Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ:
ПРАКТИКУМ

 

Ю.Г. Демьянов
М.: ТЦ Сфера,
2004

Это небольшое учебное пособие значительно отличается от привычных нам изданий по психодиагностике, содержащих в себе описание методик исследования познавательных процессов, эмоциональной сферы, личности и т.п. Ничего подобного в этой книге вы не встретите, но тем не менее она вышла в серии «Библиотека практического психолога», что представляется оправданным. Единственное, что вызывает возражение, — отнесение ее к практикумам: в ней речь идет о теоретических основаниях, лежащих в основе решения практических задач в области психиатрии. При этом никаких практических заданий по ходу прочтения не предусмотрено.
По мнению автора, пособие призвано облегчить студентам овладение курсом «Возрастная психиатрия». Автор приводит общую характеристику особенностей протекания психических процессов при различных нарушениях (не только психических, но и соматических), а также причин, обусловливающих отклонения в развитии, приводит классификацию психических заболеваний. В книге рассказывается о правилах ведения клинической беседы, о том, как оценить психический статус человека, при этом даются ссылки на рекомендуемые психодиагностические методики. Эти сведения необходимы не только будущим медикам для правильной диагностики заболевания, но и практическим психологам, постоянно сталкивающимся с явлениями нетипичного поведения разной степени выраженности.
Психолог не имеет права ставить психиатрический диагноз, однако он также не имеет права не знать о явных и скрытых признаках психического заболевания, об особенностях поведения человека в стрессовых и экстремальных ситуациях. От психолога далеко не всегда требуется решать проблему своими силами, иногда необходимо лишь вовремя заметить отклонения в поведении, с тем чтобы посоветовать человеку или даже убедить его обратиться к специалистам.
Автор книги знакомит в том числе и с пограничными состояниями, не соответствующими ни критериям нормы, ни показателям патологии. К таким состояниям автор относит, например, задержку психического развития, с чем наверняка сталкиваются психологи в своей практической работе. Следует отметить, что данная книга предназначена всем практическим психологам, так как в ней речь идет о психических нарушениях как в детском, так и в зрелом и старческом возрасте.
Подобные этому издания необходимы не только в ежедневной практической работе психолога, их значение шире: они способствуют формированию профессионального мышления. Содержащиеся в книге материалы указывают на границы психологической науки и практики, с одной стороны, и на тесную связь психологии со смежными дисциплинами — с другой.
Внутренний мир человека находится в ведении не только психологии, но и клинической медицины — психиатрии, и можно добавить — литературы и искусства. И психологу иногда необходимо выйти за рамки своих узкопрофессиональных интересов, чтобы посмотреть на живого человека с разных сторон.

Марина СТЕПАНОВА