Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОНЯТЬ — ЗНАЧИТ ПОМОЧЬ

Одна из проблемных зон в работе школьного психолога — его взаимоотношения с родителями.
К сожалению, психологи предпочитают работать с детьми и учителями. А ведь именно семья оказывает самое сильное (хотя часто и негативное) влияние на формирование различных сторон личности ребенка, включая и его отношение к учебной деятельности.
В последнее время получили большое распространение различные формы взаимодействия с родителями — клубы, семинары, тренинги. Но на эти мероприятия, как правило, приходят те мамы и папы, чьи дети и так не имеют серьезных проблем в учебе и поведении. Единственным способом контакта с семьями наиболее «трудных» учеников часто является традиционный вызов в школу для индивидуальной беседы. Однако это посещение подчас воспринимается лишь как очередной повод дать ребенку пару подзатыльников за нерадивость и никаких дальнейших совместных действий с психологом за собой не влечет.
Как же сделать взаимодействие психолога с родителями более конструктивным? Как психологу построить свое общение, чтобы не отпугнуть родителей «страшными диагнозами» и дальнейшими мрачными перспективами?
Опытом работы в этом направлении делится Ольга Станиславовна СУЛИГА, заведующая сектором практической помощи педагогам-психологам Центра научно-методического обеспечения Службы практической психологии образования МГППУ

Действительно, взаимодействие психолога с родителями часто бывает самым сложным направлением в работе педагога-психолога. Весь парадокс этого общения в том, что их интересы часто не совпадают.
Любой специалист, обследовавший ребенка с проблемами в учебе или поведении, хочет познакомить родителей с их результатами, для того чтобы в дальнейшем совместно заняться их решением. При этом психолог осознает, что причины многих нарушений детского поведения являются следствием тех установок и отношений, которые формируются внутри самой семьи.
Что касается родителей, то хотя они тоже заинтересованы в том, чтобы у ребенка было как можно меньше трудностей, но часто предпочитают эти трудности не замечать. И очень мало кому нравится, когда об их проблемах говорит посторонний человек, пытающийся к тому же еще давать им рекомендации по взаимодействию с собственным чадом.
Это лишь один, наиболее распространенный барьер непонимания, возникающий в общении родителей с психологом. Безусловно, при наличии подобных противоречий вряд ли можно вести речь о достижении какого-либо результата. Более того, такая первая встреча может стать последней, поскольку вряд ли оставит позитивные впечатления и у самих родителей, и у специалиста-психолога.
Мне бы хотелось затронуть несколько важных аспектов индивидуальной работы с родителями, которые способствуют повышению интереса родителей к проблемам собственных детей и не отбивают у психолога желания оказывать им помощь и эмоциональную поддержку.

ПРОДУМАТЬ ЗАРАНЕЕ

Основные усилия психолога должны быть направлены на создание у родителей мотивации на совместную помощь ребенку. Поскольку такую задачу при первом общении часто решить невозможно, то начинать нужно с постепенного формирования заинтересованности в тех проблемах, которые у ребенка обнаружены. Точнее, к тем сложностям, из-за которых ребенок попадает в поле зрения специалиста-психолога.
Психолог должен заранее продумать как содержание, так и форму предстоящего общения с родителями, особенно если он планирует проинформировать маму или папу о характере трудностей ребенка. Готовясь к такой встрече, нужно тщательно подбирать слова, которые будут обращены к родителям. Часто в информации психолога (особенно начинающего) могут отражаться не только его субъективные представления о проблемах ребенка, но еще и особенности его профессионального языка. Самые «мягкие» выражения, которые приходится иногда слышать: «У вашего ребенка проблемы!» Можно услышать и такое: «Ваш ребенок болен» — или даже: «...ненормален». Я думаю, что комментарии здесь излишни.
При общении необходимо учитывать уровень образования родителей, их профессию, социальный статус. Важно, чтобы специалист сумел «настроиться» на собеседника, используя при этом понятный и не перегруженный профессиональными терминами язык. В любом случае блистать перед родителями своими «суперпрофессиональными» знаниями излишне и вредно.
Несмотря на обилие популярной психологической литературы, разобраться в специальной терминологии даже самым образованным родителям вряд ли под силу. Поэтому чрезмерное употребление психологических или даже патопсихологических терминов и понятий может их только насторожить. В результате психолог добьется лишь того, что сформирует у взрослых чувство страха или будет способствовать снижению значимости их усилий в воспитании собственного ребенка. А ведь специалисту нужно как раз обратное.

ГЛАВНОЕ — СПОКОЙСТВИЕ

Снятие у родителей излишней тревожности — следующий важный момент, который необходимо учитывать при общении. Этому надо уделять должное внимание в процессе подготовки к встрече.
Тревожность взрослых является крайне деструктивным фактором. При этом она может и не проявиться в непосредственном общении. Тем не менее надо постоянно учитывать, что у родителей может присутствовать чувство вины или тревога, даже если их ребенок достаточно благополучен.
В случае если родитель постоянно ощущает тревогу, ожидая тех или иных дурных поступков ребенка, тот, скорее всего, предпочтет действовать по принципу «чем хуже, тем лучше».
Практически никто из взрослых членов семьи не осознает, что свою поведенческую программу дети заимствуют именно у них. Любой, даже самый дистанцированный от семьи ребенок уже скопировал все, что мог, у своих родителей, в том числе — непродуктивное отношение к преодолению трудностей, негативные эмоциональные реакции и многое другое.
При общении с членами семьи полезно в очень деликатной форме обратить их внимание на то, что многое из перечисленного, что не нравится родителям в поведении их детей, присуще им самим и лишь заимствуется ребенком. Часто предложение психолога обратить внимание на эту схожесть помогает повысить интерес родителей к поведению и поступкам ребенка.
Вообще при индивидуальной работе с родителями важно постоянно обращать внимание на их ценность и роль в жизни ребенка. Это полезно как взрослым, так и самому ребенку.
Значимой составляющей индивидуальной работы с родителями является диагностика характера их взаимоотношений с детьми. К этой работе, на мой взгляд, нужно тоже подходить индивидуально. Сложные тесты и диагностические методики можно использовать при работе с родителями, имеющими высокий образовательный уровень, или с теми, кто, например, демонстрирует недостаточное уважение к деятельности психолога (чтобы повысить свой статус в их глазах).
С большинством родителей я предпочитаю использовать различные проективные методики, иногда даже с включением игровых элементов.

МЫ НЕ ФАРМАЦЕВТЫ!

Более успешным индивидуальную работу с родителями делает тесное сотрудничество с учителями (особенно классными руководителями), а самое главное — с социальными педагогами, которые стали все чаще появляться в образовательных учреждениях. Ведь в школах учатся дети из самых различных семей.
На мой взгляд, социальный педагог может помочь психологу в установлении контакта с так называемыми проблемными семьями. И в первую очередь с теми родителями, у кого психолог не находит понимания и поддержки.
Я не имею в виду крайности, когда родители пьют или по другим причинам не участвуют в воспитании ребенка. Сюда можно отнести различные социальные нарушения в семье (например, отсутствие у ребенка своего персонального пространства) или искажение родительской позиции (в частности, занижение психологического возраста ребенка или ограничение его самостоятельности).
В этих случаях оптимальным видится общение педагога-психолога с родителями с участием социального педагога.
Кроме того, я приветствую разделение ответственности и полномочий педагогов-психологов общеобразовательных школ и специализированных центров.
Школьный психолог не должен стремиться взвалить на себя всю работу с семьей. На мой взгляд, совместить в одном флаконе два или три компонента могут только фармацевтические и парфюмерные предприятия. А педагогу-психологу образовательного учреждения вполне достаточно лишь заинтересовать родителей решением проблем собственных детей, а дальнейшей работой в этом направлении лучше заниматься квалифицированным специалистам ППМС-центров.

Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА