Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

Г. ТРОШИН

Сегодня, заводя разговор о детях-инвалидах, мы стыдливо обходим прямое указание на их физические недостатки. Слепых называем «лицами, лишенными зрения». Ранее признанный английский термин «Handicapped Children» («аномальные дети») заменяем термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями»). Это вроде сигнала о нашей социальной зрелости. О росте градуса гуманизма. Хотя гуманизм измеряется не столько терминологически, сколько практически.
В начале ХХ века всех детей, чем-то отличающихся от обычных, называли просто — «ненормальные». Умственно отсталый, слепой, глухой и просто непослушный, неуправляемый — все попадали в разряд «ненормальных», поскольку поведение этих детей по тем или иным параметрам отклонялось от «нормы». О попытках первичной классификации «ненормальных» детей, о развитии общественных механизмов заботы об этих детях и повествует исторический очерк Г. Трошина, увидевший свет в 1912 году

Настоящий очерк имеет целью дать общий обзор детской ненормальности в главнейших чертах и итогах за последнее столетие.
Из многочисленных задач, входящих в науку о детской ненормальности, взяты для обзора только практические вопросы, так или иначе связанные с делом помощи ненормальным детям, а именно: статистика, классификация в связи с определением детской ненормальности, ее этиология, история и виды призрения, результаты последнего, средства для него и законодательство специального характера. Все эти вопросы наиболее своевременны для русских условий, так как в настоящее время еще не выработалось ясных понятий ни о сущности детской ненормальности, ни о ее числе, ни о ее происхождении, не говоря уже о материальных средствах и законодательстве.
Хотелось бы, чтобы читатель вынес из очерка впечатление, что детская ненормальность в большинстве случаев составляет продукт ненормальных общественных условий, а борьба с нею составляет обязанность общества и что степень участия к ненормальным детям является показателем общественной благоустроенности. С этой целью данные о детской ненормальности, относящиеся к России, выделены в особый отдел, чтобы показать, как много сделано в этой области в других странах и насколько печально положение ненормальных детей в России.
Цельной классификации детской ненормальности нет, да и едва ли она возможна: слишком сложное явление классифицировать по одному признаку было бы полной ошибкой, а свести к единству все признаки — задача, пока недостижимая.
Теперь, после столетней истории, после того как детская ненормальность сделалась предметом практических мероприятий, необходим какой-либо общий обзор, чтобы можно было ориентироваться.
Всю область детской ненормальности можно разделить на три группы, резко отличающиеся друг от друга.
I группа психического недоразвития,
II группа детских психозов и неврозов,
III группа симптоматической ненормальности.

Первая группа
характерна по преимуществу количественным понижением психики; сюда принадлежат:
1. Анэцевалы — безголовые уроды нежизнеспособные.
2. Абсолютный идиотизм, сопровождающийся обычно болезненными осложнениями в виде расстройства движения, эпилепсии, параличей и т.д.
3. Идиотизм типичный без осложнений.
4. Переходные степени от идиотизма к слабоумию.
5. Слабоумие или имбецильность.
6. Отсталость.
Эта основная группа, наиболее характерная для всего учения о детской психической ненормальности, обнимает формы преимущественно стационарно-результативного характера, врожденные или приобретенные в раннем детстве; группа наиболее изученная в этиологическом, патолого-анатомическом, психологическом и биологическом отношениях; группа в сравнении с другими видами детской ненормальности наиболее многочисленная и важная в практическом отношении.

Вторая группа
детских психозов и неврозов заключает очень много форм, из которых важнейшие:

1. Дегенеративный тип.
2. Moral insanty.
3. Неврастенический тип.
4. Истерический тип.
5. Эпилептический тип.
6. Хореический невроз, психоз.
7. Заикание и др. расстройства речи.
8. Тики.
9. Онанизм и половое созревание.
10. Детский алкоголизм.
11. Острые психозы с исходом в выздоровление.
12. Психозы при лихорадочных болезнях.
13. Детские психозы с исходом в слабоумие.
14. Dementia precox.
15. Детский прогрессивный паралич.
16. Периодические детские психозы и т.д.

Эта группа характерна по своему сходству с невропатологией и психопатологией взрослых; обнимает по преимуществу формы, развивающиеся после рождения и в позднем детстве в виде болезненных процессов, а не стационарно-результативных состояний (сравни с I гр.); группа психопатическая по существу, а не симптоматически (сравни с III гр.).

Третья группа
симптоматической ненормальности, очень сложная и пестрая, заключает в себе ненормальность:

1. При слепоте, глухоте, немоте.
2. При глухонемоте, слепоглухонемоте.
3. При телесных недостатках (калечество).
4. При физической кахексии.
5. При носоглоточных разрощениях.
6. При нравственной заброшенности и одичалости.
7. При неблагоприятных школьных условиях.

Эта группа характеризуется тем, что психотический элемент (обычно — отсталость, но иногда и идиотизм, например при слепоглухонемоте) является не первичным, а вторичным — лишь симптомом другого основного болезненного процесса; в некоторых формах она имеет большое практическое значение.

Этиология
Причины детской ненормальности разделяются на три группы.

Причины до рождения

1. Наследственность психопатическая
2. Наследственность невропатическая
3. Наследственность алкогольная
4. Наследственность туберкулезная
5. Наследственность эпилептическая
6. Наследственность сифилитическая
7. Социальное положение родителей
8. Разница в возрасте родителей
9. Величина семьи
10. Порядок рождения
11. Внебрачность и брачность
12. Кровное родство
13. Неблагоприятные влияния во время зачатия
14. То же во время беременности
15. Пол
16. Раса
17. Климатические и географические влияния

Причины во время рождения

1. Преждевременные роды
2. Продолжительные роды
3. Наложение шприцов
4. Asphyxia neonatorum

Причины после рождения

1. Детские конвульсии
2. Конвульсии при прорезании зубов
3. Менингит
4. Менинго-энцефалит
5. Травмы головы
6. Лихорадочные заболевания
7. Рахит
8. Малокровие и хлороз
9. Плохое питание и кахексия
10. Носоглоточные разрощения
11. Потрясающие эмоции
12. Неблагоприятные семейные условия
13. Неблагоприятные школьные условия
14. Нравственная заброшенность

Большая неточность — сослаться на наследственность как причину детской ненормальности и умыть руки, явно и тайно намекая, что с наследственностью мы ничего поделать не можем. Между тем самая наследственность — чисто социальное явление; что такое алкогольная, сифилитическая и туберкулезная наследственность, как не результат несовершенства социальных явлений? К чему сводятся в конце концов: плохое питание, малокровие, хлороз, внебрачность, неблагоприятные влияния во время зачатия и беременности, плохие семейные условия, отвратительная школа, нравственная заброшенность детей, как не к социальным условиям?
Конечная победа над нею мыслима лишь при коренном изменении социальных условий, следовательно, недостижима в настоящее время; повседневная же борьба с детской ненормальностью может вестись при полном вооружении теоретическими и практическими знаниями.

История
История детской ненормальности развивалась в связи с общей идейной и культурной эволюцией; теснее всего она связана с теориями воспитания и с психологией, в частности детской. Обычно за всяким обновлением в области воспитания и психологии следовал, несколько запаздывая, усиленный интерес к ненормальным детям. Классический мир с его Тарпейской скалой для неудачных детей и с его законодательством, лишавшим «монстров» человеческих прав, равным образом Средние века — с их историями о «людях-волках» и о детях, воспитанных дикими зверями — в истории детской ненормальности не имеют большого значения. Настоящая ее история начинается с конца XVIII ст. и органически связывается с эпохой Просвещения и с школьной реформой XVIII в.
Приоритет принадлежит Франции. Великая французская революция распространила права человека не только на нормальных, но и на все почти категории несчастных, за которыми право на человеческое существование не признавалось. В 1791 г. декретом Учредительного собрания были приняты под покровительство государства школы для слепых, в 1792 году Пинель освободил от оков душевнобольных в Сальпетриере; от Законодательного собрания аббат d’Epee получил санкцию и благодарность своему методу обучения глухонемых. Наконец настала очередь и психически ненормальных детей: в VII году республики в лесу около Авейрона был пойман мальчик, известный с тех пор под именем Авейронского дикаря. Его взял D-r Itard и воспитывал по методу Локка и Кондильяка. Это и была первая школа ненормальных детей; а два доклада Itard’a в 1801 и 1807 гг. открывают научную историю детской ненормальности вместе с трудами Ackerman’a (1790), Fodere (1792) и др. о кретинизме, пользовавшемся в это время большим вниманием, даже со стороны Наполеона I-го.
Дальше начинается длинный период в истории ненормальности, период попыток, когда ненормальных детей пробуют обучать, открывают школы, закрывают их, переходят от радужных надежд к разочарованию и, в конце концов, достигают лишь до устройства приютов для идиотов и специальных детских отделений при больницах для душевнобольных.
Если первый период стоит в связи с эпохой Просвещения и школьной реформой XVIII в., то второй — составляет естественное следствие того оживления в психологической науке, в частности детской, которое началось в средине второй половины XIX ст. и связано с именами:
в Англии: Дарвина, Роменса, Джемса Сюлли; в России: Ушинского («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»); в Германии: Прейера; во Франции: Б. Перэ; в Италии: Л. Ферри; в Америке: Стэнли Холла.
Изучение ненормальных детей, как специальная доктрина, несколько запоздало своим появлением; расцвет его начинается лишь в 90-х гг. и продолжается до настоящего времени: основываются несколько специальных журналов, не считая периодического издания «Recherches» Бурневилля, появляются отдельные солидные монографии, устраиваются общества для изучения и помощи ненормальным детям, применяются к ним экспериментальные методы изучения; в настоящее время детская ненормальность составляет особую науку, в которой одно перечисление литературы заняло бы солидный том. В практическом отношении позднейший период характеризуется особым вниманием к слабым формам нормальности, а именно к так называемым отсталым детям, умственное развитие которых не позволяет им учиться в обыкновенных школах, но вполне достаточно для того, чтобы получать образование в специальных школах с особой программой.
Идея долгое время не прививалась; все надеялись, что отсталых детей можно воспитывать в приютах, устраивая им отделения особо от идиотов и слабоумных. Мало-помалу жизнь, однако, брала свое; играло роль и более близкое знакомство с детской ненормальностью, но, вероятно, главным образом материальные соображения: количество отсталых (15 на 1000 детей) столь внушительно, что устраивать для них приюты-интернаты было бы слишком дорого; поэтому остановились на более доступном типе — специальные школы; которые в настоящее время могут считаться наилучшей формой помощи отсталым детям.

(Из сборника статей
газеты «Школа и Жизнь».
«Вопросы педагогической патологiи
въ семьi и школе». Выпуск II.
С.-Петербургъ, 1912)