Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2004


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЭТО ЧТО ЗА СУБЪЕКТ?

Вторая статья цикла о сущности понятия «субъект»
и связанных с ним категорий (см. № 38/2004)

 

Жизнь — это возможность.
Жаль только, что люди
осознают это слишком поздно.

Инант Хан

ПОЛАГАТЬ СЕБЯ В ОСНОВУ
В экологическом мире человек проявляет себя как субъект.
Слово «субъект» в обыденной речи часто имеет пренебрежительный оттенок, например: «этот субъект мне не знаком». Но в психологии понятие «субъект» обладает очень глубоким содержанием, и ни о каком пренебрежении даже речи не идет.
Как вы знаете, в предложении выделяются подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Подлежащее — это русский перевод латинского слова subjectum.
Но что значит — быть «под-лежащим»? Можно спросить иначе: лежащим под чем? Или (зная, что субъект — это человек): лежащим-в-основе чего оказывается такой человек?
Традиционный ответ таков: человек является основой (лежит в основе) только собственного субъективного, внутреннего, психологического мира, а внешний мир существует объективно, независимо от него. Но так ли это?
Мы говорили в первой статье о понимании мира как системе имеющихся у данного человека возможностей. Мы убедились, что возможность — это характеристика не субъективная и не объективная. Именно она определяет экологический мир человека. Значит, человек как субъект оказывается «лежащим в основе» собственного экологического мира — того реального, «внешнего» мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него и только от него зависит, в каком экологическом мире он будет жить!
Это касается и каждого из нас. Если мы хотим стать подлинными субъектами своей жизнедеятельности, если мы хотим стать создателями нашего уникального экологического мира, если мы хотим стать творцами собственной жизни, то нам надо развивать свою субъектность.
Теперь можно и определить понятие субъектности.
Это системное качество человека, то есть такое качество, благодаря наличию которого он, собственно, и является тем, что он есть. Нет субъектности – нет и подлинного человека! Субъектность — это важнейшее человеческое свойство, выражающееся в способности человека «полагать себя в основу» своего экологического мира и самого себя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА
Чтобы стать подлинным субъектом, человеку необходимо развить в себе следующие способности:
1. Самоупорядочивание. Это способность человека приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира.
Простой пример: представим себе ученика одиннадцатого класса, который планирует по окончании школы поступать в вуз. При этом он большой любитель компьютерных игр и готов целыми днями проводить за дисплеем. Однако желание поступить в институт диктует необходимость вместо этого посещать специальные подготовительные занятия. И он вынужден переструктурировать свои особенности (желания, предпочтения, пристрастия) в соответствии с имеющимися в данный момент условиями. Конечно же, можно этого и не делать, гордо заявляя, что, дескать, я желаю оставаться самим собой. Но тогда и не приходится строить грандиозные планы относительно дальнейшего обучения.
2. Самопричинение. Это способность стать причиной изменений и в своем экологическом мире в том числе, стать «причиной себя». Иными словами, суметь отказаться от роли щепки в водовороте жизни и управлять своей жизнедеятельностью.
Продолжая предыдущий пример: выпускник может положиться на пресловутое «авось», а может целенаправленно реализовывать свою мечту. Определившись в выборе профессии, он внимательно изучит имеющиеся справочники, нужные интернетовские странички, составит список вузов, обучающих по этой специальности, проанализирует всю доступную информацию по этим вузам, выберет наиболее подходящий для него, свяжется с приемной комиссией, запишется на подготовительные курсы, тщательно подготовится к вступительным экзаменам. И в конце концов заслуженно займет место на студенческой скамье. Он не будет сваливать свою неудачу на неблагоприятные обстоятельства, а удача станет результатом его собственных усилий.
3. Саморазвитие. Это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Есть такое выражение: «человек, который сделал себя сам». Был от природы тщедушным — в итоге систематического посещения спортзала обрел физическую силу. Не хватало познаний — часы, проведенные в библиотеке, превратили его в эрудита. Не умел строить конструктивный диалог с людьми — в результате участия в коммуникативных тренингах стал мастером общения.
Развитие вообще-то всегда является саморазвитием: пока ученик не захотел, не приложил усилия, ни один самый замечательный педагог его ничему не научит (правда, хороший педагог сумеет сделать так, чтобы тот захотел и начал прикладывать усилия...).

ИЗМЕНИТЬ МИР ИЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ САМОМУ?
Из всего, что было сказано выше, следует: то, в каком экологическом мире человек будет жить, зависит от того, какими свойствами он обладает. А свои свойства человек сам в силах изменить. Все зависит от него. Ведь мир — это совокупность возможностей. А возможности определяются одновременно свойствами предметов и человеческими свойствами. Если, например, в школе набирается группа знатоков английского языка для участия в олимпиаде в Лондоне, а Вася Иванов английского языка не знает, то он сам автоматически лишает себя возможности посетить туманный Альбион. И в его экологическом мире Великобритания останется страной из книг и телевизора, а английская речь так и будет восприниматься как череда непонятных звуков.
Изменяя свои свойства (увеличивая знания, формируя новые умения, развивая личностные качества и т.п.), человек расширяет свои возможности, а значит — и раздвигает пространства своего уникального экологического мира!
Можно утверждать, что сам человек и его экологический мир образуют нерасторжимое единство — они взаимодополнительны. Это означает, что, с одной стороны, любое изменение в окружении приводит к тем или иным изменениям в человеке, но, с другой стороны, любое изменение в человеке приводит к изменениям во внешнем окружении.
Тогда получается, что любые проблемы в жизни человека по своей сути являются результатом недостатка необходимых возможностей. А значит, чтобы справиться с проблемами, нужно создать новые возможности.
Как же могут возникать новые возможности? Откуда они возьмутся? Да все просто! Раз для появления новых возможностей наши свойства должны стать взаимодополнительны свойствам объектов окружающей действительности, то тут, очевидно, существуют два пути: 1) изменение свойств окружающих объектов таким образом, чтобы полученные свойства оказались взаимодополнительными уже имеющимся свойствам человека; 2) изменение свойств человека таким образом, чтобы они оказались взаимодополнительными имеющимся свойствам внешних объектов.

Если я жду от изменения обстоятельств того,
чем я могу быть из самого себя,
я предаю собственные возможности.

(К. Ясперс)

Проще говоря, нужно либо изменить мир, либо измениться самим. В каждом конкретном случае остается решить, что сделать легче. Этот вопрос встает особенно остро, если в качестве внешних объектов выступают другие люди. А между прочим, еще Дейл Карнеги остроумно и очень точно заметил: «Если хотите изменить людей, начните с себя — это и проще, и безопасней».
Так что подлинный субъект должен быть нацелен, прежде всего, на изменение самого себя. Тем более что иногда обстоятельства складываются так, что мы ничего с ними поделать не можем. Это, конечно же, вовсе не означает, что нужно мимикрировать, как хамелеон, и проявлять такую гибкость, которая граничит с потерей своего я.

НЕ ПРОГИБАТЬ, А СТРОИТЬ
У Андрея Макаревича в одной из песен звучат слова о том, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Воображение рисует образ супермена, под мощными руками которого с треском прогибается и стонет все вокруг... Думается, все-таки, что настоящая субъектная позиция заключается не только в том, чтобы самому не прогибаться, но и в том, чтобы мир не прогибать, а строить, делая его более гармоничным и соответствующим (дополнительным) нашим свойствам.
Отсюда следует один важный практический вывод. Для того чтобы человек оказался способным решать свои проблемы, вовсе не обязательно искать события, послужившие причиной сегодняшней ситуации, выстраивать какую-то стратегию поведения в сложившихся обстоятельствах и т.д. Достаточно сделать так, чтобы изменились какие-то из его свойств, и проблема исчезнет автоматически, поскольку возникнет недостающая взаимодополнительность с миром!
Различия наших возможностей обусловливают непохожесть наших экологических миров и приводят порой к непониманию людьми друг друга. Давным-давно такая ситуация была описана в буддийской притче о слепце.

В одной деревне Будде показали слепого и сказали, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что света не существует: «Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус или понюхать. Ударьте по нему, как вы бьете в барабан, тогда я услышу, как он звучит».
— Слепой прав,— сказал Будда.— Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Истина в том, что его нужно отвести к врачу, а не убеждать.
Будда позвал своего личного врача, который всегда сопровождал его.
— А как же спор? — спросил слепец.
— Подожди, пусть врач осмотрит твои глаза.
Врач осмотрел его глаза и сказал:
— Ничего особенного. Понадобится самое большее полгода, чтобы вылечить его.
Будда попросил врача вылечить этого человека, а потом привести к нему. Через полгода бывший слепой пришел со слезами радости на глазах, танцуя.
— Теперь можно поспорить, — сказал Будда. — Раньше мы жили в разных измерениях, и спор был невозможен.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
www.vachkov.narod.ru
Е-mail: igorvachkov@mail.ru