Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ
ШКОЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

См. №  37, 38, 39, 40/2004

Глава II.
ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ
ДЕТСКИХ ХАРАКТЕРОВ

Наряду с делением людей по психическому уровню не менее (если не более) важное значение имеет также деление их по психическому содержанию. Очень распространенным и, на наш взгляд, вполне целесообразным и отвечающим действительности представляется деление на три главных группы соответственно трем основным сторонам психической жизни: умственные (или интеллектуальные), аффективные (или эмоциональные) и волевые. У взрослых низшего уровня типы эти отличаются сравнительной примитивностью. Значительно более отчетливыми и дифференцированными представляются они у людей среднего уровня. Здесь мы находим дальнейшие подразделения трех основных групп, в зависимости от преобладающего развития той или иной стороны данного психического процесса.
Так, у интеллектуальных может преобладать мышление, индуктивное или дедуктивное, или, наоборот, воображение, воспроизводящее или творческое; энергия, характеризующая волевую группу, может проявляться или в виде рассудочно-обдуманной, спокойно-систематической деятельности («рассудочные») или, наоборот, в виде отдельных аффективно-обусловленных порывов и увлечений, дающих иногда не менее значительные результаты («аффективно-деятельные»), и т.д. Эти разновидности могут соответствовать избираемой человеком профессии, и тогда каждый отдельный тип выступает с еще большей отчетливостью и определенностью. В частности, различные разновидности интеллектуальной группы можно бывает обычно объединить, характеризуя их как теоретиков, сравнительно далеких от жизни, в то время как аффективная в волевая группы дают преимущественно практиков — реалистов, живо интересующихся окружающей их действительностью со всеми ее разнообразными проявлениями.
Далеко не всех людей можно бывает по их психическому содержанию подвести целиком под ту или иную типическую разновидность. Очень часто приходится встречаться с такими случаями, когда в одном и том же человеке совмещаются одновременно два различных основных душевных качества, характеризующих собою два разных типа...
Что касается детей, то и здесь классификация детских типов должна будет некоторыми существенными чертами отличаться от классификации взрослых. Так, напр., среди детей младшего возраста едва ли можно будет выделить группу чисто интеллектуальных: умственная деятельность маленьких детей бывает обыкновенно еще слишком тесно связана с их практическими жизненными потребностями, и только с возрастом умственные интересы мало-помалу начинают обособляться, образуя в конце концов в некоторых случаях самостоятельную, ясно выраженную группу.
У некоторых из наших испытуемых (в особенности старшего возраста) такое преобладание умственных интересов и умственной деятельности уже начинает намечаться. При этом обычно замечается (сообразно с общим преобладанием у детей воображения и конкретного мышления над абстрактным) значительное преобладание литературно-художественных интересов; даже в тех случаях, когда подрастающий ребенок начинает заинтересовываться доступными его пониманию более отвлеченными, научными вопросами, эти последние представляются ему обыкновенно в чисто конкретной форме, зачастую тесно переплетаясь с образами фантазии.
Так как развитие личности у детей даже сравнительно старшего возраста далеко еще нельзя считать сколько-нибудь законченным и самую личность — вполне определившейся, то смешанные и аморфные типы должны, вероятно, встречаться у детей значительно чаще, чем у взрослых. Есть они, конечно, и среди наших 11 мальчиков.
Теперь попытаемся охарактеризовать важнейшие из намечающихся таким образом детских типов.

А. Чистые типы

а) Интеллектуальные
Сравнительно мало распространенный тип; в более или менее чистом виде встречается преимущественно среди детей старшего возраста, подростков.
Значительное развитие мыслительной деятельности и умственных интересов. Хорошая память. Наблюдательны лишь в той области, которая их интересует (напр., какой-нибудь отдел естествознания, техники и т.д.); на окружающее мало обращают внимания. Замкнуты, малообщительны; обычно углублены в чтение или в свои мысли. Склонны к мечтательности, в старшем возрасте — к самоанализу. Аффекты умеренно развиты. Внимание преимущественно непроизвольное. Воля довольно слабая, неспособны к самообладанию.
Увлекаются серьезным чтением, на которое тратят много времени и труда; однако делают это обычно без какой-либо определенной системы, и поэтому познания их часто отрывочны и односторонни. К практической деятельности неспособны. Играми (напр., подвижными) интересуются мало. Из товарищей сходятся лишь с теми, у кого есть общие с ними интересы. Часто задумываются над основными вопросами жизни и миросозерцания, но более теоретически, чем практически.

b) Аффективные
Господствующее место занимают аффекты, придающие своеобразный характер как умственным процессам, так и волевой деятельности.
Умственные способности обычно средние: не особенно наблюдательны, память довольно хорошая. Мышление и творческое выражение развиты слабо. Аффекты (напр., радости, гнева, страха и пр.) легко возбудимы, часто могут достигать значительной силы, но обычно непродолжительны. Болтливы. Подвижны. Внимание легко возбудимо, но неустойчиво; любопытны, но не любознательны. Воля слабая. Легко внушаемы.
Общительны. Не злы, но не способны к сильной, глубокой привязанности. Беспечны; легкомысленно относятся к школьным обязанностям. Учатся посредственно и неровно. Среди товарищей авторитетом не пользуются. Иногда любят чтение, рисование и проч., — но все это не особенно сильно. Иногда любят принарядиться, но чаще беспорядочны и неряшливы.

c) Аффективно-деятельные
Преобладает эмоционально-волевая сторона. Энергия направлена обычно не на внутренние процессы (к этому дети еще малоспособны), а на внешние акты: сложные движения, действия и поступки, отношение к другим людям.
Умственные способности бывают довольно хороши, особенно в направлении реально-практических знаний, соображения и товарищества. Аффективная возбудимость значительна. Энергичны, настойчивы, самостоятельны.
Характерно отношение к сверстникам: ищут общества; обычно верховодят, командуют; хорошие товарищи — не выдадут; прирожденные бойцы, смелые, энергичные. Мораль определенная, крепкая, — но обычно своя, школьническая, а не начальственная. К шалостям очень склонны. К искусствам и наукам довольно равнодушны. Зато часто увлекаются чтением с разными приключениями и героями.

d) Рассудочные
Преобладающую особенность их составляет, наряду с значительно развитой энергией и настойчивостью, также склонность к предварительному обдумыванию и взвешиванию своих поступков, отчего вся их деятельность приобретает последовательный, систематический характер.
Внимание произвольное, устойчивое. Воображение слабое. Вдумчивость, стремление осмыслить и понять окружающее. Чувства и их проявления довольно слабы. Осторожность, доходящая до страха. Поступки всегда обдуманны, все подробности заранее предусмотрены. Способность к волевому усилию, настойчивость.
Обыкновенно аккуратны, любят порядок. Особой дружбы ни к кому из товарищей не питают. Любят общение со старшими. Самолюбивы, иногда очень; часто застенчивы. Любят похвалы, награды, стараются хорошо учиться и примерно вести себя, — отчасти ради отметок, отчасти же из интереса. Чувство долга (послушание, школьные обязанности, забота о других) значительно развито. Всеми предметами занимаются одинаково хорошо, но ни одним из них не интересуются особенно сильно. Часто бывают религиозны. К искусствам довольно равнодушны.

B. Одаренные

По своему общему складу отдельные типы этой группы близко подходят к уже обрисованным нами четырем основным типам, отличаясь, однако, от них теми особенностями, которые характеризуют собой принадлежность к более высокому уровню.
Среди этих особенностей на первом плане следует поставить более значительное развитие умственных способностей, принимающих то или иное направление в зависимости от общего склада характера данного типа. Так, интеллектуальные интересуются обыкновенно различного рода общими вопросами, а также предметами и науками, имеющими более отвлеченное содержание. Преобладающие задатки сказываются уже достаточно отчетливо, особенно у детей старшего возраста. Наоборот, у одаренных представителей аффективного типа на первый план выступает деятельность творческого воображения, богатого и яркого, проявляющегося в форме литературного дарования, способности к рисованию, лепке, музыке и т.д.
У аффективно-деятельных и рассудочных умственная работа принимает более практическое направление. Первые отличаются своей сообразительностью, позволяющей им быстро ориентироваться среди тех сложных и разнообразных положений, в которые ставит их непрекращающаяся жажда практической деятельности. Эта сообразительность дает им возможность придумывать новые планы действий и находить выход в затруднительных обстоятельствах; в связи с нею стоит также часто наблюдающаяся у этого типа способность к различного рода техническим изобретениям и выдумкам. У рассудочных высшего уровня одаренность сказывается обыкновенно в более сознательном и широком понимании как своих задач, так и способов, ведущих к их достижению.
Вообще значительное развитие у одаренных детей умственных способностей порождает обыкновенно более сознательное отношение к окружающему, более ясное понимание как жизненных отношений, так и их значения для самого ребенка.
Другою особенностью одаренных детей является их большая продуктивность, способность к производительному труду в той или иной интересующей их области. Однако и это качество также проявляется различно в зависимости от принадлежности ребенка к тому или иному типу. Так, у интеллектуальных и отчасти аффективных высшего уровня вся их деятельность направлена на теоретическую работу, в то время как аффективно-деятельные и рассудочные являются практиками по преимуществу; далее, аффективные и аффективно-деятельные работают обыкновенно порывами, составляя в этом отношении полную противоположность рассудочным, работа которых отличается настойчивостью и систематической последовательностью.
Наконец, еще один и также весьма существенный признак одаренности составляет богатство личности, значительное разнообразие ее проявлений. Что касается координации проявлений, гармонического объединения их в одну цельную личность, то этот признак по-видимому, не играет здесь такой существенной роли: личность всякого вообще ребенка еще настолько не закончена и не сформирована, что о ее цельности едва ли можно говорить.

C. Смешанные. Аморфные

Трудно установить сколько-нибудь определенную группировку смешанных, а тем более аморфных типов, так как сама природа их такова, что исключает возможность подобной группировки. Комбинации различных по своему содержанию основных психических функций, образующих смешанный тип, могут быть очень разнообразны. Не менее трудно провести сколько-нибудь определенную границу между смешанными и аморфными типами; нередко бывает так, что ребенок, характер которого представлялся вначале неясным и неопределенным (аморфным), по мере своего развития превращается постепенно в более определенную личность смешанного типа.

D. Извращенные

Дадим краткое описание только трех типов, на наш взгляд наиболее характерных.

а) Пассивно-апатичные
Сюда принадлежат дети, у которых благодаря ложно поставленному воспитанию, препятствовавшему развитию инициативы, личные их влечения совершенно подавлены; они равнодушны ко всему, что не касается их чувственных, органических потребностей, они вяло и апатично подчиняются всякому внешнему влиянию. Мышление у них всегда очень слабо, наблюдательность также. Память, чисто механическая, иногда бывает недурна. Аффекты довольно слабы, скоропреходящи; сколько-нибудь устойчивых интересов и симпатий обычно не наблюдается. Крайне слабовольны, легко внушаемы.
К природе и животным равнодушны. Чувственные влечения сильно развиты. Эгоисты; в общественном деле механически подчиняются другим (стадность) или начальству. Работают лишь из-под палки. Правила морали понимают и исполняют чисто внешним образом. Какие бы то ни было высшие интересы отсутствуют. Предоставленные самим себе, совершенно беспомощны.

b) Лицемерные
В воспитании этих детей, наряду с преобладанием чувственных наслаждений над идейными интересами, господствовали также притворство, ложь и лицемерие. Это отразилось на всем их характере.
Они не столько умны, сколько хитры. Могут быть настойчивыми, но лишь в тех случаях, когда дело идет об их личной выгоде. В общем все-таки ограничены и недальновидны. Чувственные эгоисты, заботятся лишь о себе и своих потребностях. Хвастливы, тщеславны, не прочь покомандовать, — но к действительному властвованию не способны. Перед власть имущими (учителя, начальство) льстят и заискивают. Всегда готовы подвести товарищей ради личной выгоды. Ленивы. Лживы и лицемерны: будучи на деле совершенно равнодушны к своим обязанностям, делают, однако, вид, будто стараются усердно выполнять их. Отсутствие всяких высших интересов.

c) Озлобленные
Благодаря деспотическому и жестокому обращению личные желания забиты и если не совершенно атрофированы, то тщательно и недоверчиво скрываются от посторонних. На первый план выступают грубость и злоба как против угнетателей, так и против всех вообще окружающих.
Умственные способности довольно ограниченны. Чувства легко возбудимы, но замкнуты и сдержанны в своих проявлениях. Бывают настойчивы, но не столько в производительном труде, сколько в сопротивлении и мести. Как к животным, так и к людям часто бывают жестоки, иногда без всякого определенного повода: любят дразнить младших товарищей, мучить животных и т.д.; однако бывает и так, что какого-нибудь слабого товарища берут под свое покровительство. За обиды мстят. Подозрительны и недоверчивы. В обществе замкнуты и застенчивы, прикрывая свою застенчивость грубостью и цинизмом. Работать не любят, трудятся лишь из-под палки, с озлоблением. Общественные обязанности понимают узко, извращенно, больше в смысле общего сопротивления школьным требованиям; зато, несмотря ни на какие угрозы и наказания, товарищей не выдадут. Высшие интересы развиты слабо. Наслаждения грубые, требующие мышечного напряжения или сильных аффектов; часто увлекаются спортом.

E. Дефективные

Дефективных детей по их общему психическому уровню принято в настоящее время делить на три группы: идиотов, имбецилликов и дебиликов. У первых психическая жизнь находится в очень зачаточном состоянии; мыслительная деятельность почти совершенно отсутствует, нередки резкие, чисто патологические расстройства в области восприятия, психомоторных функций и т.д. Поэтому мы и не будем их здесь описывать. Что касается имбецилликов и дебиликов, то граница между ними настолько неясна и неопределенна, что краткое описание их можно дать в одной общей характеристике. Перечислим некоторые наиболее существенные черты их характера.
Ощущения и восприятия их нормальны. Внимание обычно отличается крайней неустойчивостью и несосредоточенностью. Запас конкретных представлений может быть довольно велик, но зато плохо усваивают абстрактные понятия, недостаточно ориентируются в пространстве и особенно во времени. Употребляют слова, не соединяя с ними определенного смысла. Память, в особенности механическая, иногда бывает очень хороша; изредка встречаются односторонние дарования. Комбинирующая деятельность воображения и мышления ослаблена (хотя хитры они бывают часто). Недостаточное развитие всех высших идейных чувств, в особенности моральных и социальных. Эгоизм, неблагодарность. Аффективная возбудимость бывает обычно довольно значительна. Воля слабая, неустойчивая, импульсивная. Значительная внушаемость: отсутствие инициативы, самодеятельности.
Что касается деления дефективных детей по их психическому содержанию, то сколько-нибудь общепринятой классификации в этом отношении и до сих пор еще не имеется. Быть может, она и вообще невозможна, вследствие отсутствия здесь резко ограниченных типов и преобладания смешанных, переходных форм. Тем не менее можно указать на два типа, встречающиеся особенно часто.

a. Пассивные
Наряду с понижением высших умственных функций (при нередко хорошей памяти), слабое развитие эмоций и двигательно-волевых проявлений. Отсюда общая пассивность в поведении. Могут быть очень усидчивыми работниками, но без всякой инициативы.

b. Возбужденные
Ненормально сильная подвижность. Болтливость. Крайняя неустойчивость внимания. Повышенная аффективная возбудимость. Отсутствие постоянства в чувствах и действиях. Импульсивность поступков, неспособность сдерживаться.