Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск, Беларусь

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В СТРАНЕ ФАНТАЗИИ

Программа развития самосознания детей
7–9 лет средствами сказкотерапии

Cамосознание — это основа формирования умственной активности и самостоятельности личности. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Чем раньше у ребенка начнет формироваться адекватный Я-образ и позитивное самоотношение, тем успешнее он будет в любом виде деятельности и тем более гибким и адаптивным будет его поведение.
В возрасте 7–9 лет перед детьми появляется новая задача — социализации. До этого времени в самосознании ребенка доминировала эмоциональная составляющая: «Я-нравлюсь», «Я-способен», «Я-защищен». Предлагаемая программа позволит сформировать у детей уверенность в успехе и признании, в возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность.

Условия проведения
Каждое занятие занимает 50–60 мин.

Оборудование и материалы
– Магнитофон,
– аудиозаписи (релаксационная и другая музыка),
– большое зеркало,
– свеча,
– песочница и фигурки для песочницы,
– изобразительные материалы (карандаши, краски, кисти и др.),
– бумага разного формата,
– цветная бумага,
– старые журналы, ножницы, клей,
– различные куклы,
– маски,
– костюмы сказочных героев или элементы костюмов,
– грим.
Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наиболее интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования вашей работы, но и для детей. Фотографии могут стать для них эмоционально положительным ресурсом на очень долгое время.

ЗАНЯТИЕ 1
Путешествие начинается

Задачи:Создание мотивации на совместную работу, развитие творческих способностей, знакомство с групповыми нормами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку через зеркало
На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети подходят, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!» Затем заходят в комнату, где будет проходить занятие.
Ведущий. Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в страну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фантазия и что значит фантазировать? (Дать возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)
Да, это действительно удивительная страна. Она существует потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фантазии и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадали. Давайте с помощью своей фантазии и материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания.

2. Групповой коллаж «Страна Фантазия»
Необходимые материалы: бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.
На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каждого. В это время звучит приятная «сказочная» музыка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если у вас будут заранее вырезаны картинки на различные темы, чтобы сократить время на их поиск в журналах.
Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, на котором каждый ребенок расскажет, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

3. Рассказ об ужасном Ничто
Ведущий.
Мы с вами попали в Фантазию в очень непростое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает.
Человеческие дети к нам забыли путь.
Перестали верить книгам,
А Фантазия за то,
С каждым часом, с каждым мигом
Превращается в Ничто...
Ничто — это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фантазии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого настроения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Обида не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спрашивая у грустного друга: «Что с тобой?» — вы слышите в ответ: «Ничто!»
Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где великое Ничто уже побывало, вместо цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. Отправляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это болото преодолеть. Помните, продвигаясь по болоту, нельзя впадать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь.

4. Игра «Болото»
Участникам необходимо перебраться через болото, границы которого вы обозначаете условно или очерчиваете мелом на полу. Кроме этого, в границах болота надо расположить кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, наступив на которые игрок проваливается в болото и возвращается к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагаться достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая для участников дополнительные трудности.
Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддерживать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или оступился с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращается к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята в процессе игры сами их вычисляют и должны избегать.
Игра заканчивается, когда все благополучно переберутся через болото.
Ведущий. Мы прекрасно справились с первым препятствием, хотя многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь уже многие тысячи лет живет мудрая Морла — громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти страну Фантазию от гибели.

5. Встреча с Морлой
Необходимые материалы: маска или кукла черепахи Морлы.
Ведущий. Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре). (Появляется Морла.) Я рада видеть вас в нашей стране. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому Фантазии грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей, это подвластно только детям из реального мира. Вы должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, ворота Сфинксов и ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:
любить себя;
любить других,
слышать;
видеть;
говорить;
дружить;
– творить добрые дела.

(Морла исчезает.)
Обсуждение
Участники говорят, что Морла ничего не объяснила. Что значит уметь любить себя? Давайте постараемся разобраться (и так по всем семи умениям).
Включите в разговор всех ребят.

6. Сказочная психогимнастика
Необходимые материалы: магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.
Ведущий. Дальше наш путь идет через Волшебный лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказочное существо. Прислушайтесь к музыке и начинайте превращаться. Подвигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо звуки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличие от других (3–4 минуты).
А теперь мы сядем, и каждый по очереди покажет нам свое существо. Наша задача – отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что любит и т.д.
Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка, акцентируя значительность его сказочного существа.

7. Ритуал выхода
Ритуал выхода из сказки такой же, как ритуал входа. Он должен повторяться в начале и в конце каждого занятия в течение всей программы.

ЗАНЯТИЕ 2
Свет мой зеркальце, скажи...

Задачи: создание мотивации на интерес ребенка к самому себе; знакомство с понятием «любовь к себе»; развитие рефлексивных способностей; развитие самосознания; развитие воображения.
Необходимые материалы: зеркало; заготовленные заранее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; цветные карандаши; свеча.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»
См. занятие 1.

2. Повторение
Рекомендуется каждое занятие начинать с этой процедуры. Важно еще раз обобщить новые знания и навыки, узнать, что ребята думают по поводу происходящего на занятиях.
Ведущий. Фантазия рада встрече с вами. Давайте вспомним: где мы путешествовали в прошлый раз? Что с нами происходило? Что нового мы узнали?

3. Упражнение «Встреча с Зеркальным оракулом»
Необходимые материалы: маска или кукла Зеркального оракула.
Ведущий. Пройдя через болото и Волшебный лес, мы оказались у ворот Волшебного зеркала. Их охраняет Зеркальный оракул.
(Появляется Зеркальный оракул.)
Оракул Волшебного зеркала приветствует вас, смелые отроки! Сегодня вам предстоит пройти нелегкие испытания. Путники, проходящие через мои ворота, сталкиваются с самым необъяснимым, с самым непознанным в своей жизни — с собой. Иногда они ненавидят свое отражение, иногда боятся его, иногда считают его чужим... Пройти ворота смогут лишь те, кто знает, любит и принимает себя. А знаете ли вы того, кто отражается в зеркале?

4. Упражнение «Рисование в зеркалах»
Участники получают по три заранее подготовленных бланка, на каждом из которых нарисовано зеркало. Под первым написано «Я глазами родителей», под вторым — «Я глазами друзей», под третьим — «Каким я вижу себя». Цветными карандашами ребята должны нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями. По окончании работы проводится обсуждение.
Примерные вопросы:
– Что я знаю о себе?
– Мои положительные и отрицательные стороны.
– Что объединяет и что различает три отражения в зеркалах?
Ведущий (в роли Зеркального оракула). Ну что же, попробуйте пройти ворота Волшебного зеркала.

5. Игра «Зеркала»
Группа делится на пары, которые садятся друг напротив друга. По очереди каждый партнер становится то зеркалом, то смотрящим в зеркало (по 5 минут на то и другое). Задача смотрящего в зеркало показать себя, свои любимые движения, настроение, мимику. Задача зеркала — все это точно отражать.
Через десять минут проводим обсуждение:
— Каким увидело зеркало смотрящего в него человека?
— Как воспринималось свое собственное отражение?
— Что было наиболее сложным и наиболее простым в этой игре? И т.д.

6. Сказочная релаксация «Улыбка»
Ведущий.
Мы прошли ворота Волшебного зеркала и очень устали. Нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляются твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка... Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек... Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.
(Важно увидеть улыбку на лицах всех детей.)
Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.
Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног.
Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя.
Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вздохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.
Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

7. Ритуал выхода из сказки «через зеркало»

ЗАНЯТИЕ 3
Свет и тень

Задачи: обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях; групповое сплочение; создание мотивации на познание себя; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств; развитие воображения.
Необходимые материалы: альбом, цветные карандаши, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

Ведущий. Пока мы путешествуем по Фантазии, Великое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача — напугать нас и остановить. Это жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями.

3. Упражнение «Мои свет и тень»

Альбомный лист делится на две части. На одной половине рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине — все, что относится к тени (отрицательные черты характера).
По окончании работы проводится обсуждение:
— Что значит свет и тень в каждом из нас?
— Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?
— Для чего нужно знать себя? И т.д.
Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.
Ведущий. Путешествие продолжается, и наш путь лежит через город призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача: если мы хотим двигаться вперед, пройти через паутину, не потеряв при этом ни одного человека.

4. Упражнение «Паутина»

Необходимые материалы: паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается как волейбольная сетка и закрепляется.
Ведущий. Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место.
Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.
Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновременное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте познакомимся с ними поближе.

5. Сказочная психогимнастика

Ребята делятся на четыре группы. Первая группа — огонь, вторая — вода, третья — воздух и четвертая — земля. Под специально подобранную музыку (например, «Времена года» Чайковского) ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.
Если к каждой стихии вы подберете свою музыкальную композицию, тогда группу можно не делить, а двигаться всем вместе, по очереди изображая каждую стихию.

6. Ритуал выхода из сказки

ЗАНЯТИЕ 4
Навстречу везению

Задачи:обобщение опыта прошлых занятий; групповое сплочение; создание мотивации на принятие других; осознание своих границ и границ другого человека; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; развитие воображения.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; альбом; гуашь; кисти; баночки для воды; вода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Упражнение «Значимый человек»

Ведущий. Сегодня наше путешествие начинается со Скалы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по стране Фантазии, каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно должен привести в нее других. Кого бы ты взял в это путешествие с собой? Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или же человек, с которым у тебя возникли проблемы. Закрой на минуту глаза и представь себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...
А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того
человека, которого представили. Когда рисунок будет готов, подумайте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится...» и т.д.
Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить.

Обсуждение:
— Какого значимого человека ты для себя выбрал?
— Что в этом человеке тебе нравится?
— Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?
— Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?
— Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?
Ведущий. В прошлый раз, когда мы знакомились с четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона везения. Эти удивительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путешествовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна. Давайте познакомимся с ним.
Появляется Дракон везения.
— Как я рад проснуться и снова ощутить радость и счастье. Когда Ничто начало свой путь по Фантазии и стало кольцом смыкаться вокруг населяющих ее жителей, любовь и тепло, наша основная пища, исчезли. Вокруг только страх, уныние, грусть. Драконы везения стали засыпать, попрятались в глубокие пещеры. Я так рад, что вы меня разбудили. Я чувствую вашу любовь и тепло. Силы возвращаются ко мне. Давайте поиграем, я так люблю играть, особенно гоняться за своим хвостом.

4. Игра «Поймай хвост дракона»

Ребята выстраиваются в шеренгу, друг за другом. Первый в шеренге — голова дракона (можно надеть на него маску). Последний в шеренге — хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музыку «голова» начинает догонять «хвост», а он увертывается и убегает. Как только «хвост» пойман, на место головы и хвоста ставятся другие ребята, пока все не побывают в этих ролях.
Для игры нужно достаточно свободного места, поэтому заранее освободите пространство от стульев, столов, всего того, что может помешать при движении дракона. Так же необходимо предупредить ребят о безопасности движения, чтобы никто не упал и не ударился.
Дракон везения: Как же мне понравилось с вами играть! Я решил отправиться по Фантазии вместе с вами, ведь везение так необходимо, а еще важнее друзья рядом. Драконы везения не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужны друзья, ведь вы же помните: мы питаемся любовью и теплом других. А вы могли бы существовать в одиночестве? А что для вас любовь и тепло других? А вы умеете дарить любовь и тепло другим людям? Какими способами можно выразить свои теплые отношения к другому?

5. Упражнение «Подарок»

Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. По кругу — без слов, с помощью пантомимики — необходимо показать и вручить подарок соседу слева. Он в свою очередь демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего, почему и т.д.

6. Ритуал выхода из сказки

ЗАНЯТИЕ 5
Голос тишины

Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; групповое сплочение; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; развитие восприятия и самовосприятия, внимания и воображения.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения, музыкальные инструменты (какие найдете), кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой мисочке, песочница (любая емкость с песком), емкость с небольшими камушками (ракушками, фасолью, макаронами), аудиозапись звуков природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Звуки тишины

Ведущий. Сегодня мы будем слушать. Фантазия наполнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слышать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встретиться с тишиной. Этот храм принадлежит Детской королеве — королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радости, волшебных превращений, детским смехом, музыкой, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме поселилась тишина.

Услышать случалось
Меня иногда,
Но видеть — не видел
Никто никогда.
Ведь я не имела
Ни ног и не рук,
И все мое тело —
Блуждающий звук.

– Давайте послушаем тишину...
– Как звучит тишина?
– Какие звуки живут в ней?
– Какого цвета тишина?
– А есть ли в ней запахи?
– Можно ли увидеть тишину?

4. Игра «Драконьи прятки»

Дракон везения: Я научу вас играть в любимую игру драконов, в драконьи прятки. Для этого нужно быть очень внимательным и уметь слушать тишину.
В этой игре нужно быть очень тихим. Играют два ребенка. Они драконы. Им завязываются глаза, так что приходится рассчитывать только на свои уши. Все остальные дети становятся вокруг них по периметру и ведут себя очень-очень тихо. Вначале драконы стоят в противоположных углах. Потом они начинают двигаться. Один должен услышать и поймать другого. Кто первый ловит, а кто прячется, дети решают сами. Все ребята должны побыть и в роли прячущегося, и в роли ловца.
Обсуждение:
– Что в этой игре было наиболее трудным?
– Все ли были настолько тихими, чтобы драконы могли хорошо слышать друг друга в тишине?
– В какой роли было сложнее, в какой легче?

5. Импровизации с музыкальными инструментами и другими материалами

Ведущий. Сейчас мы будем наполнять тишину звуками. Они должны быть разными: тихими и громкими, плавными и резкими, гармоничными и дисгармоничными. Перед вами музыкальные инструменты. Вы можете выбрать любые из них, которые захочется взять и на которых захочется сыграть. Играть мы будем по очереди. Задача всех остальных — слушать новые звуки, рождающиеся в тишине, и запоминать, какие они, а затем мы обсудим это.
Чтобы облегчить задачу, можно предложить ребятам сыграть музыку настроения, разных чувств, звуки мира животных и птиц и др.
Обсуждение:
– Какие звуки родились в тишине?
– Чем они отличались друг от друга?
– Какие звуки запомнились больше всего и почему? И т.д.
Ведущий. А теперь мы послушаем, как звучат предметы, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней (ракушек, фасоли, макарон)? Оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подойдите, пожалуйста, к столу, где все это находится, и постарайтесь с помощью этих предметов заселить тишину как можно большим количеством звуков.
Обсуждение проводится по той же схеме.
Дракон везения: Наш мир, Фантазия, снова наполняется звуками, жизнью радостью.

6. Ритуал выхода из сказки

ЗАНЯТИЕ 6
Ворота сфинксов

Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; развитие внимания; развитие внутренней компетентности; повышение уверенности в себе; развитие воображения.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; куклы или маски гномов; бумага и карандаши или мелки; Ворота сфинксов (их просто соорудить из стульев, поставленных на столы, к которым прикреплены маски сфинксов); аудиозапись ритмичной радостной музыки; карточки с загадками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Упражнение «Мои достижения»

Ведущий. Фантазия продолжает открывать для нас свои тайны, и нас встречают гномы Энгивук и его жена Ургл.
Энгивук: Вы дошли до вторых ворот, многим помогли и многому научились, но Ничто еще не побеждено. Оно живет, в том числе и в ваших сердцах.
Ургл: Есть один хороший старинный способ справиться со страхом и тоской в сердце. Надо вспомнить о своих успехах, достижениях и достоинствах.
Используя мелки, карандаши и фломастеры, ребята рисуют на листе бумаги свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Когда рисунки готовы, группа разбивается на пары и в парах рассказывает о том, что нарисовано. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, кого какой рисунок заинтересовал, отмечаются особенно необычные достижения, выделяются общие для группы и частные успехи.
Энгивук и Ургл: Возьмите эти волшебные грамоты с собой, они станут амулетами против Великого Ничто. А еще не забудьте пофантазировать (ведь вы в Фантазии) о том, чего еще хотелось бы достигнуть. В нашей стране сбываются все мечты.
Прощаемся с гномами.

4. Сказочные загадки

Ведущий. Сейчас перед нами следующее испытание, предсказанное Морлой. Ворота сфинксов. Они всегда открыты, створок нет, но несмотря на это в них пройдет только тот, на кого сфинксы закроют глаза. Взгляд сфинкса — это нечто совершенно иное, чем взгляд любого другого существа. Мы и все остальные видим мир и вбираем его в себя. А сфинкс не видит ничего, как слепой. Зато его глаза испускают из себя нечто — загадывают все загадки мира. Поэтому оба сфинкса неотрывно смотрят друг на друга. Взгляд сфинкса может выдержать только другой сфинкс. Тот, кто шагнет между их взглядами, должен будет отгадать загадки мира. Если не отгадаешь, не сможешь передвигаться дальше по стране Фантазии. Готовы ли вы отгадывать?
Дракон везения: Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть один. Чем больше ответов, тем быстрее вы проходите через Ворота сфинксов.
На отгадывание дается пять–семь минут, и затем, выстроившись перед воротами, ребята говорят свою загадку и ответы на нее. После этого участник проходит через ворота. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы.
Загадки выбирайте известные и простые. В данном упражнении важно уметь видеть множество вариантов ответов. Например: «Зимой и летом одним цветом». Варианты отгадок: ель, апельсин, солнце, крокодил, потолок, молоко, ворона, вода, облако и т.д.

5. Упражнение «Счастливый танец».

Дракон везения: Тот, кто прошел Ворота сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди.
Один ребенок встает напротив всей группы и под радостную ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцует, в точности стараясь повторять его движения. Дракон везения летает между ними и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен, провожая первого танцующего на место второго. Музыка не прерывается, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все ребята.
Обсуждение.

6. Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 7
Рудник сновидений

Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; кольцо из корсажной ленты длиной 2 м 20 см; аудиозапись ритмичной музыки; материалы для инсталляции: два скрепленных между собой ватмана, различные вырезанные из журналов (газет, открыток и др.) картинки, клей, ножницы, цветная бумага, фольга, скотч, нитки, пустые пластиковые бутылки из-под лимонада разного размера, чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др., коробки из-под обуви разного размера, воздушные шары, магнитофонная лента и многое другое.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Игра «Лабиринт»

Ведущий. Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу.
Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (наперевес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.
Во время этой игры можно включить ритмичную музыку.

4. Игра «Забытый сон»

Дракон везения: Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.
Ведущий. Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продолжение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу.
Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ребята рассказывают друг другу свои сны. После этого проводится обсуждение в группе. Наиболее интересные истории выделяются, при желании разбираются. Особое внимание можно уделить похожим сюжетам, проанализировать их (о чем этот сон?).

5. Групповая инсталляция «Рудник сновидений»

Чем больше материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.
Ведущий. Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте: мы в Фантазии и здесь возможно все.
На эту работу потребуется 20–25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи — это поможет им раскрыть свой собственный потенциал творческих идей. Работа над инсталляцией будет идти лучше, если вы включите какую-нибудь «сказочную», но активную музыку (электронные композиции Роберта Майлза).
Обсуждение.

6. Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 8
Ворота без Ключа

Задачи:обобщение опыта прошлых занятий; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; коллекция ключей; хула-хуп (он будет служить Воротами без Ключа); альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3.Упражнение «Ключи»

Ведущий. Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти которые нам предсказала Морла, Воротам без Ключа. Из многих мест страны Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон везения, расскажи нам об этих воротах.
Дракон везения: Это необычные ворота, как и всё в нашей стране. Они называются Ворота без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну человек, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть.
Ключи, которые мы приготовили для нашей игры, могут быть как настоящие, так и сделанные из картона или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно разными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.
Ведущий. Выберите, пожалуйста, из коллекции ключей тот, который является вашим. Не торопитесь делать выбор, подумайте, почему вы берете тот, а не иной ключ.
Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас место, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа. Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т.д.

Воротами без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок пролезает через круг, который вы держите, проходя Ворота. Затем ключи возвращаются в коллекцию.

4. Игра «Волшебная река»

Ведущий. Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной.
Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Игрок решает сам, как он будет двигаться — быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При желании используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада.

5. Упражнение «Говорящие вещи»

Ведущий. Река вынесла нас в долину Говорящих вещей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.
Примерно через 10–15 минут группа делится на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При желании можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний.

6. Ритуал выхода из сказки

ЗАНЯТИЕ 9
Многоликая королева

Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; кукла-марионетка Детской королевы; костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т.п.); грим или детская краска для лица; коллекция аудиозаписей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Игра «Сказочный бал»

Ведущий. Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во дворец и дать новые имена королеве Фантазии.
Дракон везения: Наша королева — такая же, как вы, девочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает.
Ведущий. Сегодня во дворце состоится большой бал, и мы приглашены.
Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы можно принести из дома). Грим поможет усилить эффект перевоплощения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары, чтобы помочь друг другу подготовиться к балу.
Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию, соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее.
Ведущий объявляет начало бала и по очереди представляет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный герой рассказывает о себе: из какой он сказки, зачем пришел на бал, чем он отличается от других.

4. Упражнение «Сказочный танец»

Под свою, специально подобранную музыку сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг.
Обсуждение:
– Для чего проводятся такие балы?
– Что было самым трудным?
– Передавала ли музыка и танец характер героя?
– Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т.д.

5. Упражнение «Дать имя»

Ведущий. Для того чтобы увидеть королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, а затем по очереди мы назовем ее новые имена.
Ребята называют придуманные ими для многоликой королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена.
Появляется королева: Я рада приветствовать вас в своем дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побывал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изменить в своем, реальном мире. Вы тоже стали другими: научились любить себя и других, научились слышать, видеть и говорить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние, призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сердце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя, и Фантазия снова откроется для вас.
Королева прощается и уходит.

6. Ритуал выхода из сказки

ЗАНЯТИЕ 10
Бесконечная Фантазия

Задачи: подведение итогов; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; групповой коллаж «Страна Фантазия» (из занятия 1); картинки из журналов, клей, ножницы; бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, вода;. карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое — для нового коллажа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал входа в сказку «через зеркало»

2. Повторение

3. Групповой коллаж «Измени Фантазию»

Ведущий. Сегодня мы заканчиваем наше путешествие по стране Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем представлении в начале путешествия.
Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сделанный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изменить Фантазию, используя предложенные арт-материалы. Можно нарисовать на отдельных листах каких-нибудь сказочных героев, затем вырезать и поместить их в пространство коллажа. Работа ведется под спокойную волшебную музыку (композиции Карунеша).
Обсуждение:
– Что изменилось в Фантазии?
– Что изменилось в нас?
– Имеет ли Фантазия границы?
– Через некоторое время изменится ли Фантазия или останется прежней?

4. Упражнение «Мелодия группы»

Дракон везения: Подходит время и мне прощаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, нуждаются в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдавал вам волшебное свойство — везение. Теперь каждый из вас — везунчик, и нет ничего в этом мире, что у вас не получилось бы. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путешествия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг друга. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе, — зазвучит музыка. Услышать ее сможет каждый, если захочет.
Дети рассаживаются по кругу. Каждый ребенок решает, каким инструментом он будет. Вся группа — это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться. Если ребенок выбрал какой-либо инструмент, но не знает, как он звучит, будьте готовы продемонстрировать это сами.
Первый круг упражнения: дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно назвав его.
Второй круг упражнения: группа делится на пары (как сидят), и инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
Третий круг: вся группа одновременно начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важна спонтанность и экспрессивность.
Дракон везения прощается с каждым ребенком и улетает.

5. Изготовление амулетов

Ведущий. Своей мелодией мы разбудили все волшебные силы Фантазии, и сейчас, используя самые простые материалы, мы будем изготавливать сказочные подарки друг для друга. Каждый из вас сможет сделать для другого подарок-амулет. Это может быть открыточка, рисунок или оригами — кто что захочет и сумеет. Главное — вложить в эту работу свое тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того, кому вы его подарите. Если вы хотите сделать несколько подарков, пожалуйста. Главное, чтобы каждый в группе получил такой амулет.
Накануне этого занятия уточните у ребят, кто что умеет делать руками, и подберите материалы в соответствии с этим. Это задание может быть домашним, и тогда ребята придут на занятие уже с подарками.
Ведущий тоже может приготовить подарки для всей группы: например, маленькие альбомчики с фотографиями путешествия и волшебными пожеланиями. Их можно сделать вместе с родителями, предварительно согласовав затраты на покупку пленки, альбомов и печать фотографий. Кто-то из родителей может взять это на себя.

6. Упражнение «Спасибо за прекрасное путешествие»

Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем вручает ему свой подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем они обмениваются подарками. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, замкните круг и можете вручить детям свои подарки. В этой церемонии могут участвовать и родители.
Этим путешествие завершается, и ребята прощаются с Фантазией.

6. Ритуал выхода из сказки.

ЛИТЕРАТУРА

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1998.
Энде М. Бесконечная книга. — Ташкент: Шарк, 1992.