ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ
В новой рубрике «Всероссийская
неделя психологии» мы даем читателю нашей газеты
различную информацию об этом мероприятии. С
этого номера мы начинаем знакомить с программой
Недели, основными вопросами, на которые
предполагается дать ответ в процессе ее работы, и
мнениями гостей — известных психологов и
педагогов — по тем или иным вопросам
деятельности психолога в образовании.
В программе Недели — 5 тематических дней. В
течение каждого дня тема, как многогранный
кристалл, будет поворачиваться к участникам
разными гранями:
— как актуальная проблема — в рубрике «Точка
отсчета»;
— как личное (но очень авторитетное) мнение — в
«Утреннем монологе» (лекции);
— как технология, метод, подход — на
мастер-классах и мастерских;
— как предмет серьезной дискуссии — на круглых
столах;
— наконец, как предмет серьезного обобщения и
осмысления — на вечерних модеративных
семинарах.
Мы всерьез надеемся, что после такого
многогранного рассмотрения наша проблема
потеряет свою сегодняшнюю остроту и обретет
явные признаки успешно решаемой
профессиональной задачи.
Тема первого рабочего дня — «Психолог и учебная
успешность ребенка».
«Ребенок ходит в школу прежде всего для того,
чтобы учиться» — эту банальную истину еще никто
по-настоящему не оспорил и не заменил другой
банальностью. Другое дело — чему учиться, как, с
какого возраста и сколько часов в день, в каких
социальных условиях и так далее. Очевидно, что
если ребенок приходит для того, чтобы учиться, то
все взрослые, профессионально приписанные к
школе, приходят в нее для того, чтобы помочь
ребенку решить его задачу, организовать процесс
встречи учебного содержания и ученика. По
крайней мере, за этим приходит учитель... А
психолог? В чем его профессиональная задача?
Если он дополняет учителя, то в чем и как? Если
сдерживает и направляет, то куда и какими
средствами? Если помогает ребенку, то в каких
случаях? По каким критериям следует определять,
что обучающемуся ребенку нужна психологическая
помощь?
Целый ряд вопросов возникает перед психологом,
внедряющимся в «святая святых» школы — процесс
обучения. Во время Недели мы предполагаем
поставить и обсудить ряд профессиональных
проблем, и если вам, уважаемые читатели, есть что
сказать по тому или иному поводу, мы будем рады
видеть вас как среди участников форума, так и
среди авторов «Школьного психолога».
Итак, темы для обсуждения:
1. Современная учебная деятельность:
какие требования к психологическим
возможностям, качествам, функциям ученика она
предъявляет? Как определить психологическую
готовность к реализации учебной деятельности на
разных этапах обучения (критерии)? Какие методы
диагностики могут быть для этого применены?
Какую развивающую и коррекционную помощь может
оказать психолог ученику, испытывающему
трудности в обучении как деятельности?
2. Психологическая экспертиза учебных
программ и образовательных технологий: по каким
параметрам ее проводить? Как осуществлять
мониторинг психологической успешности обучения
по тем или иным программам и технологиям?
3. Предоставление психологической
информации учителю: какая информация о
психологическом статусе ученика действительно
востребована педагогом? Как и в какой форме
должна быть предоставлена? Каковы технологии и
методы совместного (учителя и психолога)
проектирования психологически грамотного урока?
4. Знаменитое заклинание современной
педагогической психологии — «ребенок должен
стать субъектом собственной учебной
деятельности»: что это означает с точки зрения
содержания образования, методики и процесса
взаимодействия учителя и ученика, учеников друг
с другом? Каковы психологические показатели
«субъектности» ребенка в учебном процессе? Как
их можно диагностировать? Какую развивающую
работу могут осуществлять психолог и педагог для
формирования этой самой субъектной позиции
ребенка в учебном процессе? Как помочь самому
педагогу осознать себя субъектом собственной
профессиональной деятельности и общения?
5. Развитие интеллектуальных
способностей ребенка, логического мышления:
должно ли это рассматриваться как отдельная
задача работы психолога с детьми в тех случаях,
когда мышление находится в пределах возрастной
нормы? Или таковое развитие должно происходить
за счет нужным образом организованного учебного
процесса, без специальной развивающей работы?
6. Что педагог и психолог должны знать о
ребенке (уметь выявлять) для того, чтобы
оказывать действенную помощь при освоении
содержания учебной деятельности?
Очевидно, что каждый из поставленных вопросов
может стать предметом серьезного обсуждения на
специальной научной конференции, и не одной... Но
мы — практики, у нас таких вопросов каждый день
по нескольку десятков. Наша газета, наш форум в
«Орленке» — это замечательные возможности, не
дожидаясь конференций и их решений,
аккумулировать собственный опыт, собственные
представления о проблемах и найти варианты
решения.
Мы уверены, что нам это по силам. Тем более когда
вместе с нами над этими вопросами будут думать
такие замечательные ученые, как И.В.Дубровина,
М.М.Безруких, В.И.Слободчиков, А.И.Савенков,
Н.Я.Семаго и многие другие. Все они дали согласие
принять участие во Второй Всероссийской неделе
школьной психологии.
От организаторов Недели —
Марина БИТЯНОВА
Спонсор публикации статьи: сервисный центр «Клиника мобильной помощи» предлагает услуги по ремонту высокотехнологичных цифровых устройств в Москве. Воспользовавшись предложением центра, Вы получите профессиональный ремонт цифровых фотоаппаратов Canon, Nikon, Pentax и моделей других марок. Опытные специалисты центра, произведут диагностику фотоаппарата и осуществят ремонт или замену объектива, матрицы и других запчастей для фотоаппаратов, в самые короткие сроки и по выгодной цене. Так же, к Вашим услугам ремонт видеокамер, мобильных телефонов, гаджетов, игровых приставок и ноутбуков. Подробнее ознакомиться с предложением сервисного центра можно по адресу www.rem-baza.ru
|