Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ
ПО КРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
Т.М. Грабенко
СПб.: Речь, 2003

Те коллеги, которые пользуются в своей работе сказкотерапевтическими методами, давно и хорошо знакомы с творчеством доктора психологических наук, директора Института сказкотерапии Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Новая книга «Практикум по креативной терапии», написанная ею в соавторстве с психологом-игротерапевтом Татьяной Михайловной Грабенко, посвящена современным методам и техникам креативной терапии. Авторы раскрывают секреты сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, телесно-ориентированной терапии и других креативных методов, которые могут использоваться в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
Книга состоит из 6 глав по теории и практике наиболее актуальных направлений терапии творчеством. Первые две главы посвящены популярному в практической школьной психологии направлению сказкотерапии. Здесь читатели найдут информацию о предмете, задачах, жанрах, используемых в сказкотерапии, об основных типах сказок и даже о «теории» волшебства. Более подробно о практической стороне работы рассказывается во второй главе книги. Это анализ, сочинение и переписывание сказок, сказочная куклотерапия и драматизация сказок, использование арт-терапевтических и телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапевта, создание сказочной среды и сценарии сказкотерапевтических занятий.
Третья глава полностью посвящена игротерапии. Это не только теоретические сведения о понятии игры, игровой и сказочной игротерапии, но и игровой практикум для детей и взрослых. Особого внимания заслуживают разделы, посвященные игротерапии с проблемными детьми.
В четвертой главе речь идет о песочной терапии, где подробно описываются основы ее организации, общие принципы, оборудование, диагностический и терапевтический подходы, индивидуальные и групповые формы использования. Большое внимание авторы уделяют психопрофилактическому потенциалу песочной терапии. Это игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, фонематического слуха и даже на коррекцию звукопроизношения, на обучение письму и чтению.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники в Санкт-Петербурге "Империал". "Империал" - стоматология для красивой улыбки. Протезирование и имплантация зубов, ортодонтия, пародонтология и гигиена, эстетическая, хирургическая и детская стоматология, консультация и диагностика зубов. Узнать подробнее о клинике и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://imperial-dent.ru/.

Последняя глава раскрывает основные составляющие метода формокоррекционной ритмопластики, такие как медитативная гимнастики, лепка. Подробно описывается технология реализации метода. Приводится практическая программа «Отражения».
Авторы предлагают читателям не только воспользоваться готовыми сценариями занятий и целых модулей, но и самостоятельно разработать собственные варианты, опираясь на примерное планирование модулей, побуждают к самостоятельному творчеству.
Будучи адресована психотерапевтам, практическим психологам, педагогам, дефектологам, родителям, книга имеет подзаголовок «Учебное пособие», а стало быть, станет незаменимой и для начинающих психологов, для тех, кто думает о себе: «Я еще не волшебник, я только учусь...»

Мария СТУПНИЦКАЯ