Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЛЕВАЯ РУКА ЗНАЕТ,
ЧТО ТВОРИТ ПРАВАЯ

...Я имел возможность посмотреть, каково было положение правой и левой руки во время письма у А.Д.Сахарова. Этот замечательный человек умел писать одновременно двумя руками, причем одна рука могла зеркально воспроизводить то, что писала другая. Судя по положению руки, его доминантным полушарием было левое. Он мне говорил, что в университете лекции записывал левой рукой, а свои мысли — правой. Один физик-атомщик рассказывал, что на первом научном докладе совсем молодого Сахарова больше всего был поражен тем, что тот начал писать на доске уравнения сразу обеими руками.
Способностью зеркального письма, подобной сахаровской, обладал Леонардо да Винчи. Тот зеркальными письмом делал дневниковые записи, используя этот метод как прием шифровки...

Вяч. Вс. Иванов

 


 

Ученые считают, что зеркальное письмо в принципе доступно многим людям. Но что давно уже нашло себе место в педагогической практике, так это «двоерукое» рисование.
Этот метод разработан на Западе и в Россию попал вместе с большими иллюстрированными альбомами по методам рисования, которые используют в итальянских художественных школах.
Ребенок (или взрослый) берет кисти в обе руки и рисует двумя руками одновременно какой-нибудь симметричный предмет: бабочку, вазу, яблоко. Такое рисование предполагает широкие движения кистями. Поэтому рисовать удобно на большом пространстве и на вертикальной поверхности.
Симметричное рисование полезно так же, как любые упражнения, связанные с одновременной работой обеих рук. В вальдорфской педагогике именно поэтому детей с первого класса обучают вязать на спицах (именно на спицах, а не крючком) и играть на флейте.
А в методике рисования М. Гмошинской для детей раннего возраста дети сначала рисуют обеими руками, опуская их в краску, а потом — двумя кистями, держа их в разных руках. Такой подход, с одной стороны, способствует развитию обоих полушарий мозга, с другой стороны, предотвращает навязывание ребенку со стороны взрослого доминирующей руки.