Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

СИМВОЛ КЛАССА

Занятие для учащихся 7–8-х классов

Это занятие является заключительным в цикле психологического сопровождения вновь сформированных классов. Цикл состоит из 4 занятий (по 1 в неделю). В каждом занятии наравне с учениками участвует классный руководитель.
Основная цель данного цикла: более глубокое знакомство учащихся друг с другом, с новой социальной ситуацией; создание в классе благоприятной атмосферы для учебы и общения.
Задачи занятий: сплочение классных коллективов; предоставление возможности каждому узнать, как его воспринимают окружающие; получить обратную связь от ребят, ведущего, классного руководителя; организация опыта взаимодействия всего класса в целом; определение основных целей и мотивов обучения в школе.
Время проведения заключительного занятия: 2 часа.
Материалы: лист ватмана, заранее разрезанный на три приблизительно одинаковые части; краски, кисточки, цветные мелки или фломастеры; клей; ножницы; ненужные цветные журналы, буклеты, открытки, клубок ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие
Участники приветствуют друг друга, обсуждают предыдущее занятие, говорят, чего они ждут от этой встречи.

Разминка
Упражнение «Число 3»
Поскольку занятие проводится после уроков и дети испытывают усталость, упражнение для разминки подбирается динамичное. Участникам предлагается по очереди считать вслух до 15. Тот, кому достается число 3, 13 или кратное 3, должен молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если сбился — выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 3 участника.
Если группа большая, упражнение затягивается и участники теряют к нему интерес, можно прекратить его раньше.

Основная часть
Предлагается обсудить, на каких «трех китах» держится класс. В качестве «китов» предлагается выделять не материальные, а духовные и нравственные ценности. Участники должны остановиться на трех основных, которыми, по их мнению, силен и уникален именно их класс.
Далее учащиеся делятся на три группы. Каждой выделяется пространство с рабочим столом, набор изобразительных материалов, клей, журналы, открытки и одна из частей ватмана. В течение 10–15 минут создается образ одной из трех ценностей. Желательно, чтобы работал каждый участник группы и общение происходило преимущественно на невербальном уровне.
По истечении отведенного времени участники меняются рабочими местами и дополняют работу предыдущей группы. На этот этап дается 5–7 минут. После этого группы еще раз меняются местами. Таким образом, каждая группа и каждый из участников поработали с содержанием всех трех обозначенных ценностей.
Ребята возвращаются в круг, происходит обсуждение работы. В центр круга выкладывается изображение (коллаж) одной из ценностей, и группы по очереди (начиная с той, которая последней работала над его созданием) рассказывают о том, что хотели здесь показать и чем дополнить. (На этом этапе очень хорошо видно, где большинство ребят сходится во мнениях, а где расходится.) После этого три части соединяются, полученное произведение обсуждается, ему дается общее название.

Заключительная часть
Упражнение «Паутина пожеланий»
Ведущий кидает одному из участников клубок ниток, оставляя конец нитки у себя, благодарит за участие в занятии и высказывает какое-нибудь пожелание. Участник, к которому обратился ведущий, ловит клубок, благодарит за пожелание и, намотав кусочек нитки на палец, кидает клубок следующему участнику с благодарностью и пожеланием. В результате образуется некое подобие паутины, которую, если ребята захотят, можно скрепить и повесить где-нибудь в классном уголке. Важно, чтобы цвет нити не был темным, мрачным. Рекомендуем зеленый, оранжевый, желтый, розовый.

Примечание. Обычно занятие проходит активно и весело. В классах с неблагоприятным психологическим климатом после таких занятий снижается уровень агрессии, ребята находят точки соприкосновения, обнаруживают в коллективе единомышленников. И главное — класс теперь воспринимается, по отзывам самих учащихся, «как нечто целое и единое».

Ирина СУКАЛО,
педагог-психолог, школа № 161,
г. Минск, Республика Беларусь