ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА
В июле этого года в Риге
прошла II Международная конференция по
арт-терапии, организованная Латвийской
арт-терапевтической ассоциацией (ЛААТ). Более
полусотни психологов, социальных работников,
педагогов, сертифицированных арт- и
музыкотерапевтов, художников и других
специалистов из Латвии, России, Великобритании и
Нидерландов собрались, чтобы познакомиться с
новыми направлениями и идеями в области
арт-терапии, поучаствовать в мастер-классах
опытных наставников, обсудить перспективы
развития системы профессионального образования
по арт-терапии
Если большинство
участников прошлогодней конференции составляли
психологи и психотерапевты, то в этом году к ним
присоединилось большое число специалистов,
работающих в социальной сфере (с бедными и
неблагополучными семьями, с безработными, а
также с людьми, имеющими проблемы в умственном
или физическом развитии).
Как отметила доктор психологии Кристине
Мартинсоне, это предъявляет высокие требования к
уровню профессионализма в арт-терапевтической
работе. Поэтому ассоциация и в дальнейшем будет
проводить семинары (в том числе вместе со
специалистами из России) по обучению разным
методам арт-терапии. Этой зимой намечается цикл
занятий, который проведет профессор
Ульяновского государственного педагогического
университета, доктор педагогических наук,
ведущая авторских программ по арт-терапии
Людмила Лебедева.
Кроме того, психологи Латвийского университета
совместно с Королевским университетом Белфаста
(Великобритания) планируют совместную программу
обучения в магистратуре по арт-терапии. Это даст
возможность не только поднять научный уровень
этого направления в Латвии, но и добиться
официального признания отдельной, независимой
профессии арт-терапевта, как это уже существует в
Великобритании.
Опыт подобной работы представила на конференции
сертифицированный арт-терапевт и психолог,
преподаватель магистратуры арт-терапии при
Королевском университете Белфаста Кэрол Сибет.
Она рассказала о статусе профессии
арт-терапевта, об организации профессионального
сообщества и системы обучения арт-терапии в
Северной Ирландии. Одним из самых больших
достижений в этой области К. Сибет считает
создание программы высшего образования по
арт-терапии.
Искренний интерес у участников конференции
вызвала та часть доклада, которая была посвящена
применению арт-терапии в работе с
онкологическими больными.
|
Рига — сказочный город
(Рита Залите-Кушке и Грэм Дикерсон)
|
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСКУССТВА
Никто не остался равнодушным и к
выступлению сертифицированного музыкотерапевта
и супервизора Грема Дикерсона (Нидерланды),
которое сопровождалось демонстрацией
созданного в 2004 году во Франции фильма об
использовании музыки в общении с детьми в
больнице и пожилыми людьми в пансионате. Во время
демонстрации фильма по щекам зрителей катились
слезы.
Г. Дикерсон, который уже неоднократно бывал в
России (интервью с ним было опубликовано в
«Школьном психологе», № 22, 2002), посетил Латвию
впервые.
Два года назад у нас в Латвии официально
появилась новая специальность — музыкальный
терапевт, обучение осуществляется в Лиепайской
педагогической академии. Для того чтобы начать
обучение по этой специальности, необходимо иметь
музыкальное образование, а во вступительные
экзамены включена игра на фортепиано и вокальная
импровизация.
В программу конференции были включены также
стендовые доклады и мастерские. Профессор
Людмила Лебедева осветила проблему
диагностических возможностей
арт-терапевтического процесса и пригласила
участников конференции к дискуссии на эту тему.
Живой отклик вызвали приемы практической работы
по созданию образа «Я» с использованием
различных изобразительных материалов (стекло,
фольга, ткань), предложенные профессором Л.
Лебедевой.
Автор многочисленных публикаций, председатель
Санкт-Петербургской арт-терапевтической
ассоциации, редактор журнала «Исцеляющее
искусство» Александр Копытин в своем докладе
сделал акцент на возможностях фототерапии.
Александр был инициатором круглого стола
«Арт-терапевтическая периодика: выживет ли она и
почему?». Во время дискуссии неоднократно
звучала мысль о необходимости существования
двух направлений арт-терапевтической
деятельности. Одно из них, научное, предполагает
проведение исследовательской работы. Другое,
популярное, призвано знакомить всех желающих с
возможностями арт-терапии.
|
Наглядная иллюстрация к докладу
о песочной терапии Веры Батни
|
ВСТРЕЧА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Большой интерес и активный обмен мнениями
вызвал фильм о работе экспериментального
отделения динамической психиатрии при
Новгородской областной больнице и выставка
художественных работ ее пациентов. Фильм
сопровождался рассказом психотерапевта из
Новгорода Алексея Церковного. Его доклад
затронул и такие глобальные проблемы, как
отношение общества к психически больным людям,
права человека, роль и функции психиатра в разных
странах.
Мастер-класс Наталии Назаровой из
Санкт-Петербурга был посвящен разработанному
автором графическому методу. Каждому участнику
группы предлагалось сфокусировать внимание на
какой-то актуальной для себя проблеме и
сформулировать ее в короткой фразе. Потом эта
фраза пишется гуашью на длинных рулонах бумаги в
шести разных направлениях. Работа ведется
поочередно левой и правой рукой.
Н.Назарова привлекла к объяснению
терапевтического эффекта своего метода
психофизиологию и психоанализ. Участники
конференции высказали свои идеи по
теоретическому обоснованию метода, которые
автор с интересом выслушала.
Другой специалист из Санкт-Петербурга, кандидат
психологических наук Влада Свенцицкая,
поделилась опытом применения арт-терапии в
психиатрической больнице, она показала
фотоматериалы арт-терапевтических сессий,
проводившихся с убийцами, которые решением суда
признаны невменяемыми и находятся в тюрьме
особого типа. В. Свенцицкая использовала
популярную среди арт-терапевтов технику,
направленную на принятие своего телесного «Я».
Мастер-класс по использованию классического
метода «каракулей» в работе со взрослыми провела
магистр психологии из Латвии Юлия Никульцева.
Специалист по арт-терапии из Латвии Солвейга
Силиня продемонстрировала техники
сказкотерапии в работе с чувством внутреннего
согласия. С. Силиня училась методике
сказкотерапии у Т.Зинкевич-Евстигнеевой, а потом
адаптировала эти методы для латышского
менталитета.
Большой интерес у участников конференции вызвал
и доклад Веры Батни — латвийского специалиста по
песочной терапии, которая обучалась этой технике
в Ирландии. В своей работе Вера признает
пассивную позицию терапевта. Это позволяет
клиенту самому найти подходящую для него форму и
содержание терапии.
II Международная конференция по арт-терапии стала
встречей единомышленников из разных стран. Можно
с уверенностью сказать, что в Латвии
складывается научно-практическое сообщество
заинтересованных, гуманистически
ориентированных, толерантных специалистов,
небезразличных к проблемам близкого социума и
человечества в целом.
Рита ЗАЛИТЕ-КУШКЕ,
член Латвийской ассоциации
арт-терапии
Е-mail: rita@psihologija.lv
|