Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЫШЛЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ,
ТВОРЧЕСТВО

А.М. Матюшкин
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж: МОДЭК,
2003

Книга А.М. Матюшкина, изданная в серии «Психологи Отечества», представляет собой монографию одного из известных отечественных психологов. Как следует из аннотации, она рассчитана на довольно широкий круг читателей — не только психологов, но и философов, педагогов, медицинских работников. Однако перед нами фундаментальный научный труд, что значительно сужает круг потенциальных читателей. Правда, следует оговориться, что поднимаемые автором проблемы действительно интересны не только профессиональным психологам.
Если книга попадет в руки практического психолога, то весьма вероятно, что она отпугнет его, во-первых, своей теоретической основательностью и большим числом научных терминов и, во-вторых, отсутствием непосредственной связи содержащихся в ней материалов с ежедневно решаемыми практическими задачами. Однако это верно лишь отчасти. Первая глава, посвященная описанию результатов экспериментального изучения мышления, на самом деле представляет интерес скорее для исследователей, чем практиков.
Во второй и третьей главах речь идет о проблемных ситуациях и развитии мышления в условиях проблемного обучения. По мнению автора, проблемными называются ситуации, которые вызывают необходимость овладения новыми, ранее неизвестными способами поведения и мышления. В этом смысле открытие нового свойственно и ученому, и ребенку, но ученый делает это в результате самонаучения, а ребенок — в процессе обучения при создании для него проблемных ситуаций. Практическая психолого-педагогическая направленность содержащейся в этих главах информации сомнений не вызывает. Причем автор затрагивает общетеоретические вопросы и формулирует правила проблемного обучения, которые скорее следовало бы назвать принципами, но также касается и частных проблем — проблемных ситуаций при обучении физике, литературе, географии.
В последней главе обсуждается проблема одаренности. Глава весьма неоднородна: это и историко-психологические факты, и результаты современных исследований, и некоторые практические рекомендации. В частности, автор приводит примеры хорошо известных практикующим психологам тестовых заданий Торренса для диагностики творческой одаренности. Насколько можно использовать сведения этой главы, решать читателю книги.
Наряду с прагматическим подходом к книжным новинкам имеет право на существование и другой подход, при котором знакомство с книгой не только удовлетворяет узкопрофессиональные потребности, но и способствует лучшему пониманию некоторых психологических проблем. В данном случае это проблемы мышления, обучения и творчества.

Марина СТЕПАНОВА