Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1/2004

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

ЗАНЯТИЕ 2

ВОПРОСЫ ПРО КАМЕНЬ
Перед занятием мы, как и в прошлый раз, расставляли стулья по кругу. Потом пришел психолог и сказал, что сегодня мы будем говорить о понимании и о смысле.
– Как, – удивились мы, – опять? А мы думали, что уже все о понимании поняли.
– Нет, – ответил психолог. – Далеко не все. По правде говоря, мы только начинаем разбираться в этой сложной проблеме.
– В прошлый раз мы остановились на том, – напомнил он, – что, для того чтобы что-то понять, нужно задавать вопросы и получать на них ответы.
Мы подтвердили, что так оно и было.
Тогда психолог сказал, что среди бесконечного множества вопросов, которые задавались, задаются и будут задаваться, можно выделить одну особую группу – вопросы к людям и о людях.
– Представьте себе брошенный камень, – обратился к нам психолог. – Какие вопросы мы можем задать об этом камне?
Мы ответили, что о камне можно спросить: «Почему он летит?», «Где он упадет?» или даже – «Какая у него траектория полета?».
Психолог похвалил нас и сказал, что есть вопросы, которые о неодушевленных предметах задавать никто не станет, потому что они не имеют смысла.
Глупо спрашивать: «Куда хотел бы камень приземлиться?», «Нравится ли камню лететь?». И если камень разбил стекло, то мы не будем спрашивать у камня: «Зачем ты его разбил?»
Зато мы можем задать этот вопрос человеку, бросившему камень. Психолог предложил нам представить диалог с таким человеком.

Вопросы к мальчику, бросившему камень
– Мальчик, зачем ты бросил камень?
– Какой камень?
– Камень, который разбил стекло.
– Ах, это... Это я не нарочно. Оно случайно разбилось.
– Ты разве не знаешь, что если попасть камнем в стекло, то оно разобьется?
– Да я вообще никакого окна не видел! Я совсем в другую сторону кидал.
– Куда же ты кидал?
– Я в Сашку кидал. Это друг мой, Сашка, он моего жука из коробки выпустил и сказал, что я – живодер. Пришлось его немного проучить.
– Еще того не легче! Ты хоть понимаешь, что из-за какого-то жука ты мог оставить своего друга без глаза?
– Не-а, не мог, я же не дурак. Я только сделал вид, что я в него кидаю, а на самом деле бросил камень совсем в другую сторону. А там как раз было это стекло, вот оно и разбилось. Теперь вам ясно?
– Да, спасибо, теперь нам все ясно.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
Рис. С. Пахомова– Вопросы бывают разные, – сказал психолог, – и смыслы тоже бывают разные. Одни вопросы подходят и к камню, и к человеку (например, вопросы о размере и о весе), а другие – только к человеку (Что ты любишь? Чего ты хочешь? Зачем ты делаешь то, что ты делаешь?).
И вот эти-то «человеческие» вопросы – самые важные. Потому что они не просто о смысле, а о личностном смысле.
Известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев назвал такой смысл «личностным», потому что это смысл для самого человека, для личности.
Потом наш психолог попросил нас представить простую ситуацию – ученик читает книгу. Как узнать, какой личностный смысл имеет для него чтение? Чтобы мы могли это понять, он привел нам пример из книги Леонтьева:

«Допустим, учащийся читает рекомендованную ему научную литературу. Это – сознательный, целенаправленный процесс. Его сознательная цель – усвоить содержание этой литературы. Какой, Рис. С. Пахомоваоднако, личностный смысл имеет для учащегося эта цель, а значит, и отвечающее ей действие? Это зависит от того, какой мотив побуждает деятельность учащегося, осуществляемую данным его действием. Если мотив этот заключается в том, чтобы приготовить себя к своей будущей профессии, чтение будет иметь для него один смысл. Если же мотив его занятий лежит, например, только в том, чтобы формально разделаться с экзаменами, то тогда, понятно, смысл чтения будет для него уже другим, и он будет читать эту же литературу другими глазами, будет иначе усваивать ее».

Теперь мы знаем, что личностный смысл действия определяется отношением мотива к цели (мотив – то, что побуждает человека совершать действие; цель – результат, на достижение которого действие направлено).
Рис. С. ПахомоваЧтобы узнать личностный смысл, нужно задать вопрос: «Зачем ты делаешь то, что ты делаешь?» Только на этот вопрос не всегда можно получить ответ, потому что мы сами часто не знаем, зачем мы что-то делаем.
Личностный смысл бывает не только у действий, но и у всего остального. Он определяется тем, какое значение имеет для человека событие или ситуация, как они связаны с его интересами и потребностями.
Еще психолог сказал, что для того чтобы понять другого, нужно знать, что он любит и к чему стремится.
– А давайте, – предложила Ксюша, – каждый расскажет о своих интересах. Как же мы можем понимать друг друга, если ничего друг о друге не знаем?
Психолог сказал, что это замечательная идея.

ЧТО МЫ ЛЮБИМ
Мы стали по очереди рассказывать о своих интересах и увлечениях. Всего я, конечно, запомнить не смог, но кое-что успел записать.
• Любят играть на компьютере (несколько человек).
• Смотреть телевизор, читать (многие).
• Ходить в походы (Сеня и еще несколько человек).
• Любит заниматься гимнастикой (Галя).
• Читать детективы (мой друг Тоша).
• Мечтать (Оленька).
• Кататься на роликовых коньках (Алик не только это сказал, но и показал).
• Играть с братишкой и сестренкой (Света).
• Решать математические задачи (Миша).
Кстати, с этими математическими задачами получилась целая история. Алик никак не мог поверить, что кто-то по доброй воле хочет решать задачи, – у самого Алика с математикой плоховато. И он сказал, что Мишка, наверное, не человек, а переодетый робот. Миша, конечно, обиделся и сказал, что, для того чтобы кататься на роликах, большого ума не надо...
– Надеюсь, что в дальнейшем мы сможем лучше понимать друг друга, – подвел итог психолог, когда нам наконец удалось растащить Мишу и Алика по разным углам.
А потом психолог рассказал нам историю, в которой никакого понимания не было, а было одно только сплошное непонимание.

ОСЛИК-СПАСАТЕЛЬ

Когда-то в детстве психолог видел мультфильм про ослика, который мечтал Рис. С. Пахомовакого-нибудь спасти. (Многие ребята тоже смотрели этот мультфильм, а я, например, даже читал такую книжку.)
– Этот ослик, – стал рассказывать психолог, – увидел ящерицу, лежащую на солнцепеке. Ослик решил, что у ящерицы солнечный удар, и с криком «Я спасу тебя!» вылил на нее ведро воды.
Ящерица, естественно, была очень недовольна – она любит греться на солнце и никаких солнечных ударов у нее от этого не бывает. Ослик не знал характера и привычек ящерицы, поэтому и не понял, какой личностный смысл имела для нее эта ситуация. Он понял все совершенно неправильно – исходил из своих собственных привычек и характера. Похожая история приключилась у него и с лягушкой – ослик «спасал» ее из лужи, и лягушка почему-то была этому не рада.

Обсуждение
– У меня есть вопрос, – сказала Оленька. (А я подумал: «Ну, психолог, держись!»)
– Ведь может же так случиться, – говорит Оленька, – что ослик уже знает, что любят лягушка и ящерица, но все равно ошибается. Если они, например, с головой будут накрыты одеялом. Ослик видит, что кто-то лежит под одеялом, но кто это – лягушка или ящерица – он не знает. Может ведь так быть? Ему тогда нужно вылить на лежащего ведро воды, и все сразу станет ясно: если ругается – ящерица, если не ругается – лягушка.
Ребята стали смеяться над Оленькой. Нам всем показалось, что она сморозила ужасную глупость: зачем лягушке и ящерице накрываться одеялом?
Но психолог объяснил, что исследователь вправе делать любые, даже самые смелые предположения, если они помогают нам что-то понять, и что Оленька затронула очень важную проблему.
Ведь это только в сказках все просто: если лиса – то хитрая, если заяц – то трусливый, а все лягушки обязательно любят воду. В жизни все гораздо сложнее, мы все как бы «накрыты одеялом», и за привлекательной внешностью может скрываться мерзкий характер, а неприметный с виду человек может оказаться умным и добрым. Общаясь с человеком, наблюдая его в разных ситуациях, мы по его словам и поступкам делаем выводы о нем. Кстати, по этому же принципу построены многие психологические тесты.
Психолог тут же полез в свой портфель и вытащил из него тест, построенный как раз по такому принципу. Он сказал, что это тест Розенцвейга.

Вот несколько картинок из этого теста
Мы стали отвечать за людей, нарисованных на картинках, а потом попросили психолога, чтобы он определил наши характеры. Но психолог отказался. Он сказал, что по нескольким ответам этого сделать нельзя, нужно, чтобы человек выполнил тест целиком. И нужна спокойная обстановка, когда никто ему не мешает. А картинки он показал нам просто так, для примера. Чтобы мы знали, какие бывают тесты.
А потом мы опять вернулись к ослику.
– Бывает ли так, – спросила Галя, – что человек неправильно оценивает ситуацию?
– Но мы же только что об этом говорили, – удивился психолог. – Ослик не знал, что ящерицы любят греться на солнышке...
– Я не об этом, – сказала Галя. – Ослик неправильно понял чужую ситуацию, а я хочу знать, можно ли неправильно оценить свою.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 1
Рис. 2

– Ах, вот оно что, – задумчиво произнес психолог. – Да, Галя, люди достаточно часто неправильно оценивают свои возможности и сложившуюся ситуацию и из-за этого совершают поступки, о которых потом жалеют.
Он помолчал немного и сказал: – все не так просто. Это только в математике 2 – 2 = 4, а все другие ответы – неправильные. В жизни на один и тот же вопрос можно дать много разных ответов. Большинство из них окажутся в чем-то правильными, а в чем-то неправильными. И среди них обязательно найдутся такие, про которые все мы сможем сказать, что это очень хорошие ответы. И найдутся другие, про которые каждый скажет, что они никуда не годятся. В общем, говорить на эту тему можно долго, предлагаю перейти к практическим упражнениям.
Мы не возражали и получили такие задания.

ЗАДАНИЯ
1. Разбиться на группы.
2. Каждой группе придумать ситуацию, когда один человек что-то делает, а другой его не понимает.
3. Придумать еще и такую ситуацию: человек сам плохо понимает смысл того, что он делает, а другой человек смотрит на него со стороны и понимает лучше...
4. Разыграть обе ситуации.
Еще психолог дал подсказку, которая нам очень пригодилась.

Подсказка
Человек обычно знает, что он делает, потому что сам cебе ставит цель – сделать то-то и то-то. Хуже человек представляет, зачем он что-то делает, потому что это мотивы, а они осознаются не полностью, но другой человек знает о наших мотивах еще меньше. Зато другому человеку иногда лучше видно, что получится, если мы будем делать то, что мы делаем, потому что он смотрит со стороны.
Потом Света спросила, можно ли показывать не людей, а зверей. Психолог ответил: «Почему бы и нет? Это же игра».
В этот раз мы были в ударе и показали много отличных сценок. Сначала я не хотел ничего о них рассказывать, думал, вам интереснее будет придумать свои ситуации. Но потом я увидел, сколько всякого-разного можно тут насочинять, и решил, что несколько примеров не повредят. Итак, сценки, которые лично мне особенно понравились.

ДВОЕЧНИК И ОТЛИЧНИК

Двоечник пришел к своему однокласснику-отличнику, чтобы списать у него задачку по математике. Видит – отличник стирает отметку в дневнике.
Двоечник обрадовался, думает: «Не я один отметки подправляю. Вот и отличники тоже так делают». Потом пригляделся – отличник стирает не двойку, а четверку.
«Совсем зажрался народ, – думает двоечник, – уже и четверка им не хороша стала!»
А отличник стер свою четверку и вместо нее нарисовал жирную двойку.
«Ой, мамочка, – испугался двоечник, – отличник с ума сошел! Сейчас кусаться начнет. И не нужно мне никакой задачи, побегу-ка я скорее домой».
А разгадка этой ситуации такая. Отличник с другом собирались снимать фильм типа «Ералаша», там по ходу действия должна была быть сцена с подделкой отметок. Вот он и тренировался на своем старом дневнике.

ОСЛИК-СПАСАТЕЛЬ-2

Эту сценку ставили мы с Тошей.
Я изображал ящерицу, лежащую на солнце, а Тоша – ослика. Тоша подходит ко мне, а я говорю:
– Уйди, не мешай!
Все ребята сказали:
– У-у-у, опять про этого ослика.
Тут Тоша говорит:
– Граждане! Эта ящерица – наркоман. Она хочет, чтобы ей никто не мешал, но она не понимает, что наркотики сведут ее в могилу. И я, как друг, должен оттащить ее к врачу, хочет она этого или не хочет.
Он схватил меня и оттащил к ближайшему стулу. Кажется, ребятам понравилось.
Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать об этих сценках. Дальше – пофантазируйте сами.

(Продолжение следует)

 

Мысли умных людей

Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем.

Вильгельм Дильтей,
немецкий философ

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни.

Альберт Эйнштейн

В личностных смыслах мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради которых он действует, борется и живет.
В личностных смыслах открывается для человека значение мира, а не равнодушное знание о действительности.
В личностных смыслах всегда чужая боль переживается как своя.

Александр Аcмолов