Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

У меня вопрос...

Игорь ВАЧКОВ
отвечает на вопросы обучающихся по курсу
«Методы психологического тренинга в школе»

 

1. Для меня сложным является вопрос формирования представлений клиента. Не могли бы вы сформулировать ваши собственные представления о картине мира в качестве примера?

Думается, что представления наших клиентов, в частности их картина мира, часто являются неосознанными. Можно попытаться смоделировать возможные (весьма обобщенные) типы картин мира, которые можно встретить у разных людей. Информирование участников тренинга об этих типах может помочь им осознать, какая картина мира наиболее близка их личному видению, и — при их желании — изменить собственные представления.
Механистичная картина мира
В ее основе лежит представление о том, что мир — это четко отлаженный механизм, все в нем подчиняется совершенно «железным» законам физики, химии, биологии и т.д., каждое действие имеет закономерное и предсказуемое последствие, которое можно зафиксировать, измерить и изучить. Конечно, многие законы еще не известны, но это ничего не меняет по сути: развитие науки рано или поздно даст ответы на все вопросы. Кроме того, мир объективен и однозначен, а то, что люди воспринимают его по-разному, есть лишь результат субъективных искажений, которые происходят из-за несовершенства человеческой природы.
Стереоскопическая картина мира
Такая картина мира существенно отличается от предыдущей. В ее основе лежит представление о том, что мир — это система, в которой отдельные элементы соединены прямыми и обратными связями. Любое воздействие порождает ответное действие, вносящее определенные коррективы в последующее взаимодействие. Мир объективен, но представлен разным людям в разных субъективных образах, в соответствии с которыми они и живут. Эти образы могут быть более или менее адекватными реальности, но никогда до конца ей не соответствуют. Поэтому для всех людей мир не может быть однозначным. Ситуация напоминает стереоскопический эффект, когда каждое выхваченное мгновение представляет наблюдателю совсем иное зрелище.
Вариативная картина мира
Существенно отличается от двух предыдущих. В ее основе лежит представление о том, что одностороннее воздействие в этом мире фактически отсутствует, всегда есть взаимодействие: каждое действие-причина вызывает такое следствие, которое существенным образом определяет дальнейшие условия протекания породившего его действия. Иными словами, какое именно воздействие окажет что-либо на того или иного человека, зависит от особенностей этого человека — возникают разные модели взаимодействия. Поэтому хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.
Субъектная картина мира
В основе всех трех образов (картин) мира лежит представление о наличии двух миров, своеобразного «двоемирия»: есть объективный мир, существующий сам по себе, независимо от данного конкретного человека, и психологический мир этого человека (представления, переживания, отношения и т.д.). Первый известен в философии как «бытие», а второй — как «сознание». И в том, что люди живут в общем для всех объективном мире, сторонники этих парадигм не сомневаются.
Но так ли это? Давайте рассмотрим такую объективно существующую вещь, как компьютер. Чем он будет являться для различных людей? Например, для необразованной бабушки — в лучшем случае подставкой для цветов, которую надо протирать от пыли. Для маленького ребенка — игрушкой (всякие там «ходилки», «стрелялки» и т.д.). Для человека из сферы бизнеса — инструментом создания деловых бумаг. А для программиста — средством написания программ (тех же игр для детей, приложения Microsoft Office и т.п.). Но ведь компьютер-то объективно остается вроде бы тем же самым, ничего в его характеристиках не меняется!
Еще более провокационная ситуация. Существует ли один для всех город Москва? Вряд ли. Есть Москва людей, пользующихся общественным транспортом (многолюдное и разнообразно пахнущее метро, грязные троллейбусы); есть Москва автомобилистов (раздолье ночью и постоянные пробки днем); а есть еще Москва тех, кто ездит в машинах с «мигалками» (говорят, президентский кортеж доезжает от черты города до центра за 15–20 минут — всем остальным нужно час-полтора). Получается, что мы имеем, как минимум, три разных города, хотя объективно Москва одна.
И проблема тут не в «субъективности восприятия»: сколько бы ни старалась бабушка сделать свое восприятие действительности «более адекватным», компьютер в ее жизни все равно останется «подставкой для цветов» (если только она не научится на нем работать, но это уже будет фактически другая бабушка — «бабушка, умеющая пользоваться компьютером»), сколько бы ни менял свое «отношение» ко времени слесарь Владимир Владимирович Тютькин, в центр Москвы со своей окраины он будет добираться больше часа (если только он не станет «другим Владимиром Владимировичем»).
Мне самому ближе именно эта картина мира.

2. Опишите, пожалуйста, другие формы пространственной организации участников тренинга. Если можно, по мере эффективности. 1. Круг — это... 2. ... и т.д.

Мне кажется, что не совсем правильно говорить о большей или меньшей эффективности той или иной формы пространственной организации участников тренинга. В зависимости от событий, происходящих в процессе тренинговой работы, в зависимости от используемых ведущим методов требуются разные формы. Такая привычная и повсеместно используемая в тренингах форма, как круг, вовсе не является единственно обязательной. Участники могут сидеть, вообще отвернувшись друг от друга, если это необходимо для более глубокого погружения в собственный внутренний мир. Или расположиться за отдельными столиками, например, для рисования. А может быть, даже лежать на матах, скажем, чтобы чувствовать себя комфортно и расслабленно. Другой вопрос, что если основные методы тренинга реализуются в пространстве дискурса, то именно круг является наиболее соответствующей этому формой.
Кстати, мнение, что ведущий тоже всегда обязан сидеть в кругу, — на мой взгляд, излишне категорично. Один мой коллега некоторые свои тренинги ведет, все время сидя за столом вне общего круга: его инструментом воздействия является голос. Этакий аналог передачи «Что? Где? Когда?». И тренинги, между прочим, оказываются весьма эффективными.
Думается, вовсе не форма пространственной организации определяет сущность тренинга, а сам процесс рождения событий, который дает возможность участникам изменяться и развиваться, когда они делают то, что хотели бы научиться делать.

3. Хотелось бы подробнее узнать о качествах, которыми должен обладать тренер. Что нужно, чтобы стать успешным тренером?

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, С. Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для ведущего тренинговой группы:

• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.

Такой внушительный список требуемых качеств может вызвать уныние у начинающего тренера: дескать, у меня и половины из названных достоинств нет. В качестве утешения хочу сказать: вряд ли найдется психолог, обладающий полным комплектом качеств. Все-таки самое главное, пожалуй, — это желание стать хорошим тренером и помогать людям. И второе: для работы в субъектной парадигме тренинга ведущий сам должен быть полноценным субъектом. Конечно, не обойтись без технологического обеспечения, но это дело наживное: тренингового инструментария в наше время много.
К сожалению, в государственных стандартах подготовки психологов отсутствуют специальные курсы, которые были бы направлены на формирование умений ведения тренингов. Подготовка тренеров осуществляется либо в рамках факультетов повышения квалификации или переподготовки (да и то очень редко), либо в негосударственных учреждениях. Думаю, тот, кто хочет стать успешным тренером, должен все-таки специально обучиться тренерскому искусству. Я сам веду авторский курс «Тренинг тренеров», включающий несколько ступеней. пользуясь случаем, могу пригласить желающих в нем поучаствовать (для этого со мной нужно связаться по электронной почте: igorvachkov@mail.ru).

4. Как правильно: «рефлексировать свою деятельность» или «рефлексивный анализ своей деятельности»?

По-моему, можно говорить и так и эдак. Хотя второй вариант, по-видимому, более «наукообразен», а потому в научных текстах предпочтительней использовать его.

5. Расскажите, пожалуйста, что такое «паттерны поведения».

Обычно в психотерапии под паттерном понимают некоторые поведенческий стереотип, который достаточно жестко определяет реакции клиента. В тренинге такие неконструктивные психологические стереотипы подвергаются изменению и преодолению.

6. Могу ли я быть тренером после прохождения этих курсов?

Если вы имеете психологическое образование и работаете психологом, то можете быть тренером и без прохождения этих курсов дистанционного обучения или каких-либо других, поскольку уже сам факт наличия диплома дает вам такое право: ведь в Государственном стандарте по специальности «психология» записано, что специалист может осуществлять (среди прочего) диагностическую и коррекционную деятельность. Тренинговую работу обычно считают формой групповой психокоррекции.
Другой вопрос — насколько вы сами реально подготовлены к выполнению такой деятельности? Иными словами, здесь уже речь должна идти о профессиональной этике. Ведь одно из требований в нашей профессии связано с обязательной компетентностью в той области, в которой планируется работать. В этом контексте ответ вы можете дать себе только сами. Могу пожелать вам веры в свои силы и стремления совершенствоваться!