Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2005


КНИГА В ГАЗЕТЕ

ОЛЕГ ГАЗМАН:
ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, РЕФОРМАТОР
(1936–1996)

Любой человек, побывавший во Всероссийском детском центре «Орленок», не раз слышал об Олеге Семеновиче Газмане. Его имя овеяно легендами, оно связано с «орлятскими» традициями, которые до сих пор живы, и даже с песнями, которые до сих пор поют. Но не все знают, что Олег Семенович Газман был не только замечательным педагогом-практиком, но и известным ученым, создавшим особую педагогику — «смелую, свободную, выверенную в мелочах и очень высокую по цели». Именно так определил вклад Олега Семеновича в создание новой концепции воспитания детей А.Н. Тубельский — директор московской Школы самоопределения, президент Ассоциации демократических школ, кандидат педагогических наук.
Александр Наумович является, пожалуй, одним из лучших знатоков научного наследия О.С. Газмана. Вместе с сыном Газмана он подготовил к изданию сборник его работ, многие из которых опубликованы впервые (Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». —
М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. — 320 с.).
Мы предлагаем вниманию читателей главы из этой книги, которую предваряет рассказ Александра Наумовича о том, почему наследие О.С. Газмана имеет большое значение не только для педагогов, но и для психологов, работающих в системе образования.

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

Интервью А.Н.Тубельского

Начну с того, что для меня психолог, работающий в образовании, — это тот человек, который на основе данных о ребенке, используя принятые в психологии средства, вместе с педагогом меняет образовательный процесс. Если психолог не может этого делать, то он, на мой взгляд, не работает в образовании. Он — психолог, который лишь применяет к образованию свои методы.
Большую часть жизни ребенка занимает школа, точнее, образовательный процесс, в который он включен. Следовательно, любое воздействие школьного психолога на ребенка, не сопровождающееся изменениями в этом процессе обучения, в системе отношений или в позиции ребенка (в качестве субъекта или объекта образования и воспитания), кончается тем, что у ученика остается лишь хорошее воспоминание о доброй тете-психологе. И, возвращаясь в свою среду, он попадает в привычную обстановку, где все сформированные навыки у него пропадают.
Олег Семенович Газман как раз и был тем человеком, который мог совмещать изменения, происходящие в воспитательном процессе, со средствами индивидуального воздействия на ребенка, на группу. Вообще наши педагоги-экспериментаторы (Игорь Иванов, Фаина Шапиро, Олег Газман, Виктор Малов и др.) в 60–70-е гг. параллельно с западными психологами и независимо от них открыли целый ряд психологических закономерностей (в области социальной психологии, теории малых групп), о которых мы узнали значительно позже, когда стали читать западную психологическую литературу.
Это лишнее доказательство объективности психологических закономерностей в сфере человеческих взаимоотношений.
Олег Газман не был психологом, но, несомненно, знал основы психологии. Многие приемы его работы с детьми, создания детских и детско-взрослых объединений могут войти и в педагогическую, и в психолого-педагогическую практику.

«ОРЛЯТСКОЕ» БРАТСТВО
Путь к этим разработкам у Газмана был довольно долгим.
После окончания института он несколько лет был директором школы в Сибири. Когда ЦК ВЛКСМ набирал вожатых в «Орленок», Олег попал в эту группу и довольно быстро стал заместителем начальника по воспитательной работе
Это было на взлете «оттепели» в стране. В это время в качестве вожатых в лагерь приезжало очень много интеллектуально одаренной творческой молодежи: студенты МИФИ, МФТИ. Они спорили до хрипоты, им хотелось официальную лагерную педагогику, насквозь идеологизированную и политизированную, коренным образом изменить. И это им удалось: создалось своеобразное «орлятское» братство. Тем более что обстановка в стране позволяла это сделать. А дети на живое и честное отношение к ним всегда очень хорошо откликаются.
В чем был секрет успеха этих людей? Они были честными, преданными детям и ничего не хотели делать формально.
Лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок» на заре 60-х гг. был своеобразным генератором демократических идей. Что-то из этого потом вошло в манифест педагогов-новаторов, выплеснулось на страницы «Учительской газеты» Владимира Матвеева, а главное, стало обычной практикой во многих школах. Вообще имя ученого и организатора детской жизни Олега Газмана неотделимо от имен главного редактора «Учительской газеты» В. Матвеева, журналиста и писателя Симона Соловейчика. Вместе им удалось почти невероятное — сплотить людей гуманистической направленности, сделать идеи «Орленка», ценности умной и доброй педагогики без наказаний, лицемерия и показухи достоянием учительства.
Я приехал в «Орленок» в 80-х и был поражен тем, что вожатые, которые никогда не видели Олега и не читали его научных трудов, объясняя те или иные свои действия, говорили мне, таинственно понизив голос: «Так делал Газман!» Вожатые «лепили» свои смены по тому сценарию, который придумали Газман и его друзья, не зная их лично.

РЕСУРСЫ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
Когда начался специальный прием в аспирантуру при Академии педагогических наук по проблемам организации летнего детского отдыха, Олег попал в эту группу. Он написал диссертацию, которая до сих пор имеет большое значение. Она была посвящена временным детским коллективам.
Газман обнаружил (и это тоже психологический феномен), что ребенку трудно избавиться от комплексов в привычном для него детском коллективе, так как там уже распределены роли и ребенок вынужден придерживаться традиционной для него позиции «шута», лидера и т.д. А в лагере эти привычки и связи разрываются, стереотипы меняются, и можно гораздо эффективнее помочь подросткам многое поменять в себе. Мне пришлось писать диссертацию о разновозрастном коллективе, я во многом опирался на динамику его становления в школьном лагере труда и отдыха. Но там происходят другие процессы: дети меняются за счет изменения условий.
Олег Газман показал динамику влияния на ребенка временного коллектива: от периода первоначального сплочения через состояние конфликта и до ценностного единства. И, как потом подтвердили психологи, этот конфликт неизбежен. Но он может либо стать деструктивным (и зафиксирует сложившиеся негативные отношения), либо превратится в позитивный. Олег придумал очень простой ход. Он говорил детям: «И что это мы между собой ругаемся? Ведь рядом работают люди, идет уборка урожая, а мы, как дураки, выясняем отношения между собой!» Это звучало вроде бы наивно: предложить помогать совхозу, но этим он добивался главного: переключал детей на что-то значимое и ценностное.
Этот прием использовал А.С. Макаренко, который говорил: «Начинать надо с чего угодно: с сытного обеда для ребенка или похода в цирк, расширяя его перспективу до масштаба Союза». И если отбросить идеологию, то это психологически понятный ход. И Газман обо всем об этом написал во второй главе своей диссертации, где и раскрыл динамику развития детского коллектива.
Основная его идея заключается в том, что дети должны быть субъектами образовательного процесса, они должны обсуждать цели и средства их достижения вместе со взрослыми. Они должны самоорганизовываться (про это много говорится в методике коммунарского движения), они должны постоянно быть включенными в деятельность, насколько это возможно. И это все создавалось в то время, когда в нашей стране ничего не было известно ни о теории малых групп, ни о динамике групповых процессов.

ПОИСК СМЫСЛА
В конце 80-х Олег Газман стал одним из лидеров временного научно-исследовательского коллектива «Школа». Он разработал новое направление — педагогику поддержки, где главная роль отводится тьютору, освобожденному классному воспитателю.
Газман не был кабинетным ученым, он шел другим путем, который для меня очень понятен: из идеи рождается практика, из осмысления практики выводятся смыслы педагогической деятельности. Именно смыслы, потому что к педагогике трудно применять такие термины, как законы, закономерности. Возникают смыслы, которые насыщаются условиями, методами, приемами. И мне кажется, что именно так работал Газман. Ведь он создавал вместе с единомышленниками и друзьями «Орленок», не имея первоначального проекта, а опираясь только на ценности, размышления о будущем подрастающего поколения. Он отметал то, что было формальным, неестественным для детей, наполняя педагогическую деятельность живым, ценностным отношением к ребенку.
Мне кажется, что труды Олега Газмана, которые нам удалось собрать вместе с его сыном Антоном и с помощью Министерства образования переиздать большим тиражом, очень нужны сегодня как педагогам, так и психологам. В них раскрыты определенные условия, которые приведут к свободе личности, ее самоопределению, умению ориентироваться в любой сложной ситуации.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА