Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ

В новой рубрике «Всероссийская неделя психологии» мы даем читателю нашей газеты различную информацию об этом мероприятии. С этого номера мы начинаем знакомить с программой Недели, основными вопросами, на которые предполагается дать ответ в процессе ее работы, и мнениями гостей — известных психологов и педагогов — по тем или иным вопросам деятельности психолога в образовании.
В программе Недели — 5 тематических дней. В течение каждого дня тема, как многогранный кристалл, будет поворачиваться к участникам разными гранями:
— как актуальная проблема — в рубрике «Точка отсчета»;
— как личное (но очень авторитетное) мнение — в «Утреннем монологе» (лекции);
— как технология, метод, подход — на мастер-классах и мастерских;
— как предмет серьезной дискуссии — на круглых столах;
— наконец, как предмет серьезного обобщения и осмысления — на вечерних модеративных семинарах.

Мы всерьез надеемся, что после такого многогранного рассмотрения наша проблема потеряет свою сегодняшнюю остроту и обретет явные признаки успешно решаемой профессиональной задачи.
Тема первого рабочего дня — «Психолог и учебная успешность ребенка».
«Ребенок ходит в школу прежде всего для того, чтобы учиться» — эту банальную истину еще никто по-настоящему не оспорил и не заменил другой банальностью. Другое дело — чему учиться, как, с какого возраста и сколько часов в день, в каких социальных условиях и так далее. Очевидно, что если ребенок приходит для того, чтобы учиться, то все взрослые, профессионально приписанные к школе, приходят в нее для того, чтобы помочь ребенку решить его задачу, организовать процесс встречи учебного содержания и ученика. По крайней мере, за этим приходит учитель... А психолог? В чем его профессиональная задача?
Если он дополняет учителя, то в чем и как? Если сдерживает и направляет, то куда и какими средствами? Если помогает ребенку, то в каких случаях? По каким критериям следует определять, что обучающемуся ребенку нужна психологическая помощь?
Целый ряд вопросов возникает перед психологом, внедряющимся в «святая святых» школы — процесс обучения. Во время Недели мы предполагаем поставить и обсудить ряд профессиональных проблем, и если вам, уважаемые читатели, есть что сказать по тому или иному поводу, мы будем рады видеть вас как среди участников форума, так и среди авторов «Школьного психолога».

Итак, темы для обсуждения:

1. Современная учебная деятельность: какие требования к психологическим возможностям, качествам, функциям ученика она предъявляет? Как определить психологическую готовность к реализации учебной деятельности на разных этапах обучения (критерии)? Какие методы диагностики могут быть для этого применены? Какую развивающую и коррекционную помощь может оказать психолог ученику, испытывающему трудности в обучении как деятельности?
2. Психологическая экспертиза учебных программ и образовательных технологий: по каким параметрам ее проводить? Как осуществлять мониторинг психологической успешности обучения по тем или иным программам и технологиям?
3. Предоставление психологической информации учителю: какая информация о психологическом статусе ученика действительно востребована педагогом? Как и в какой форме должна быть предоставлена? Каковы технологии и методы совместного (учителя и психолога) проектирования психологически грамотного урока?
4. Знаменитое заклинание современной педагогической психологии — «ребенок должен стать субъектом собственной учебной деятельности»: что это означает с точки зрения содержания образования, методики и процесса взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом? Каковы психологические показатели «субъектности» ребенка в учебном процессе? Как их можно диагностировать? Какую развивающую работу могут осуществлять психолог и педагог для формирования этой самой субъектной позиции ребенка в учебном процессе? Как помочь самому педагогу осознать себя субъектом собственной профессиональной деятельности и общения?
5. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, логического мышления: должно ли это рассматриваться как отдельная задача работы психолога с детьми в тех случаях, когда мышление находится в пределах возрастной нормы? Или таковое развитие должно происходить за счет нужным образом организованного учебного процесса, без специальной развивающей работы?
6. Что педагог и психолог должны знать о ребенке (уметь выявлять) для того, чтобы оказывать действенную помощь при освоении содержания учебной деятельности?

Очевидно, что каждый из поставленных вопросов может стать предметом серьезного обсуждения на специальной научной конференции, и не одной... Но мы — практики, у нас таких вопросов каждый день по нескольку десятков. Наша газета, наш форум в «Орленке» — это замечательные возможности, не дожидаясь конференций и их решений, аккумулировать собственный опыт, собственные представления о проблемах и найти варианты решения.
Мы уверены, что нам это по силам. Тем более когда вместе с нами над этими вопросами будут думать такие замечательные ученые, как И.В.Дубровина, М.М.Безруких, В.И.Слободчиков, А.И.Савенков, Н.Я.Семаго и многие другие. Все они дали согласие принять участие во Второй Всероссийской неделе школьной психологии.

От организаторов Недели —

Марина БИТЯНОВА

Спонсор публикации статьи: сервисный центр «Клиника мобильной помощи» предлагает услуги по ремонту высокотехнологичных цифровых устройств в Москве. Воспользовавшись предложением центра, Вы получите профессиональный ремонт цифровых фотоаппаратов Canon, Nikon, Pentax и моделей других марок. Опытные специалисты центра, произведут диагностику фотоаппарата и осуществят ремонт или замену объектива, матрицы и других запчастей для фотоаппаратов, в самые короткие сроки и по выгодной цене. Так же, к Вашим услугам ремонт видеокамер, мобильных телефонов, гаджетов, игровых приставок и ноутбуков. Подробнее ознакомиться с предложением сервисного центра можно по адресу www.rem-baza.ru