Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2004
 

Новый номер нашей газеты может показаться читателю не совсем обычным. Он почти полностью посвящен экзистенциально-аналитической психологии. В огромном психологическом мире экзистенциальная психология — одно из направлений. Причем направлений, позволяющих себе критически относиться к идеям отечественной психологической школы.
Для нас аналитическая психология представляет интерес не только с точки зрения «общего развития», но еще и потому, что на ее основе была создана программа «Жизненные навыки и социальные умения» — уроки психологии в начальной школе. Причем создана нашими профессионалами специально для российских детей. По этой программе сегодня работают педагоги-психологи в разных концах страны. Работают с разной эффективностью, с большим или меньшим успехом. Но в этом как раз ничего необычного нет. Тем не менее программа «Жизненные навыки» стоит особняком от других программ школьной психологии в силу нетрадиционного для нашей ментальности обоснования. И работать по ней трудно — в том смысле, что она требует сопряжения ведущего уроки с темами, которые подчас довольно глубоки и затрагивают эмоционально не только детей, но и ведущего занятия, а также виртуозного умения слышать себя и ребенка внутренним слухом, видеть внутренним взором.
С момента своего появления в печати программа не раз подвергалась критике — справедливой и неизбежной. Поскольку неизбежен зазор между глубинным пониманием человека и формами воплощения такого понимания в практической деятельности.
В отсутствии же глубины подхода к ребенку, к пониманию законов его развития и взаимодействия с социумом авторов программы упрекнуть невозможно. Как невозможно упрекнуть в этом саму экзистенциальную психологию. Она попыталась сфокусироваться на НЕВЫРАЗИМОМ в человеке, и назвать это НЕВЫРАЗИМОЕ словами — своеобразный подвиг. Ведь мы признаем в качестве существующего только то, чему сумели дать ИМЯ.

Марина АРОМШТАМ