Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ
ШКОЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

См. №  37, 38, 39/2004

Глава I
(окончание)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА

Вслед за наложенным взысканием (не особенно значительным) усиленно начинает просить прощения. Кожа над бровями наливается кровью, на глазах появляются слезы, но не надолго: скоро забывает и опять весел (хотя наказание и не отменено). (Возбудимость чувствований, их неустойчивость. XII, 25, 54.)
На воспитательском чтении сидит очень внимательно, весь отдается рассказу и от удовольствия громко вскрикивает: «Молодец!», «Так ему и надо!» и т.п.; при этом не всегда разбирается в сути всего рассказа, а останавливается на отдельных его моментах, особенно для него интересных. (Интерес, непроизвольное внимание. XI, 48; I, 3.)
Во время завтрака и обеда положительно набрасывается на подаваемые блюда и, несмотря на свой маленький рост и небольшие годы, ел, как взрослый, много и с большою поспешностью, предлагая товарищам отдать пирожное за котлету. Перед тем завтракал в свое время вместе с другими. (Низшие органические чувства. IX, 41.)
Увлекся игрою в перышки до того, что на зов не сразу отвечал. (Сосредоточ. непроизв. вним. I, 2.)
Начинает увлекаться игрой в шахматы, за игрой ничего не слышит, весь погружен в нее. (Сосредоточ. непроизвольн. внимание. I, 2.)
Во время воспитательского чтения решал шахматную задачу и в то же время старался не пропускать сути читаемого; время от времени вставлял вопросы, но видно было, что голова занята не тем. (Объем внимания. I, 5.)
К казенным вещам относится небрежно: вырезал фамилию на столе, бросал грязной губкой и замазал стену, платье чистит редко, а самого себя только по приказанию. (Отношение к обязанностям. XI, 50.)
Не может сидеть, как все сидят: то подожмет ноги под себя, то их согнет в коленях и упрет в стол, а то и на стол влезет. (Обилие двигат. импульсов. XIII, 57.)
Само собой разумеется, что на основании одного какого-нибудь факта или одного наблюдения мы еще не считали себя вправе заключать, что соответствующее качество развито у наблюдаемого в значительной степени. Вывод этот делался нами только в том случае, если одно и то же проявление или ряд однородных проявлений наблюдались нами у данного мальчика неоднократно, в их различных формах и при различных обстоятельствах.

Дополнительные сведения (отрывок)

I. Внимание. В интересное для него занятие он уходит весь, и чтобы вывести его из него и привлечь внимание, требуется настойчивое повторение. Так, например, увлекшись игрой в шахматы, он только после нескольких окликов по фамилии обращается с вопросом: «что?» (Сила сосредоточения внимания. I, 2.)
Во время классных или других занятий отвлекается от дела всем, что бы ни случилось около него: ломовой проехал, солдаты прошли и т.д. (Преобладание непроизвольного внимания. I, 3.)
При большом интересе (напр., при чтении вслух рассказа «Питер Мариц» в 500 с лишним страниц) в течение нескольких дней слушал чтение с выдающимся вниманием от начала до конца. (Устойчивость непроизвольного внимания. I, 4.)
II. Восприятие. Музыкальный слух сильно развит: легко схватывает мотив и передает его на рояли с достаточной точностью. Слышанный марш подобрал на рояли без труда. (Острота восприятий, качеств. сторона. II, 6.)
Наблюдательность сказывается в мелочах, как, например, в подражании или копировании — и часто удачном — старших товарищей; подмечает их жесты, движения, говор и вообще внешние особенности. (Богатство восприятий. II, 7.)
III. Память. Без труда выучивает слова иностранных языков. Слова, выученные в начале года, в большинстве ответил правильно без повторения в апреле. (Запоминание, сохранение в памяти. III, 9, 11.)
Во время воспитательских чтений легко вспоминал при каждом новом чтении то место (страницу или последние слова), где чтение было прервано. (Сохран. в пам. III, 11.).
Развитие музыкальной памяти подтверждается легким воспроизведением слышанного, а также знанием многих вещиц наизусть. В сравнении со сверстниками, занимающимися музыкой, выделяется своею музыкальною памятью, что постоянно подтверждает учитель музыки. (Тип умственных образов. IV, 15.)

После того как собирание материала было закончено, мы приступили к составлению характеристик.
Опыт показал, что составление характеристик, если его рассматривать со стороны чисто внешней, так сказать, технической, может производиться двумя способами. Первый из них состоит в том, что составляется подробнейшая сводка всех фактических данных, включая сюда как дневник, так и дополнительные сведения. Сводка эта производится в известной последовательности, например в порядке той программы, на которую мы уже ссылались выше. Благодаря сопоставлению данных, полученных в разное время и при помощи различных методов, здесь могут обнаружиться случайные ошибки, допущенные при собирании материала, а также может выясниться, какие именно факты и проявления повторяются особенно часто и, следовательно, являются особенно важными для характеристики данного субъекта. Когда же такая обстоятельная сводка закончена, остается сделать только заключительное (обыкновенно довольно короткое) резюме, в котором оценивается сравнительная важность различных сторон изучаемого характера и устанавливается между ними связь, основанная на данных психологии и отчасти физиологии.
Другой способ заключается в том, что исследователь уже заранее, изучая материалы, относящиеся к данной личности, составил себе общее представление о ее внутренней конструкции, о ее главных особенностях. Поэтому, приступая к составлению подробной сводки всего материала, он не придерживается порядка программы, а сразу же выдвигает те черты, которые, по его мнению, являются в данном случае наиболее характерными, подкрепляя свои выводы всеми фактами, имеющимися в его распоряжении. Получается, таким образом, сразу же полная, связная и законченная характеристика, в которой все разрозненные факты приведены в одно целое и которая в то же время представляет из себя не бледную, отвлеченную схему, а живой, конкретный портрет данной личности.
Этот второй способ труднее первого, но дает более яркие, так сказать, более красивые характеристики. Само собою разумеется, что какой бы из этих двух способов мы ни применяли, все наши выводы и заключения непременно должны опираться на вполне определенные фактические данные, а отнюдь не основываться на каких-либо догадках или на общем впечатлении, которое всегда отличается значительной долей субъективности.
Оба названных способа можно соединить вместе. Сначала дается подробная сводка фактического материала и короткое заключительное резюме, — как это было изложено в первом приеме. Затем это резюме подробно разрабатывается и в него включаются все те фактические данные, которые имеются в сводке материала. Таким образом, сама собой получается та связная и вместе с тем фактически обоснованная характеристика, о которой мы говорили при изложении второго приема. Именно таким образом поступали мы при разработке полученных нами данных.
Само собою разумеется, что приводимые здесь фамилии испытуемых вымышлены.

Глава II

ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ХАРАКТЕРОВ

Как уже сказано было выше, мы в настоящее время еще не имеем такой классификации характеров, которая, будучи достаточно полной, в то же время стояла бы близко к жизни и могла бы служить руководством при наблюдениях над живыми людьми. То же самое следует сказать и о классификации детских характеров, при составлении которой мы также встречаемся с очень значительными затруднениями. Правда, личность ребенка проще, элементарнее, чем личность взрослого человека. Но зато она еще не вполне сложилась, не приняла сколько-нибудь определенной, законченной формы. Многие наклонности и задатки, очень существенные для данной личности, в момент наблюдения еще не достигли своего полного развития и только впоследствии проявляется во всей своей силе.
Вообще, наблюдая и классифицируя детские типы, никогда не следует забывать, что мы имеем дело с еще не законченными психическими организациями, находящимися в периоде своего развития. Здесь приходится считаться не только с тем, что уже есть в данный момент, но также и с тем направлением, в котором развивается это существующее. О направлении можно судить в значительной степени по тем уже сложившимся и законченным типам взрослых людей, которые по своему складу приближаются к характеру того или иного из наблюдаемых нами детей. Поэтому составление обстоятельной классификации взрослых является, в сущности, необходимым предварительным условием для получения сколько-нибудь сознательной и полной классификации детских типов; во всяком случае, обе эти задачи следует считать теснейшим образом связанными друг с другом.
Скажем несколько слов об основных принципах нашей классификации.
Во всякой человеческой личности следует различать два рода элементов, которые, согласно терминологии, предложенной С.Л. Франком и мною, можно назвать эндо- и экзопсихическими элементами. К первой категории относятся такие особенности человека, как, напр., большая или меньшая его эффективная возбудимость, точность и полнота его восприятия, особенности воли, внимания, памяти, воображения, мышления, — одним словом, вся та совокупность основных психических и психофизиологических функций, которые составляют ядро личности, или нервно-психическую организацию. Второй род элементов личности, или экзопсихическую ее сторону, составляет ее отношение к внешним объектам, к среде. При этом понятие «среды» или «объектов» берется в самом широком смысле, в котором оно обнимает всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входят и природа, и материальные вещи, и другие люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последствия также могут быть объектом известного отношения со стороны личности.
Преобладание того или иного рода элементов, а также их взаимные отношения друг к другу в значительной степени определяют собою душевный строй каждой отдельной личности. В частности, именно этими отношениями обусловливается очень важное подразделение, проходящее через всю нашу классификацию: на чистые и извращенные типы. Чистыми мы называем такие типы, в которых внешняя среда и складывающиеся под ее влиянием экзопсихические проявления личности более или менее соответствуют внутренним задаткам и склонностям человека или его эндопсихике. В таких случаях обе стороны личности взаимно содействуют развитию друг друга. Наоборот, при их несоответствии они зачастую взаимно мешают друг другу, нарушая правильное развитие личности, почему мы и назвали такого рода типы извращенными.
Наряду с несоответственными жизненными условиями извращение личности может вызываться также болезнью, врожденной или приобретенной. Существенное значение имеет здесь также патологическая наследственность, играющая обычно такую важную роль в образовании всякого рода патологических или, как мы их будем в дальнейшем называть, дефективных характеров. В подобных случаях болезненные проявления личности, более или менее многочисленные, тесно переплетаются со всем остальным ее складом, образуя своеобразные, иногда очень типичные сочетания.
У детей 11–13 лет (возраст, к которому принадлежало большинство наших испытуемых) эндопсихическая сторона личности может считаться уже более или менее сложившейся; в дальнейшем, конечно, может произойти некоторое усиление или ослабление тех или иных основных психических функций, но резкого изменения характера едва ли можно ожидать. Наоборот, экзопсихика находится как раз в периоде своего образования, отражая на себе, с одной стороны, основные черты характера данного ребенка, а с другой — благоприятные или неблагоприятные условия его семейного воспитания и окружающей его в данный момент среды.
Чрезвычайно важное значение при изучении и группировке человеческих индивидуальностей имеет то обстоятельство, что каждый человек от своего рождения и до периода возмужалости проходит целый ряд последовательных ступеней, образующих в своей совокупности его психический рост, или психическое развитие.
В связи с этим стоит деление человеческих личностей на три уровня или разряда: низший, средний и высший. К первому принадлежат люди, мало одаренные от природы или почему-либо не имевшие возможности достигнуть полного своего развития; во второй разряд входят люди со средними способностями, составляющие обычно большинство всякого общества; наконец, третий разряд включает в себя тех, кто по своим душевным качествам стоит выше окружающих и так или иначе выделяется из толпы.
Конкретными признаками, определяющими принадлежность к тому или иному уровню, является, прежде всего, богатство личности, обилие и разнообразие ее проявлений — или, наоборот, их бедность, узость и односторонность. Вместе с тем, однако, все эти разнообразные проявления в конце концов сливаются между собою, образуя одно общее целое; и чем выше человек по своему психическому уровню, тем яснее выступает это гармоническое объединение различных проявлений в одну цельную человеческую личность. Наконец, не менее важное значение имеет также большая или меньшая сознательность человека, его способность или неспособность ориентироваться в окружающем, отдать себе ясный отчет в том, что вокруг него и с ним самим происходит. Сюда относится то, что называют миросозерцанием, сознательными принципами и правилами поведения и т.п.
Само собою разумеется, однако, что у детей, у которых психическое развитие еще далеко не закончилось, деление по уровням не может быть проведено так, как это мы делаем у взрослых. Тем не менее и среди детей всегда можно выделить таких, которые по своим задаткам и способностям выделяются среди остальных, обещая в будущем достигнуть довольно высоких ступеней душевного развития.
Существенными критериями, помогающими нам уяснить себе степень одаренности того или иного ребенка, могут служить: степень его умственных способностей, широта и содержательность интересов, сосредоточенность и устойчивость внимания и волевой деятельности, большая или меньшая самостоятельность и т.д.

Окончание следует