Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2004


НАШИ ДЕТИ

ЗВОНЯТ — ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ!

Рекомендации администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений
для работы с учащимися, уличенными в
телефонном хулиганстве (терроризме)

 

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ПО ТЕЛЕФОНУ

Распространение телефонных звонков хулиганского и явно террористического характера в последнее время во многом объясняется спецификой телефонной связи как средства общения. К специфическим характеристикам телефонной связи можно отнести следующее:
• пространственные и временные особенности;
• максимальную анонимность;
• возможность прервать контакт;
• эффект ограниченной коммуникации.

Пространственные особенности

Телефонная связь предоставляет возможность общения людям, находящимся на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому позвонивший может оказывать воздействие на любого человека, удаленного от него на десятки километров. Таким образом, сфера влияния позвонившего выходит далеко за рамки привычного пространства, что значительно снижает его моральную ответственность и вместе с тем психологическую нагрузку за совершаемые действия. Доступность такого способа самореализации во много раз выше, чем во всех других социально приемлемых и одобряемых видах деятельности.

Временные особенности

Нуждающийся в самореализации ребенок может практически мгновенно соединиться с любым желаемым объектом. Возможность незамедлительной связи в любое удобное время особенно важна для лиц с повышенной чувствительностью к отрицательным эмоциям, к аффективному напряжению. Таким образом, этот способ самореализации чаще всего выбирают дети, испытывающие психологический дискомфорт.

Максимальная анонимность

Пользуясь телефоном, ребенок избавляется от необходимости преодолевать какие-либо барьеры, возникающие при непосредственном обращении. Телефонный разговор обеспечивает полную анонимность, сохраняя для ребенка иллюзию безнаказанности.

Статья опубликована при поддержке БФ "Движение" - лечение наркомании и алкоголизма. Лечение на дому и в стационаре, использование современного оборудования и методик, бесплатная консультация. Узнать подробную информацию о лечении, профилактике и реабилитации Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.f-dv.ru.

Возможность прервать контакт

Беседу по телефону ребенок может в любой момент прервать, опустив лишь трубку на рычаг. Личный контакт с друзьями, педагогами, родителями закончить значительно труднее.

Эффект ограниченной коммуникации

Общение по телефону осуществляется по единственному акустическому каналу. Это сужает поток информации, которым могут обмениваться два взаимодействующих человека. Исключительно акустический и почти полностью вербальный характер телефонной коммуникации обусловливает определенную переорганизацию речевой деятельности ребенка. Прежде всего, усиливается вербализация переживаемой ситуации, эмоционального состояния, планов и намерений звонящего. Такие условия способствуют аффективному отреагированию.

ЛЕГЧЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ

Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризис. Перемена статус-кво неожиданна, тревожна и часто повергает личность в состояние уязвимости и беспомощности. Такими кризисами, могущими сильно повлиять на учащихся, являются: сложные взаимоотношения с родными и близкими, конфликтные ситуации с педагогами, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также несчастный случай с учащимся или преподавателем, самоубийство или смерть близких, знакомых, грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия.
Кроме того, появились новые разновидности кризисных ситуаций, негативно действующих на большое число учащихся. Например, захват заложников, атака снайперов, убийства, терроризм — проблемы, практически не существовавшие в школах тридцать лет назад. Школьным коллективам необходимо быть готовыми к тому, что работа учащихся, преподавателей и администрации может быть нарушена.
Любые ситуации легче предотвратить, чем исправлять. Именно поэтому так важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в школе (к числу которых можно отнести и хулиганские телефонные звонки).
Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональными последствиями совершенного поступка, некоторые дети и подростки могут отрицать либо сам факт происшествия, либо его значение. Дети, которые используют отрицание как средство справиться с ситуацией, должны быть уличены в этом — в мягкой, но прямолинейной манере. Это может вызвать гнев и негодование ребенка, но со временем и при поддержке взрослого дети, как правило, начинают принимать реальность произошедшего.
На всех этапах работы с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве (терроризме) со стороны образовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо классный руководитель участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов. Важно помнить и об обязательной психолого-педагогической работе с родителями учащегося.
Учителя находятся на передовой во время и после произошедшего события. Они проводят большее количество времени со своими учениками и часто знают их лучше, чем кто бы то ни было еще. Таким образом, учителя могут оказать непосредственную помощь ребенку. Однако они также находятся в достаточно трудном положении: им необходимо быть спокойными и быть в состоянии контролировать своих учеников, в то время как они сами могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ

Действия, которые могут предпринять учителя для работы со своими учениками в подобного рода ситуациях:
·Необходимо быть осторожным и не вторгаться в личностное пространство учащегося, начиная от физического расстояния между ними и кончая психологическим.
• После получения информации, связанной с происшествием, и разрешения директора раскрыть его классный руководитель должен аккуратно и честно объяснить ученикам, что случилось. Ученики должны получить информацию в доступной для них форме, с учетом возраста и уровня развития.
• Учителя могут (и большинство из них должны) проконсультироваться со школьным психологом или специалистом окружного антикризисного подразделения относительно наиболее удачной стратегии работы в подобных ситуациях.
• Часто бывает полезно, чтобы школьные учителя разрешали учащимся вербализацию своих эмоций. Важно, чтобы учителя контролировали собственные эмоции во время работы со школьниками. Задание довольно трудное, если принять во внимание, что учителя сами могли быть серьезно задеты сложившейся ситуацией. Дети имеют привычку смотреть на взрослых, чтобы подражать их реакции. Учитель, испытывающий трудности с контролированием своих эмоций, может быть не лучшим примером того, как справляться с переживаниями.
• Если классный руководитель не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой школьный представитель должен немедленно заменить его или помочь в работе.
• Необходимо обсудить с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве, что он может испытывать (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство страха, обиды, мести и т.п.).
• Период сильных эмоциональных реакций после завершения ситуации обычно длится от одной до шести недель.
• В целях предупреждения агрессивных действий со стороны учащихся классные руководители должны настойчиво выявлять детей, которые находятся в кризисных состояниях и нуждаются в индивидуальной помощи и поддержке.
• Учащемуся в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность объяснить свои эмоции и поступки в связи с произошедшим.
• Когда ученик захочет поделиться своими чувствами, учителю необходимо выслушать его в некритической и неоценивающей манере.
• Ученику должна быть предоставлена возможность рассказать о происшедшем через другие средства коммуникации (к примеру, письмо).
• Работа по преодолению последствий сложившейся ситуации продолжается в классе. Необходимо помнить, что некоторые ученики могут отреагировать на произошедшее через несколько дней или недель. Преподаватели должны иметь в виду этот факт и оставаться настороже какое-то время после события. Некоторые дети могут попытаться убедить других, что они не задеты этим событием, а потом внезапно продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию.

ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНУ

С течением времени, при правильной поддержке со стороны школьного персонала и семьи, учащийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования. Однако есть дети, которые, вследствие своих личностных характеристик (включая опыт и способность оказывать и получать помощь), будут продолжать переживать кризисные состояния, у них могут возникать поведенческие проблемы в школе и повседневной жизни. Этим детям потребуется дальнейшая индивидуальная помощь.
Учащийся, прибегнувший к телефонному хулиганству, в той или иной мере переживает кризисное состояние (состояние дисбаланса). Агрессия может являться последствием этого состояния ребенка. Классному руководителю важно выявить объективную причину поведения учащегося и дать оценку ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обратиться за помощью к школьному психологу.
При самостоятельной работе с учащимся классному руководителю необходимо:
• Постараться определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит.
• Попытаться узнать, что именно причиняет ему беспокойство в данный конкретный момент.
• Выявить наиболее актуальную проблему с точки зрения учащегося.
• Выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или взрослого.
• Совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем.
• Обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой.
• Постараться заметить сходство данной ситуации с предшествующей. Например, при повторяющихся случаях невыполнения учащимся социальных правил и норм.

ГРУППА РИСКА

Классному руководителю необходимо обратить особое внимание на ярко выраженные проблемы у школьников, нуждающихся в дополнительной помощи. Ниже приводятся критерии выявления учащихся, составляющих «группу риска»:
• учащийся не выполняет школьные задания или поручения в течение длительного времени, при условии, что большинство сверстников справляются с работой;
• учащийся с высоким уровнем эмоциональных реакций (к примеру, агрессивность, плач, слезливость);
• учащийся находится в состоянии депрессии, а также не желает общаться;
• учащийся с низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания;
• учащийся с суицидальными идеями, а также учащийся, который преднамеренно наносит себе повреждения (к примеру, ранит себя);
• учащийся, употребляющий алкоголь или наркотики в очевидно возросшем количестве;
• учащийся, набирающий или теряющий значительный вес за короткий период времени;
• учащийся, который перестает обращать внимание на личную гигиену.

ШАГИ НАВСТРЕЧУ

Как показал опыт последних лет, образовательные учреждения все чаще сталкиваются с разными типами кризисных ситуаций. Одни из них локальны и касаются только учеников и школьного персонала (такие, как телефонный терроризм, переживание утраты в связи со смертью ученика, преподавателя), другие носят более глобальный характер (террористические акты, стихийные бедствия и т.д.).
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация может представлять угрозу физической безопасности учащихся. К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования. Одни бедствия случаются в стенах школы, другие — за ее пределами. Но вне зависимости от типа ситуации сотрудники образовательного учреждения сталкиваются с необходимостью распознать, понять поведение учащихся.
Неожиданные события, нарушающие обычное течение школьной жизни, часто не получают должного внимания со стороны администрации, но такое внимание необходимо. Любая кризисная ситуация предполагает осуществление со стороны школьной администрации следующих шагов.
Первый шаг — позвонить семье, предложить помощь, поддержку. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного.
Второй шаг — поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных.
Третий шаг — ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся, справиться с эмоциональными последствиями ЧС.
Четвертый шаг — определить политику контактов со средствами массовой информации, решить, какую информацию предоставлять.
Пятый шаг — оценить необходимость обращения за помощью в региональный (городской или районный) антикризисный центр и другие организации.
Шестой шаг — оповестить вышестоящую организацию о ЧС.
Седьмой шаг — выделить аудитории для групповой работы и других особых целей.
Восьмой шаг — составить расписание работы школы (в зависимости от ситуации школа может быть закрыта, работа учреждения может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на группу риска и т.д.); рассмотреть возможную деятельность всех подразделений школы (кружков, дополнительных занятий и т.д.).
Девятый шаг — предпринять шаги по выявлению группы риска.
Десятый шаг — определить необходимость связаться с родителями учащихся группы риска.
Одиннадцатый шаг — в случае смерти или самоубийства принять необходимые меры в отношении личных вещей.
Двенадцатый шаг — пригласить бригаду мобильной помощи из службы экстренной психологической помощи по работе с посттравматической ситуацией.
Тринадцатый шаг — представить информацию в городскую службу экстренной психологической помощи (информация включает в себя следующие сведения: школа, дата происшествия, краткое описание — что сделано школьной антикризисной бригадой, что, с точки зрения школы, было сделано удачно, что можно было сделать по-другому, была ли задействована региональная служба экстренной психологической помощи, ее действия).
В каждой кризисной ситуации среди учащихся, педагогов и родителей распространяются памятки с напоминанием о том, как следует и как не следует себя вести, что и как следует и не следует говорить, кратко описывается, как протекает переживание горя, какова симптоматика переживания страха, гнева, вины, депрессии и т.д.
Рекомендации предлагаются в дополнение к установленному порядку работы администрации и педагогического коллектива в условиях ЧС и должны использоваться при разработке плана действий в кризисных ситуациях каждым образовательным учреждением. При подготовке рекомендаций использовались материалы из опыта работы психологических служб России, США, Израиля и Канады.
В случаях телефонного хулиганства (терроризма) администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения должны пользоваться методическими рекомендациями, подготовленными Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области и рекомендованными к практическому использованию Федеральной антитеррористической комиссией (М.: Изографус, 2002).

Рекомендации подготовлены
Центром экстренной психологической помощи МГППУ
(руководитель — кандидат психологических наук
Екатерина БУРМИСТРОВА),
и НПЦ «Психология экстремальных ситуаций» ПИ РАО
(руководитель — Алексей ЗАХАРОВ)
Центр экстренной психологической помощи МГППУ:
(095) 924-84-40

 

 

ЛИТЕРАТУРА

В психолого-педагогической работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии, можно использовать следующую литературу:
1. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. — Москва–Тула, 1993.
2. Бубер М. Я и Ты. В книге: «Два образа веры». — М.: Республика, 1995.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Издат. центр «Социальное здоровье России», 1994.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.
5. Василюк Ф.Е. Пережить горе. В книге: «О человеческом в человеке», М., 1991.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2002.
7. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб.: ПитерПресс, 1996.
8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993.
9. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. — М.: Академия, 1997.
10. ЧП: Азбука поведения. — М., 1992.