Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

CОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ


Ю.А. Клейберг
М.: ТЦ Сфера, 2004

Какое бы благоприятное впечатление ни производила школа и какими бы благополучными ни казались дети, педагоги наверняка вспомнят случаи, когда подростки своими выходками заставляли их всерьез задуматься о смене профессии. В то же время трудности подросткового возраста всем нам хорошо известны не понаслышке. Что это — норма или патология, с ними стоит считаться или, наоборот, оказывать сопротивление? В данной книге по социальной психологии отклоняющегося поведения вы не найдете готовых ответов на эти сложные вопросы. Но ее стоит прочитать, чтобы разобраться, что такое «девиантное поведение» и «социальная норма», какие существуют модели девиантного поведения и его клинические формы, влияет ли на него окружающая среда и т.д. Так, например, автор обращает внимание на снижение значимости таких общественных институтов, как школа и семья, что оказывает негативное влияние на формирование личности подростка.
Не вызывает сомнения, что книга заинтересует всех тех, кто ежедневно в силу профессиональной специфики общается с подростками и потому нуждается в подобных сведениях.
Данное издание представляет собой учебное пособие по курсу «Психология девиантного (отклоняющегося) поведения». Автор поставил перед собой задачу обобщить накопленный зарубежными и отечественными психологами материал по обсуждаемой проблеме. Однако здесь представлена не только теория, но и описаны конкретно-психологические особенности девиантного поведения. В частности, дается характеристика таких типов отклоняющегося поведения, как бродяжничество, страхи, вандализм, черный юмор и т.д. Правда, не совсем понятно, зачем на страницах учебного (!) издания приводить образцы черного юмора.
Автор не ограничивается описанием особенностей отклоняющегося поведения, а предлагает программу его коррекции. Социально-психологическая помощь имеет два ведущих направления: предупреждение, или профилактика, и преодоление, или собственно коррекция. Последнее требует специальной подготовки.
Самостоятельный интерес представляют приложения, в которые вошли методики диагностики предрасположенности к отклоняющемуся поведению, изучения личности дезадаптированного подростка, склонности к риску и т.д., а также карта комплексного психологического обследования ребенка и программа наблюдений.
Несмотря на то что автор не претендует на исчерпывающее освещение проблемы отклоняющегося поведения и даже, более того, — указывает на противоречивые подходы и точки зрения, книга производит впечатление фундаментального издания, что делает ее чтение серьезным, требующим специального внимания делом. Однако хочется надеяться, что это не отпугнет потенциальных читателей-практиков.

Марина СТЕПАНОВА