционной педагогики интересуют ограниченный круг специалистов. Это не совсем так. Как знание закономерностей развития нормального ребенка помогает лучше понять ребенка с нарушениями развития, так и наоборот, многие особенности становления психики в норме выглядят отчетливее на фоне понимания механизмов развития в условиях патологии.
В свое время детская психология пыталась доказать, что ребенок не есть маленький взрослый. Выготский поставил перед дефектологией задачу защитить тезис, согласно которому ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, он иначе развитой.
Коррекционная педагогика успешно справляется с этой задачей, взяв себе в помощники надежного спутника — специальную психологию. Материалы журнала прямо или косвенно подтверждают эту мысль.

Марина СТЕПАНОВА