Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2005


КОНКУРС

Сотвори свой мир

Номинация «Психологические игры и игрушки»

Проблемы нашей жизни и экстремальные ситуации отрицательно сказываются не только на здоровье взрослых, но и на психоэмоциональном состоянии детей. Широкий показ средствами массовой информации боевых действий, террористических актов и гибели людей способствует возникновению сильнейших стрессов. Наибольший вред в этом отношении причиняется детям восприимчивым и эмоциональным и тем, у которых уже имелись проблемы психологического характера.
Данная игра является помощником при первоначальном взаимодействии психолога с ребенком, снимает его скованность и напряженность, позволяет психологу понять, с какими проблемами ребенка ему предстоит работать.
Игра представляет собой набор планет из цветного картона разной величины, формы, цвета. Крупные планеты и Галактика должны быть нейтрального (белого) цвета, чтобы ребенок мог «раскрасить» их, подложив цветные круги под прорези. Планеты-«нападатели» парные: 2 огненные, 2 ледяные («холодные вихри»), 2 падающие звезды; планеты-«страшилки» — «мертвая» (черная с прорезями), «жидкая» (фиолетовая, бесформенная); планеты-«фантазеры» — половинки, обручеобразные планеты; разноцветные звезды и кружки.
Цели игры могут быть различными, например:

— развитие воображения;
— развитие пространственной ориентации;
— релаксация;
— проекция внутреннего состояния человека (тревожности);
— определение самооценки;
— определение экстра-, интровертированности (беседа);
— получение социометрических данных (беседа) и т.п.

Инструкция. Представь себя создателем Вселенной. Ты — бог. Ты можешь сотворить свой мир. Размести планеты так, как тебе хочется.
Не надо настаивать на использовании всех планет, пусть ребенок сделает свой выбор сам. В зависимости от цели, поставленной психологом, дальнейшим этапом может быть интервьюирование.

Примерные вопросы

1. Нравится ли тебе то, что получилось?
2. Какая планета нравится больше всего? Назови ее.
3. Как бы ты хотел назвать другие планеты?
4. На какой планете ты хотел бы жить?
5. Какая там погода?
6. Кого ты поселил бы с собой?
7. Кто бы жил на соседних планетах?
8. Существуют ли в твоей Вселенной межпланетные перемещения?
9. Какие отношения у жителей Вселенной?
10. Как долго твоя Вселенная находится в таком виде? Происходят ли в ней изменения? Какие?

Елена МАКЕЕВА,
психолог Тюменцевского
специального (коррекционного)
детского дома, Алтайский край