Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

О ГЛЮКЕ, КАЙФЕ, БЕЗДНЕ
И СОБСТВЕННЫХ ОТКРЫТИЯХ

О многих своих проблемах подростки очень хотели бы поговорить со взрослыми. Но... не говорят! Иногда стесняются, иногда не доверяют, иногда не находят слов. Помочь им — на мой взгляд, одна из главных задач школьного психолога. Это тем более важно, что часто и дети и взрослые говорят об одном и том же, но называют это разными словами.
«Он стал плохо учиться, безобразно себя ведет», «Мне все надоело, они меня достали». Эти две фразы, произнесенные разными «субъектами образовательного процесса», касаются одной и той же проблемы подросткового возраста: снижение учебной мотивации.
Мне показалось важным обсудить с ребятами эту и другие подростковые проблемы, о которых так часто упоминают взрослые и которые создают столько головной боли самим подросткам. Однако мне хотелось не только перечислить эти проблемы, но и предложить возможные способы их решения. Зная, что далеко не все подростки готовы просто последовать прямому совету взрослого, я использовала такой метод, как психологическая сказка.
В ходе одного из тренинговых занятий прозвучали слова о том, как порой бывает трудно найти общий язык со взрослыми, заставить себя выполнять повседневные обязанности, как иногда хочется сделать всем (и себе!) назло...
Выслушав все это, я предложила ребятам психологическую сказку, объяснив, что психологические сказки сочиняют, чтобы легче разобраться в какой-то проблеме, найти ее решение. Вот эта сказка.

Сказка о молодом дереве

В далекой стране на берегу моря рос сад. Там было много разных деревьев: одни высокие, с густыми кронами, другие не очень, у одних были чудесные плоды, на других росли цветы, необыкновенной красоты и аромата. В этом саду отдыхали путники, а птицы вили гнезда. Росло там одно Молодое дерево, похожее на наши яблони. Был май, и ему предстояло его первое лето.
Сад в это время особенно прекрасен. Деревья только что оделись свежей листвой, на одних уже появились цветы, на других — бутоны. Прилетают птицы и весело щебечут по утрам. Морской бриз приятно щекочет листочки и ветки. Но несмотря на все это наше Молодое дерево чувствовало себя неважно. Его ветки, казалось, стали расти в два раза быстрее и от этого все время ныли. Впервые появившиеся бутоны болели. Его корни уставали тянуть влагу из земли, отчего листья стали вянуть. Да еще на некоторых ветках появился неприятный серый грибок. Это особенно расстраивало Молодое дерево, ведь ему так хотелось быть красивым.
Нездоровый вид Молодого дерева, его корявые непропорциональные ветви очень раздражали взрослые деревья. Они говорили ему: «Лучше работай корнями!», «Поверни бутоны к солнцу!», «Как же так?! Ты совсем не шелестишь листвой, это неправильно!» И от всего этого Молодое дерево переживало еще больше. Ему было непонятно, что с ним происходит, и это пугало его. В самом деле, почему все вокруг набираются сил и хорошеют, а оно становится все более неуклюжим? Иногда оно начинало думать, что дело действительно в корнях, и старалось сильнее ими работать, но очень быстро уставало и чувствовало себя еще хуже. Ему хотелось пошептать вместе со всеми, но листья не слушались, и получалось, что оно только мешает.
Шли дни, наступило лето. И вот однажды на море начался шторм. Волны поднимались почти к небу, шипели и разбивались о берег. Небо почернело, тучи клочьями свисали с него. Поднялся сильный ветер и стал трепать деревья. Самые большие из них подняли крик, оповещая округу, что идет буря, старые кряхтели ветвями, молодые напрягали все силы, чтобы удержать листья. А наше Молодое дерево совсем растерялось. Ему стало так страшно от шума и темноты, что оно совсем забыло, что надо укрыть бутоны, его ветви не могли сопротивляться ветру, и их гнуло во все стороны, слабые листики улетали. Дерево подумало, что пришел его конец. Но через пару часов, когда шторм закончился, оно все еще стояло. Оглядевшись вокруг, оно увидело на земле сломанные ветви своих соседей. Само оно потеряло много листьев и бутонов.
Наступила ночь, пошел мелкий дождик. Молодое дерево грустило, оно думало, что следующей бури ему не пережить. Ему вообще стало казаться, что жить не за чем, ведь таким красивым и сильным, как большие деревья, ему никогда не стать.
Следующий день выдался солнечным и жарким. Птицы чинили гнезда, деревья пытались залечить раны смолой. Молодое дерево все грустило. Старшие хотели было отчитать его, что не удержало бутоны, да махнули на него ветвями. Близился полдень. Тут к саду подошла старушка. Видно было, что она измождена жарой и еле идет. Молодое дерево росло на самом краю сада, и, проходя мимо него, она оперлась о его ствол, да тут же и села на землю. «Нет сил идти дальше», — сказала она. Облокотившись о ствол, она посмотрела на корявые ветки с редкой листвой и вздохнула:
— Солнце такое горячее, а у этого дерева и тени-то почти нет!
Молодое дерево так расстроилось, что не может укрыть старушку от жары, что ему захотелось плакать. Но ведь деревья не плачут. И вдруг оно почувствовало, что у самого основания одной из ветвей, которое болело еще с бури, что-то течет. Оно очень удивилось, глянуло и увидело маленькую блестящую капельку смолы. Никогда раньше такого не случалось. За первой капелькой появились и другие, а ветка перестала болеть. Старушка тоже заметила появление смолы. Она достала из сумки чашку с ложкой, собрала ей немного смолы и положила в чашку, долила воды из фляги, размешала и выпила.
— Оказывается, это непростое дерево, — сказала она, вставая. Она обошла его вокруг, потрогала ветки, осмотрела листья. — Видно, еще молодое совсем, — продолжала она, — вчерашняя буря тебя потрепала. Ну, ничего. Ты у моря растешь, здесь бури часты. Много их еще будет, но ты не бойся. У тебя смола чудесная, она все твои раны залечит.
Старушка еще раз обошла вокруг дерева, погладила его ветви и ушла.
Молодое дерево взмахнуло веткой ей вслед. Ему впервые за долгое время вдруг стало спокойно и хорошо. Оно рассматривало свою смолу, которая так чудесно переливалась на солнце, почувствовало, как корни без усилия забирают влагу из земли и она бежит по его стволу и веткам, а с ней и сила. Потом оно взглянуло на море, такое страшное вчера, а сегодня прозрачно-голубое и безмятежное.
Зашло солнце, и его последние оранжевые лучи покинули сад.
Просыпаясь следующим утром, Молодое дерево услышало, что его взрослые соседи перешептываются, называя его имя. Открыв глаза, оно взглянуло на них, потом на себя и увидело на своих ветках прекрасные белоснежные цветы. Оно так обрадовалось! Зашелестело листьями. Все вокруг стали поздравлять его с первыми цветами и говорить, какие они красивые. Это было правдой. А оттого, что ветки Молодого дерева были немного кривыми, оно выглядело еще более необыкновенным.
В то лето было еще несколько бурь. Молодое дерево, хотя и боялось каждый раз, все-таки пережило их. Листва на нем стала гуще, а в августе на нем появились его первые плоды.

Прочитав сказку, я предложила ее обсудить. Мы поговорили о чувствах, которые она вызвала, и перешли к обсуждению проблем, описанных в сказке: изменения внешности, давление взрослых, страх перед будущим, неуверенность в себе. Я хотела убедиться, что ребята поняли, как с помощью сказочного языка можно говорить о том, что тебя по-настоящему волнует.
Домашним заданием было сочинить психологическую сказку. Мне бы хотелось привести фрагменты двух сказок, сочиненных ребятами.

Жизненный опыт
...К нему подошли ребята намного старше него и предложили попробовать наркотики.
В начале Тед долго отказывался, но потом согласился, решив, что если один раз попробует, то с ним ничего не будет. Как же он ошибался! Наркотики перенесли его в царство короля Глюка и его жены Кайфы. Они сделали Теда своим рабом и пленником.
...Тед понял, что либо замучается там, либо сам уйдет из жизни. И только он об этом подумал, как появилась тощая старуха. Она подошла к Теду и сказала шепелявым голосом:
— Узнаешь меня?
— Нет, кто вы? — спросил Тед.
— Я — твое сознание. Видишь, что ты со мной сделал!
— Но как мне быть?
— Выпей это. Это надежда и уверенность.
И когда Тед выпил, он понял, что сможет справиться со всеми преградами, которые встанут на его пути, а наркотики — это просто неудачный опыт...

Денис С., 14 лет

Ее история
Она чувствовала себя такой одинокой... Ее никто не понимал. Она и сама перестала себя понимать. И даже забыла свое имя, поэтому ей пришлось придумать новое — Бездна.
...Она бродила в темноте, ее окружали лишь страшные корявые деревья. Она сбилась с дороги, а лес все не кончался. Она звала, но никто не отвечал ей. Она не могла поверить, что вокруг нет ни одного живого существа. Собравшись с последними силами, она продолжила свой путь.
Неожиданно лес стал светлеть. Исчезли страшные деревья. И вдруг неподалеку она увидела человека, а потом еще одного и еще. Они также озирались, с удивлением глядя на нее и друг на друга. Один из них произнес какое-то слово. Оно прозвучало так знакомо. Внезапно она поняла, что это было ее собственное имя, которое она забыла.

Катя М., 14 лет

Я убедилась, что подростки смогли не только назвать проблемы, которые их беспокоят, но и найти их решение, а некоторые просто почувствовали, что такое решение можно найти.

Ксения СТУПНИЦКАЯ,
студентка V курса МГППУ, АНО «Школа «Премьер»