Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Развитие воображения и коррекция
детей с трудностями в поведении

Методические рекомендации
для психологов школ и детских садов

Продолжение. Начало см.39, 40/2004

Диагностика детей с аффективным поведением

Для значительной части детей с трудностями в поведении характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.

ЧТО ТАКОЕ АФФЕКТ
По мнению психологов, аффект — это низшая стадия эмоционального развития, характеризующаяся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.
Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
В дошкольный период очень велик процент развития невротических реакций. Почему это происходит? В анализе причин основное внимание исследователей обращается на особенности развития нервной системы, недостаточность жизненного опыта, неправильное воспитание и целый ряд других причин.
Мы считаем, что многие аффективные реакции вызываются недостаточным уровнем развития детского воображения. Ведь именно воображение позволяет ему осмысливать и переосмысливать любые наличные ситуации, именно воображение обеспечивает ребенку способность действовать по замыслу.

КАК БЫ ТЫ ПОСТУПИЛ?
Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики «Как бы ты поступил?», которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект (например, ребенок в магазине игрушек, ребенка укладывают спать в темноте и т.п.)*.
А.Н. Леонтьев указывает, что одной из отличительных особенностей аффекта является его неосознанность. Изучение аффективного поведения предполагает не только анализ ответов самого ребенка, но и сопоставление их с характеристиками реального поведения, поэтому выделенные ситуации предлагались не только детям, но и родителям, и воспитателям. Взрослых просили отметить, как бы повел себя ребенок (варианты поведения предлагались), ребенка просили рассказать, как бы он поступил.
Анализ анкет воспитателей и родителей позволил вычленить основные черты поведения аффективных детей:
— Теряются, замыкаются, плачут.
— Боятся засыпать. Перед сном напряженно ждут страшного.
— Не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием ситуации.
— Не могут включиться в какую-либо коллективную игру, занятие.
— Боятся животных: всех подряд или одного из них.
— Скучают по дому. Для поведения характерна тревожность, плаксивость при расставании с близкими.
— Проявляют скрытность из-за боязни ситуации.
— Не могут выбрать что-либо, хотят взять все.
— Не осознают своих действий. Вербально предполагают самые несуразные вещи.
— В какой-либо ситуации не знают, как поступить.
— Очень послушны. В новой ситуации испытывают сначала испуг, а затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых.
— Часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, бьют ногами. Эпизодически впадают в состояние кратковременной истеричности.
— Боятся, но затаив дыхание смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут, когда, например, появится чудовище. После этого проявляют боязливость и испуг.
Для детей эти же ситуации были обозначены на картинках, которые сопровождались рассказом взрослого и обрывались на неопределенной ситуации. Затем ребенку задавался вопрос: «Как бы ты поступил?» При этом учитывалось, что ребенок может при решении задачи использовать вербальное поведение, то есть поступить, как желают взрослые, как полагается. Поэтому оценивались не ответы детей сами по себе, а лишь в сопоставлении с ответами воспитателей и родителей.


* Ситуации методики «Как бы ты поступил?» приводятся на с. 6 (приложение).

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ответы детей, их анализ и сопоставление с реальным поведением (ответы взрослых) позволяют выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут адекватно выйти из них. Психологический анализ поведения и деятельности этих детей говорит о тесной зависимости между развитием эмоций, умением управлять ими и творческим воображением.
Можно выявить детей с аффективным поведением и таким образом: ребенок играет в игру, предложенную взрослым, например, с зайчиками. Когда ребенок увлекается игрой, раздается стук в дверь. Взрослый предполагает, что это волк пришел за зайчиками, и просит ребенка открыть дверь и сказать волку, что зайчиков нет. На основании поведения детей в этих или аналогичных обстоятельствах можно выделить характерные черты у детей с аффективным поведением.
Так, эти дети очень зависят от наглядной ситуации. Ребенок как бы «залипает» в ней. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и в совершенно безопасные обстоятельства. Даже когда взрослый сам разрешает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке, наконец, купили понравившуюся игрушку, она все равно продолжает горько плакать.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности поведения. Этим как раз и объясняется та черта, когда дети, боящиеся, например, чудовищ, постоянно их рисуют, думают о них, включают в игру, каждый раз испытывая при этом непреодолимый страх.
Третья характеристика детей с аффективным поведением связана с четким разделением когнитивной и эмоциональной сфер личности ребенка. Единство аффекта и интеллекта, на которое указывал Л.С. Выготский как на непременное условие формирования детской личности, у таких детей нарушается, и когнитивный фактор, который часто помогает контролю за поведением, у этих детей не имеет решающего значения. Так, мальчик говорит взрослому: «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но все равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвертой характеристикой аффективных детей является их безынициативность, внешняя послушность взрослому. Так, когда дети должны были открыть дверь и сказать находящемуся там волку, что зайчиков в комнате нет, многие дети послушно, как-то обреченно шли к двери, открывали ее, но не могли ничего сказать в силу голосового спазма.
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении оказывается ориентация ребенка на наличную картину, уход от альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного контекста ситуации.
Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.

НЕПОДЧИНЕННОСТЬ ОБРАЗА
Мы уже указывали на то, что дети с аффективным поведением имеют воображение, где представлено лишь два компонента — предметная среда и прошлый опыт. Главный компонент — особая внутренняя позиция — у таких детей практически не представлена. Эта особенность воображения отчетливо проявляется при решении диагностических задач.
Так, например, если сравнить неаффективных детей, находящихся на первом уровне развития воображения, и детей, не умеющих управлять своими эмоциями, обнаружившими тот же уровень, то легко убедиться, что само воображение детей «аффективной группы» очень специфично уже хотя бы потому, что в отличие от других детей они придают смысл лишь отдельным предметам и не способны, как остальные, видеть контекст ситуации в целом. Так, если у большинства детей дошкольного возраста механизм «целое раньше частей» предполагает видение ситуации, в которой любой предмет или его часть приобретают смысл, дети данной группы видят целое только в отдельном предмете. Это очень часто приводит к тому, что наступает абсолютизация предмета, независимость предметного образа, неподчиненность его ребенку.
Аналогичную картину можно наблюдать, если сравнить разных по аффективности детей, обнаруживших второй уровень развития воображения. Если эмоционально благополучные дети при решении задачи «Где чье место?» воспроизводят и собственный, и чужой опыт, знакомый им по рассказам, сказкам, мультфильмам и т.п. (причем часто они просто моделируют ситуацию, исходя из собственного опыта), то аффективные дети могут отвечать только в пределах того, что они сами видели, являясь непосредственными участниками.
Если ситуация незнакома для них, они часто отказываются искать ее решения или повторяют уже найденные решения для «знакомых» ситуаций. Это приводит к тому, что «аффективные» дети всегда дают по этой методике однозначные ответы.
Таким образом, воображение детей этой группы больше похоже на воспоминание. Об этом же свидетельствует тот факт, что воображаемые детьми ситуации всегда очень реальны.
Еще одной отличительной особенностью детей с аффективным поведением, обнаружившим второй уровень развития воображения, является то, что они часто механически переносят свой прошлый опыт на новую ситуацию, несмотря на то что она лишь внешне схожа со старой. Так, девочка, когда-то испуганная собакой во дворе дома, при предъявлении ей картинки, на которой изображено, как собака убегает от детей, отказывается что-либо делать, говоря, что собака злая, вредная, что она покусает детей. Несмотря на то что собака на картинке очень маленькая, девочка упорно говорит, что собака большая. Поведение детей этой группы часто напоминает поведение Иванушки-дурачка, который плясал на похоронах и плакал на свадьбе.

 

(Продолжение следует)

Елена КРАВЦОВА,
доктор психологических наук,
директор
Анне ТЫШЕНБАЕВА,
кандидат психологических наук
Валентина СТЕПАНОВА,
Институт психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫЯВИТЬ ДЕТЕЙ
С АФФЕКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1. Мальчик учится в первом классе, накануне вечером он учил стихотворение, которое задали на дом. Рассказывал его всем дома, с выражением, без запинки. В школе, когда его вызвали к доске, он растерялся и забыл стихотворение. Ему поставили двойку...
2. Как-то мальчик (девочка) с мамой пошли в магазин. Они встали в очередь, а она была очень длинной. Они стояли долго-долго...
3. Папа обещал сыну (дочери), что, когда он освободится, они пойдут в магазин «Детский мир» и купят только одну игрушку. Когда вошли в магазин, то мальчик (девочка) увидел много красивых игрушек: машину, танк, пистолет, самолет и т.п. (куклу, мебель, посуду, швейную машинку)...
4. Папа хочет, чтобы сын (дочь) вырос бесстрашным и сильным, чтобы он поскорее взрослел. Мальчика (девочку) уложили спать в темноте...
5. Мама попросила сына (дочь) убрать в уголке игрушек. Он (она) не любил этого делать, но мама говорила, что это обязательная работа. И вот мальчик (девочка) начал убирать, а в это время по телевизору стали показывать мультфильмы...
6. В группу воспитатель принес очень интересные новые игрушки, но игрушек было очень мало, и мальчику (девочке) не досталось...
7. Во дворе играли в интересную игру. Мальчик (девочка) долго стоял возле детей, но никак не мог с ними заговорить, попросить, чтобы его приняли в игру и...
8. Папа купил сыну (дочери) очень интересный конструктор. Он стал собирать из конструктора модель, но у него ничего не получалось...
9. Мальчик (девочка) смотрит телевизор. Вдруг на экране появился огромный дракон. Он зарычал, открыл страшную пасть и выпустил огонь...
10. Мальчику (девочке) читают сказку «Аленький цветочек»: «Когда купец сорвал цветок, загремел гром, засверкала молния и появилось страшное чудовище...»
11. В зоопарке мальчик (девочка) попросил поставить его на бортик около клетки. В клетке был тигр. Вдруг тигр зарычал, открыл огромную пасть. Мальчик (девочка) чуть не упал...
12. Дети пошли в цирк. Заключительным номером программы было выступление акробатов под куполом цирка. Весь зал замер, даже оркестр перестал играть. Мальчик...
13. Мама с мальчиком (девочкой) пришли в магазин, чтобы купить туфли. Но в это время он увидел много красивых игрушек и стал просить маму купить игрушку. Мама не соглашается, говорит, что игрушек много и нужно купить туфли...
14. Мальчик (девочка) играет на улице с детьми. В самый интересный момент его зовут домой...
15. Мама и папа собираются в дом отдыха и отправляют сына (дочку) в детский сад на дачу. Он сел в автобус и...
16. На буфете стояла красивая ваза, ее подарили маме на день рождения. Мальчик (девочка) бросил мяч и разбил ее. В это время в комнату вошла мама...
17. В детском саду делали прививки. Мальчика (девочку) вызвали в кабинет...
18. У мальчика заболел зуб, и его привели в поликлинику. Доктор достал большие щипцы...

TopList