Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004


АРСЕНАЛ

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА

Методические рекомендации
к организации

Продолжение. См. № 42/2004

Требования к материально-техническому оснащению
кабинета детского психолога

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ И ИНТЕРЬЕРУ
Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.
Архитектурно-художественная концепция проекта предполагает осознанный отход от прямого угла (они скругляются), а также формирование среды кабинета через создание образов природы.
Интерьер кабинета и его архитектурное решение связаны с применением средств для изменения форм, объема, а также цветового, светового и звукового оформления пространства.
Идеи архитектуры и дизайна кабинета детского психолога отражены в чертежах проекта кабинета.

Температурный режим
Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха, для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт». Желательно также наличие установки для кондиционирования воздуха.

Звукоизоляция
Для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью, а для уменьшения шума от работы звуковоспроизводящей аппаратуры целесообразно обеспечить выносной пульт управления.
Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
Необходима изоляция помещений от шума, вибрации и других неблагоприятных факторов. Максимальная громкость звучания записей – 30 дБ.

Освещенность и цвет
Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности – до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих, релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию напряжения.
Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. В цвето-световом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).

Организация пространства
Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.
С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
1. Зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
2. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
3. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.
4. Зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
5. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.
Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс.
Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования специализированного кабинета детского психолога в учебно-воспитательном учреждении, где основным контингентом посещающих кабинет или нуждающихся в его работе целесообразно считать учащихся различного возраста и дошкольников, их родителей и воспитателей, учителей школ.

ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТО-ЦВЕТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть определенная симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шкала любимых цветов изменяется в течение жизни человека. Так, дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. Они гораздо больше, чем взрослые, отдают предпочтение интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цветовой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на состояние психики человека изменяется в условиях специального воздействия.
В психологической практике цвет используется как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.
По воздействию на человека все цвета можно разделить на две группы: так называемые теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).
Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему оказывает зеленый и голубой цвет. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают настроение, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют центральную нервную систему.
Цвет также связан и со слухом. При восприятии шума усиливается функция зрительных рецепторов, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных, угрюмых звуках красный цвет кажется темнее. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настроение человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цвето-световой средой создает определенные впечатления у ребенка, влияет на его ощущения и настроение. Влияние цвета на психическое состояние ребенка должно непременно учитываться при организации пространства его жизнедеятельности. Таким образом, правильное использование цвета является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета.
Для выбора цветовой гаммы кабинета детского психолога можно использовать «естественный цветовой круг» И.В. Гёте. В основе его – оценка цвета по категориям и выделение основных и составных цветов первой и второй степени.
Основные цвета – желтый, синий, красный, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета.
Составные цвета первой степени получаются смешением двух основных цветов.
Составные цвета второй степени образуются смешением составных цветов первой степени.
«Естественный цветовой круг» И.В. Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, на вершинах которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными или дополнительными. Противоположные цвета всегда создают резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем цвета их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает, а скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза в таких случаях бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный цвет, как естественный дополнительный цвет. Знание этих эффектов влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабинета в зависимости от задач работы.
Например, в ситуации семейного консультирования желательно оформить зону ожидания и консультативную зону как пространство, обеспечивающее относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. поэтому цветовое решение здесь должно быть выдержано в основных тонах. Использование насыщенных оттенков красно-оранжевого цвета в этой зоне противопоказано. Не рекомендуется также создавать в этой зоне резкие цветовые контрасты в восприятии.
В ситуации организации игротерапии, наоборот, пространство оформляется с применением насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Здесь допустимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степени. При этом следует учитывать, что в помещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении звучные цвета (оранжево-красные) усиливаются.
Цветовой климат кабинета выступает, таким образом, важной составной его частью. Цветовое решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цвето-световую программу, сопровождающую занятие с детьми.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИТОДИЗАЙНА
Растения, обогащая воздух кислородом, благотворно воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха.
Правильно организованное озеленение психологического кабинета, основанное на принципах фитодизайна, является наиболее полноценной формой компенсации потребности человека в естественной природной среде, биологическое влияние которой на человека сравнительно хорошо изучено в экологической психологии. Психологи установили также, что дети реагируют на окружающую среду более непосредственно, чем взрослые. Поэтому нужно с большим вниманием, знанием рекомендаций проектировать детские помещения, комнаты для игр, занятий, защищая детей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В равной мере эти требования относятся и к организации среды специализированного кабинета детского психолога, где обязательно должно быть озеленение, основанное на принципах фитодизайна.
Принципы фитодизайна требуют учета следующих моментов:
1) архитектурные и инженерные:
– создание комфортных условий для человека (объемно-планировочные, микроклиматические и эстетические),
– создание нормальных условий для роста и развития растений (освещение, почва, дренаж, полив и т.д.);
2) биоэкологические:
– подбор ассортимента растений (светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые),
– подбор композиций растений (прямостоящие и ампельные, а также стелющиеся) и пр.
Наиболее благоприятна для развития растений специальная цветочная витрина (флорариум). Особенно часто она используется в безоконных и бесфонарных помещениях в световых пейзажных фитокомпозициях. Во всех случаях витрины флорариума представляют собой разновидность зимнего сада.
Благодаря искусственному освещению такую витрину можно размещать в самых различных уголках помещения или использовать в качестве разделителя основных зон психологического кабинета.
Материалом для цветочницы могут служить металл, бетон, керамика, пластик, дерево. В керамическом сосуде или деревянном ящике можно высадить несколько горшечных растений, создав с их помощью небольшой ландшафт. Это может быть уголок «пустыни» из суккулентов или ландшафт по типу японского сада с небольшим папоротником и неровными камнями в основании. Неплохо использовать в кабинете и растения местной флоры.
Керамические, стеклянные, деревянные или пластиковые цветочницы могут иметь разнообразные формы и размеры, чтобы их удобно было формировать по группам, создавая перепады высоты.
Целесообразно строить фитокомпозицию в кабинете по принципу приближения к природному ландшафту, но в миниатюре. Наиболее характерными ассоциативными растительными фитокомпозициями, экологически и эстетически совместимыми, являются: «тропический лес», «лесные поляны», «зеленая стенка», «скальный», «болотный» и «садово-декоративный».
Если витрину-флорариум располагать вдоль свободных стен, то целесообразно заднюю ее стенку сделать зеркальной и тем самым иллюзорно увеличить объем интерьера и озеленения. При этом необходимо учитывать, что зеркала должны быть герметично защищены от влаги.
При выборе ассортимента растений необходимо отбирать такие, оптимальные условия произрастания которых сходны с условиями, комфортными для человека, то есть температура воздуха 18–24оС, влажность 50–60%, освещенность 500–1000 лк.
Для витрин флорариумов в кабинетах без естественного освещения рекомендуются фитокомпозиции «тропический лес» с ассортиментом теневыносливых, тропических и субтропических растений.
В качестве источников света рекомендуется использование дуговых ртутных ламп мощностью 250, 400, 1000 вт, а также люминесцентных мощностью 40 или 80 вт в сочетании с лампами накаливания.
Планируя интерьеры зон психологического кабинета, можно вводить в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство человека, которое оказывает психологическое влияние на детей особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому после напряженного труда, социальных контактов высокой напряженности. Защиту от вредного влияния среды на психологическое состояние человека в этом случае можно найти в хорошо организованном экопсихологическом пространстве, имитирующем природную среду. В этом состоит значение и целесообразность применения фитодизайна в условиях психологического кабинета.
Удачным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы, шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что оказывает весьма благоприятное воздействие на организм и особенно хорошо воспринимается детьми.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
В качестве одного из психологических средств воздействия во время индивидуальных и групповых занятий в кабинете применяются специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию.
Тихая мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы, напротив, музыкальные отрывки с более резкими звуковыми переходами повышают ее функцию.
Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые подобно моторно-висцеральным рефлексам оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания – от 15 до 30 минут.
Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными, психологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.
При составлении музыкальных программ, сопровождающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музыкальных произведений должен осуществляться руководителем индивидуально в соответствии с задачами работы, собственным стилем и методикой ведения занятий. Особенно важно учесть и соблюдать правила соотнесения ритма произносимых формул самовнушения с ритмом звучащей музыки. Обязательным условием является совпадение начала и окончания каждой речевой формулы с началом и окончанием музыкальной фразы. Важно также, чтобы формулы для выполнения определенного упражнения завершались вместе с завершением музыкального отрывка. Музыка служит фоном занятия, а поэтому она всегда должна звучать тише голоса руководителя. Для психотерапевтических целей необходимо подбирать музыку с относительно низким эмоциональным насыщением.
В музыкальном сопровождении тренинговых занятий не рекомендуется использовать модные шлягеры, широко известные и популярные классические произведения, так как в этом случае музыка может ассоциироваться с какими-то личностно значимыми событиями и отвлекать от выполнения упражнений.

По материалам проекта
творческой группы разработчиков
под руководством
доктора психологических наук Ольги УСАНОВОЙ,
Институт психологии и педагогики, г. Москва