Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

Начинаем рубрику

Хрупкие страницы старых журналов из архивного хранилища. Желтизна — как благородная седина достойного возраста.
«Более пятидесяти лет тому назад наш знаменитый педагог К.Д.Ушинский в своей интересной статье «О пользе педагогической литературы» жаловался на равнодушное отношение учителей к этой литературе и убеждал учителей-практиков изучать педагогическую и, в особенности, психологическую литературу... Скажут, что педагогу некогда заниматься психологией. И разве на деле не всякий педагог — и без того психолог?.. Что-нибудь одно из трех: или психология такая легкая наука, что всякий практик-педагог знает ее без всякого подготовления; или педагог есть машина для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается ему под руку (потому что самое определение поступка требует уже знания психологии); или, наконец, педагог должен учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком... Со времен Ушинского многое изменилось. Педагогическая литература значительно увеличилась количественно, но главное — изменилась качественно. Появилась новая большая область педагогической литературы — педология. Она занимается изучением законов физического и духовного развития ребенка... И если психология вообще имеет громадное значение для учителя, то психология детства должна иметь еще большее значение...»
Эти строки — из «Обзора литературы по психологии детства», составленного Н.Е. Румянцевым, изданного С.-Петербургской частной учительской школой в 1912 году и отпечатанного в типографии Императорского училища глухонемых на Мойке.
Кроме слова «педология» да некоторых особенностей стиля, ничто не выдает их возраста. Сто лет прошло, а проблемы — все те же: «Умственный труд принадлежит к числу наиболее утомительных; не пропорциональный силам ученика, он может надорвать его здоровье, переутомить ребенка и затормозить все его развитие»; «Сочинений, трактующих об умственном развитии и воспитании, в настоящее время накопилось довольно много. Гораздо менее работ посвящено изучению развития чувств у детей»; «Хотя на игры детей педагоги давно обращали внимание, но только в самое последнее время справедливо оценена их важность для развития ребенка»...
Так и хочется ущипнуть себя: «самое последнее время» — это когда? В 1912 году?
Но встречаются размышления, которые по первом прочтении вызывают улыбку. Например, серьезный психологический очерк о вреде «новомодной литературы». В качестве таковой полагаются детективные романы Конан-Дойля и приключенческие романы Фенимора Купера. Особое внимание уделяется разлагающей роли произведений Тургенева на подрастающих девушек.
Улыбаешься, правда, только сначала. А потом производишь простую подстановку: названия, вызывающие гнев педагогических риторов начала XX века, меняешь на другие — обругиваемые в современности. Бог мой! Да слова-то те же самые! И угрозы те же самые! И полное отсутствие аргументации. Это же кривое зеркало!
Итак, новая рубрика открывает для наших читателей возможность поглядеть на самих себя в зеркало столетней давности. Это не только забавно (все-таки стилистика, интонации, даже способ рассуждений — принадлежат ушедшей эпохе!), но и поучительно. А иногда — и достаточно информативно. К примеру, педагогика и психология детства в начале века были связаны, как сиамские близнецы. Сегодня — это недостижимый образец единства.
Ну и кроме того, многие из материалов, которые окажутся на страницах «Школьного психолога», увидят свет всего лишь второй раз в жизни.
Так что — листаем пожелтевшие страницы. Осторожно. С чувством трепета перед историей.

ДЕТИ И КИНЕМАТОГРАФЪ

Вопросом о влиянии кинематографа на детей заняты в настоящее время на Западе очень многие. В частности, в Англии были предприняты по этому поводу специальные анкеты. На мысль провести подобные анкеты натолкнул огромный рост детской преступности, наблюдающийся с началом войны.
Если взять общие цифры, то в Англии с открытием военных действий преступность возросла на 50%. Почему это так? Первое предположение было, что рост детской преступности объясняется естественным в такое время ослаблением надзора за детьми. Отцы ушли на войну или на оборону.
Анкетное обследование вопроса отчасти подтвердило указанное предположение, но выяснило, что значительную роль в деле увеличения за последние годы детской преступности сыграл и играет до сих пор кинематограф.
Прежде всего кинематограф — страшно привлекательное удовольствие для детей.
В Ливерпуле было произведено однодневное обследование хвостов у кинематографических касс; оказалось, что свыше 13 000 детей дежурят у этих касс... И вот среди этих детей, как констатируют те же отчеты, много таких, которые не останавливаются перед преступлением, лишь бы получить билет на кинематографический сеанс. В отчетах детских судей сплошь и рядом встречаются стереотипные указания — «украл потому, что хотел пойти в кинематограф».
Но кинематограф повышает детскую преступность не только соблазном, какой заключается в нем самом как в привлекательном зрелище, сопряженном с расходами. Он повышает преступность детей в силу специфического содержания некоторых картин.
На воображение детей особенно действуют картины, иллюстрирующие похождения разных Фантомасов и Люпенов. Один мальчик, судившийся за кражу в Гаммершмидте, так объяснил мотивы кражи:
— Я видел (в кинематографе) человека; он достал лестницу, приставил ее к окну дома, забрался внутрь дома, взял деньги и зарыл их в землю.
Мальчик пытался сделать точь-в-точь по этому кинематографическому рецепту. В Лондоне один конторский мальчик явился к жене своего хозяина и попросил для последнего, от его имени, верхнее платье. Платье было дано ему и, конечно, не попало в руки хозяина. Точно такой же поступок мальчик видел в кино...
Разумеется, подобное отрицательное действие кинематографа не осталось без внимания, и в целом ряде государств и провинций, наряду с общей цензурой кинематографических произведений, была установлена цензура специальная — «детская». В некоторых же государствах создалось даже специальное законодательство по поводу посещений детьми кинематографических сеансов.
Интересной чертой цензуры англосаксонских стран является то, что, посмотрев неприемлемую, с ее точки зрения, картину, она не запрещает ее к представлению, а посылает картину назад к фабрике, поставившей ее, указывая на сомнительные места картины и рекомендуя их исправить.
Общий недостаток всяких цензорских установлений, имеющих объектом своей деятельности — охрану детей от вредных влияний, остается, однако, неустраненным ни в одной цензуре: цензора обращают слишком мало внимания на специфические свойства и чувствования ребенка и судят о детской психологии с точки зрения взрослых; поэтому вычеркиваются многие сцены, двусмысленность которых не могла бы быть замеченной детьми, и наоборот, сцены, влияющие на детскую психологию в самом дурном смысле, апробируются к представлению
Нельзя поэтому не приветствовать привлечения самого общества, самих матерей и отцов к цензурному делу. Именно на таких основах устанавливает цензуру регламент-закон города Ливерпуля, изданный в мае 1916 года. Согласно этому закону после 6 часов 30 минут вечера дети, не достигшие четырнадцати лет, не могут посещать кинематографов без своих родителей или воспитателей.
Против допущения к демонстрированию той или иной картины могут быть возбуждены протесты, и судебная власть имеет право, разобравшись в протестах, запретить картину. В Германии дело поставлено еще строже, и там в больших городах дети, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, совсем не могут посещать кинематографа, как только с заранее одобренной цензорской властью программой.
Но, разумеется, на чисто запретительных мерах в отношении к кинематографу дело остановиться не может и не останавливается. Кинематограф может влиять в дурную сторону, но он может влиять и в хорошую и явиться энергичным и могучим средством в деле рационального воспитания подрастающего поколения. Он может привить детям — и привить в силу своей наглядности — особенно сильные определенные моральные правила и дать разные знания, другим путем не всегда легко получаемые. Отсюда рождается настоятельная потребность в сознательной выработке и распространении определенного рода картин.
В Германии разные общественные организации уже взяли в свои руки дело изготовления полезных фильмов; здесь организовались специальные общества, целью которых является устройство лекций, сопровождающих фильмы и разъясняющих их содержание; здесь кинематограф получил вообще большое применение в школьном деле; и здесь, наконец, учрежден в Берлине музей-библиотека полезных фильмов, а нуждающиеся в определенных фильмах имеют место, откуда легко смогут достать себе нужное.

Из журнала «Воспитание и обучение»,
1917, № 2.Петроград, февраль