Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Элементы практической психологии

 

Р.М. Грановская
5-е изд.
СПб.: Речь, 2003

В наше время, когда изданий по практической психологии значительно больше, чем по вопросам теории и методологии психологической науки, трудно удивить читателя чем-то новым и необычным. Эта книга значительно отличается от многочисленных пособий по практической психологии по крайней мере двумя особенностями.
Во-первых, это фундаментальное издание, в котором идет речь о самых разных психологических проблемах: психических процессах и особенностях их протекания, личностных характеристиках и механизмах психологической защиты, возрастных изменениях и культуре общения...
Во-вторых, автор видит свою задачу в повышении психологической грамотности читателей. Именно поэтому основное внимание в книге уделено описанию существа психологических явлений и процессов. По мнению автора, эти психологические знания необходимы нам в повседневной жизни, так как с опорой на них люди учатся решать семейные и психологические проблемы, адекватно реагировать на стрессовые ситуации. В большинстве изданий по практической психологии конкретные рекомендации составляют основное содержание (как стать богатым, преуспевающим, счастливым), что и заставляет усомниться в их верности, а иначе почему среди нас немало бедных, неуспешных и несчастных...
Практические советы завершают главы книги, логически вытекая из сказанного. Автор подчеркивает, что рекомендации нельзя рассматривать как набор готовых рецептов, они являются лишь ориентирами при решении собственных конкретных проблем.
Эта книга предназначена не профессиональным психологам, а всем тем, кому по роду своей деятельности приходится работать с людьми. При этом надо иметь в виду, что овладение научными психологическими знаниями способствует не только повышению психологической грамотности, но и росту уверенности в себе, повышению самооценки, что весьма позитивно сказывается на эффективности общения.
Что касается школьных психологов, то им это профессионально подготовленное издание также будет интересно и полезно. Содержащиеся в нем материалы могут быть использованы, в частности, при проведении бесед со старшеклассниками и педагогами, так как изложение научных фактов автор сопровождает многочисленными примерами, а психологам хорошо известно, что это помогает и пониманию, и запоминанию нового.
Доверие вызывает манера изложения: автор не преподносит сведения как истину в последней инстанции, а убеждает читателя, подводит к соответствующим заключениям. Р.М. Грановская считает свою цель достигнутой, если после ознакомления с книгой читатель убедится в возможности использования психологических знаний в жизненной практике. Хочется добавить, что книга позволяет обрести веру в то, что практическая психология живет не по своим собственным законам, а является составляющей частью психологической науки.

Марина СТЕПАНОВА