Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат
психологических наук

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ
РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИЙ:
КАТЕГОРИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье «Супермен, Человек-паук и Злая Ведьма» («Школьный психолог», № 39, 2004) мы рассказывали о применении в работе с детьми метода «диалогического рассказывания историй» (ДРИ), разработанного Р. Гарднером в 60-е гг. ХХ в. Мы продолжаем разговор о специфике применения метода. Вкратце суть его такова. Ребенку предлагается «поиграть в радио» и рассказать занимательную историю, которая будет записываться на пленку. Нельзя пересказывать то, что ребенок видел по телевизору, в кино или читал в книжке. В конце ему надо придумать «урок», «вывод» из рассказанного. Задача психолога заключается в том, чтобы разобраться в содержании истории и придумать свою, «ответную» историю, которая является модификацией услышанной (подробнее см. в № 39, 2004).
Используя ДРИ в работе с детьми, мы вывели базовые категории интерпретации детских историй. Их использование может помочь, во-первых, более структурированно вести каждую сессию, во-вторых — отслеживать динамику изменений, а в-третьих, применять метод более «точечно» и тем самым добиваться большего терапевтического эффекта.
Каждая из категорий интерпретации представляет собой пару признаков по оси «дезадаптивное—адаптивное поведение». Психолог, анализируя историю, сочиненную ребенком, находит в ней признаки дезадаптивного, то есть неадекватного ситуации, варианта поведения. Разбирая особенности дезадаптации, он может отнести послание ребенка к тому или иному виду дезадаптации (например, «депрессивности»). Каждому из этих видов, в свою очередь, соответствуют адаптивные позиции, на которые необходимо опираться психологу, выстраивая собственное терапевтическое послание. Так, противоположностью «депрессивности» будет «активность».
Подчеркнем, что названия категорий достаточно условны и не всегда отражают традиционное понимание употребляемых терминов — скорее они ограничивают круг определенных явлений, проявляющихся в детских историях. Таким образом, они сформулированы не в виде научных терминов, а скорее как метафоры состояний.
Далее приведем эти категории и проиллюстрируем их на примерах применения в реальной терапевтической работе.

ОПАСНОСТЬ — БЕЗОПАСНОСТЬ

Признаки «опасности» — на героя нападают, его уничтожают, а он абсолютно беспомощен перед нападением; герой постоянно находится в опасности не по своей воле, при этом он испытывает паническую тревогу, в ряде случаев переходящую в ужас.
Характеристика «безопасности» — герой получает защиту, он попадает в ситуацию, когда опасность отсутствует, побеждена, когда он становится недоступен для пугающего объекта. Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о возможности «быть в безопасности».
Эту историю рассказал восьмилетний мальчик из семьи беженцев из Ирака, страдающий от жестокого обращения родителей и переживающий многочисленные невротические страхи.

Один мальчик маленький. У него не было мамы и папы. Он пошел гулять один. Его не кормили, ничего ему не давали. Увидел он страшного бегемота... нет, обезьяну. Мальчик сказал: «Хочешь, я принесу тебе бананы?»
На другой раз они пошли искать маму и папу. Мальчик плакал. Обезьяна сказала: «Найду сейчас маму и папу. Ты иди ко мне домой, а я пойду искать». Обезьяна пошла искать и увидела страшного тигра. Тигр взял ее и сказал: «Ты куда?» Обезьяна: «Один мальчик хотел маму свою, я ее ищу». Они пошли вместе искать. Очень далеко пошли. Посмотрели — мама и папа мальчика на воде, их укусил страшный Шрек-монстр. Потом Шрек убил тигра и обезьяну.
Потом мальчик пошел — увидел маму и папу, а Шрек его укусил, и он умер.
Урока здесь нету.

В истории ярко просматривается стойкое чувство небезопасности, наблюдаемое и в поведении ребенка. В ответ была рассказана следующая история, акцентирующая внимание на «безопасности», демонстрируемой через возможность победы над «страшным» противником.

Жил-был один мальчик без мамы и папы. Его родители раньше пошли в лес, и их поймал монстр-Шрек. Связал их и повесил у себя в темнице. Кричат они, но вырваться не могут.
Мальчику было очень грустно. Он увидел обезьяну. Они подружились. Обезьяна решила помочь мальчику. Она пошла и встретила тигра. Они отправились вместе помогать мальчику. И вот они напали на Шрека. Они сильно-сильно дрались ...так... так... и Шрек их победил, но потратил много-много сил, так что стал совсем слабым. Он даже тарелку не мог поднять. Даже тетрадку не мог поднять.
А мальчик подождал тигра с обезьяной, увидел, что они не приходят, и пошел сам. Увидел Шрека, сначала испугался и хотел убежать, но потом заметил, что монстр еле ходит. Тогда он подбежал к Шреку и так его... так... Поймал и засунул в клетку. Мальчик освободил маму с папой, и они жили дружно, весело, и никто на них больше не нападал.
Урок: даже если очень страшно, то в конце всегда может кончиться хорошо.

ДЕПРЕССИВНОСТЬ — АКТИВНОСТЬ

Признаки «депрессивности» — пугающие объекты, они могут быть или слабо выраженными или вообще отсутствовать в тексте повествования, однако герой все равно оказывается в ситуации безысходности и беспомощности. Зачастую герой может внезапно, без явной причины погибнуть или получить травму. В истории также может просматриваться отражение суицидальных мыслей и аутоагрессия. Главная особенность истории — герой не влияет (не может или не хочет) на развитие сюжета, а покорно следует внешним воздействиям.
Характеристика активности — герой активно выступает против объекта страха, обнаруживает его и побеждает, призывая на помощь всех кого возможно, исходя из базового сюжета. Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о небезнадежности активных действий и более того — их необходимости для решения проблемы (например, победы над чудовищем).
Приведем пример работы с данной категорией. Эту историю рассказал восьмилетний мальчик из семьи беженцев из Ирака, страдающий от жестокого обращения родителей и переживающий многочисленные невротические страхи.

Шли по улице одна девочка и один мальчик. Пришел супермен и сказал: «Давай драться». Они не захотели. Супермен тогда: «Давай друзьями будем, если не хочешь драться».
Потом одна девочка-монстр, она страшная была, она хотела убить супермена. А их друзья взяли в девочку бросали чего-то, и она умерла.
Муж страшной девочки хотел найти свою жену. Он пошел, нашел ее и видит — она умерла. Потом он нож взял и себя убил.
Бэтмен с друзьями хотели найти мужа страшной девочки; видят — он уже умер. На другой год они (Бэтмен и супермен) дома хотели воду пить, но ее не было, и они умерли от голода. Все умерли.
Урок (не может сформулировать).

В истории отчетливо видны депрессивные установки ребенка, а также можно обратить внимание на определенные суицидальные наклонности, имеющие, судя по особенностям родителей, отчасти наследственную подоплеку. В ответ была рассказана следующая история.

Жили-были мальчик и девочка. Они шли по дороге и встретили супермена. Он им говорит: «Давайте драться». Дети в ответ: «Нет, мы не хотим». Супермен тогда говорит: «Раз так, будем друзьями». И они пошли дальше вместе.
Как-то раз они гуляли вместе с Бэтменом и вдруг видят страшную девочку. Она напала на них и хотела убить супермена. Но друзья его спасли — взяли, что-то бросили в нее, и она умерла.
А у этой девочки был муж. Он хотел ее найти, искал-искал, наконец, нашел и видит — она умерла. Заплакал он горючими слезами и решил взять нож, чтобы себя убить. Но тут ему пришла в голову мысль: «А может быть, что-то можно сделать?» Подумал он и пошел к волшебнику. Тот ему дал живую воду. Он принес, полил на страшную девочку, и она ожила. Открыла она глаза и говорит: «Ой, что со мной было?!»
— Ты умерла, а теперь ты ожила. Я тебя оживил, — говорит муж.
— Ой, спасибо. Ты знаешь, я была страшная и хотела убить Бэтмена. Но теперь я поняла — я хочу быть доброй.
И они построили большой дом, у них было много вкусной еды, и они всех угощали.
А с Бэтменом и его друзьями случилось вот что. На другой год у них кончилась вода и еда. Что же им делать? Решили друзья, что пора умирать. Но тут супермен сказал: «А чего нам умирать! Давайте попробуем, поищем еду».
— Да нет, мы не найдем ее нигде, — говорит девочка.
— Ну пойдем, поищем.
Все согласились и пошли на поиски. Один день шли, два дня — очень устали, тяжело. Почти кончились силы. Вдруг видят — домик. А это был дом, который построили девочка, которая раньше была страшной, и ее муж. Они встретили друзей, накормили и дали много вкусной еды с собой. Потом они построили рядом свой дом, и у них всегда было много вкусной еды.
Урок: если грустно и плохо, то надо стараться чего-то делать, пробовать найти выход, а не убивать себя, тогда все будет хорошо.

Подчеркнем, что депрессивность ситуационную (данный случай) или характерологическую крайне важно отличать от посттравматической депрессии, логика работы с которой будет полностью противоположной. Дифференциальная диагностика данных депрессивных проявлений затруднена тем, что в реальности они крайне редко выступают обособленно. Единственным объективным маркером является наличие в истории ребенка очевидных травматических переживаний, в первую очередь связанных с потерей.
В этом случае не следует вводить в историю активные действия. Основная логика работы в этом случае: внося крайне незначительные изменения в историю, «удлинять время», то есть заменять метафору смерти, используемую ребенком, на метафору сна, а затем как можно более естественно приводить к разрешению.
Здесь полезна модель сказки «Спящая красавица», которую можно, видоизменяя, использовать для конструирования ответной истории. Также успешно используется метафора смены времен года. Ответ на историю ребенка, приведенную выше, можно было сконструировать путем рассказа о том, что Бэтмен и супермен, оставшись без еды, уснули, как медведи во время зимней спячки, а когда проснулись — была весна и стали появляться всяческие вкусные плоды.
Такая схема работы при посттравматической депрессии одновременно разрешает ребенку «отгоревать» потерю и дает осознание перспективы завершения горевания в будущем.

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Признаки «инфантильности» — зависимость от поддержки извне (победа только с чужой помощью); регрессивное (с точки зрения возраста ребенка) поведение героя; герой уверен в невозможности действовать самостоятельно; фантастичность победы над страхом — помощь волшебника или неких магических сил без участия героя.
Характеристика «самостоятельности» — герой самостоятельно преодолевает препятствия и решает проблемы; герой опирается в первую очередь на собственные силы; реалистичность истории. Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о возможности и необходимости приложения собственных усилий для разрешения проблем (борьбы со страхом).
Приведем пример работы с данной категорией. Эту историю рассказал семилетний мальчик из семьи афганских мигрантов. Его основной проблемой являлось наличие большого количества невротических страхов.

Один раз я шел и увидел одного человека, он с пистолетом был. Он сказал:
— Куда идешь?
— Домой.
— Стой.
Потом пришли еще двое и превратились в ужасы. Страшные. Они хотели меня скушать. Я убежал от них и к Сергею
1 пришел. Там спрятался. Когда они ушли, я тоже ушел. Пришел домой и рассказал все маме. Мама говорит: «Давай со мной ходить на улицу. Один не ходи, а то тебя скушают». Я пошел с мамой, гулял с ней. Опять они появились. Они были с корабля, с большой летающей тарелки. Оттуда они пришли.
Один раз я придумал такой бум, чтобы их уничтожить. Взял три хлопушки и завизжал.
Однажды они пришли, я это все поставил, и взорвалась хлопушка. Два умерло, а один еще жив был. Он пошел, своих друзей привел, много, на землю напасть.
Я рассказал всем на Земле.
— Давайте будем готовы к битве, — ответили мне.
Они пришли и спросили:
— Вы к битве готовы?
— Да.
Мы все хлопушки сделали, чтобы их взорвать, когда они побегут на нас. Так и случилось. Мы брали, все зажигали и бросали, и они умерли.
Урок: если кто-то хочет напасть, нужно сказать всем, и тогда мы победим.

Рассказанная история достаточно конструктивна, особенно в свете реальных проблем ребенка. Она показывает, что процесс «самопсихотерапии» движется достаточно успешно. В данном случае следует акцентировать внимание на возможности достижения результата самостоятельным путем. Соответственно, была рассказана следующая история.

Однажды я шел по улице и увидел одного человека.
Он спросил меня:
— Ты куда идешь?
— Я иду домой.
Тут подошли еще два страшных ужаса и хотели меня скушать. Я убежал от них к Сергею Сергеевичу и спрятался. После этого я все рассказал маме. Мама говорит: «Один не ходи на улицу». После этого я ходил только с мамой. Но все равно я боялся.
А потом я подумал: «Чем больше я их боюсь, тем они сильнее». И я решил их не бояться.
И вот когда они опять появились, прилетели на своей летающей тарелке, я придумал бомбу. Просто-напросто взял три хлопушки и взорвал их. Двое умерли, а один остался жив, и он пошел к себе домой и привел много-много друзей.
Тогда я побежал к своим друзьям и сказал:
— На нас монстры хотят напасть, скорее на помощь!
— Да ну, это ерунда. Какое нам дело до монстров, они на тебя хотят напасть, а не на нас, — ответили друзья.
Я задумался: «Что же делать? Ведь монстры на меня нападут, а я с ними один на один остался». И вот что я придумал. Я догадался, куда они будут прилетать на своих летающих тарелках, и выкопал там большую яму. Долго-долго трудился, так устал, что подумал: «Не бросить ли мне это дело?» Но затем решил: «Нет, я одолею монстров!» — и выкопал громадную-громадную яму. Пот с меня лил ручьем, но еще работа моя не была закончена. Я нарубил палок и заложил ими яму. А сверху положил листья. И получилась яма незаметная. Про нее знал только я. А на ее дно я положил хлопушки. Много-много сделал хлопушек.
Когда я делал первую, то очень устал и подумал: «Я больше не могу!», но потом решил: «Нет, мне надо победить монстров», и я наделал много хлопушек и положил их в яму.
И вот прилетели монстры. «Здесь хорошая полянка, здесь мы все сядем», — подумали они. Приземлились прямо сюда. А у них были тяжелые железные летающие тарелки, поэтому ветки сразу проломились. И бу-бух — все монстры взорвались на хлопушках.
А я гордый и довольный пошел домой, привел сюда всех друзей своих и сказал:
— Посмотрите, это монстры, с которыми я справился один, когда вы не помогали мне.
С этого момента я знал, что всегда, если возникнет какая-то трудность, я смогу с ней справиться один.
Урок: даже если тебе никто не помогает, ты можешь трудиться сам и справиться с проблемой. Старайся, и у тебя все может получиться.


1 Сергей — социальный работник в центре временного размещения, где проживает семья ребенка.

ДЕСТРУКТИВНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ —
КАНАЛИЗИРОВАННАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

Признаки «деструктивной враждебности» — агрессивные проявления; враждебность как способ привлечения внимания; агрессия как «вымещение» полученного ранее негативного опыта.
Характеристика «канализированной враждебности» — использование агрессии только при необходимости (самозащита от нанесения ущерба, при угрозе жизни, во время спортивных состязаний и пр.); умение цивилизованно (с помощью диалога) выражать чувства гнева, злости, обиды; умение достигать компромисса через диалог с потенциальным противником.
Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о возможности и необходимости диалога с предполагаемым противником; о том, что его агрессия зачастую вызвана не желанием уничтожить героя (ребенка), а непониманием его действий. Здесь крайне важно, чтобы терапевт умел отделять примеры и советы, направленные на обучение управлению агрессией, от моральных установок («драться плохо» и т.п.).
Приведем пример работы с данной категорией. Эту историю рассказал на шестом занятии мальчик восьми лет из семьи беженцев из Анголы, живущий без матери с приемным отцом, имеющий проблемы в контакте со сверстниками.

Жил-был тигр. Он пошел в зоопарк. Там увидел слона. Слон убежал в Москву из зоопарка в Мытищах. Слон взял книжку и хочет в школу пойти тоже. И в море купаться тоже. Все убежали от него, потому что испугались. Он злой был. Если бы слон смеялся, то никто бы не убежал. Слон сказал: «Уйдите все отсюда!» Все убежали, даже мамы, папы, дедушки и бабушки разных детей убежали.
Слон пошел в Москву. Там хорошо, жарко, было место, где жить. Потом он пошел обратно в зоопарк. Все его поздравляли. Все маленькие катались на нем. И тут пришел тигр. Он хотел всех проглотить, укусить и съесть. Какой-то дядя взял тигра и положил на место.
Урок: все любят зоопарк.

Очевидно, что агрессивность слона носила характер самоутверждения. В реальности ребенок страдал от коммуникативных затруднений и неприятия его сверстниками. В истории проявилось его желание быть сильным, чтобы его боялись. Однако это сила не конструктивная, потому что с реальной опасностью («тигр») справляется какой-то посторонний («дядя»). Поэтому в ответ была рассказана следующая история.

Жил-был слон. Он был маленький, его все дразнили и обзывали нехорошими словами. Ему хотелось убежать или стать большим и растоптать своих обидчиков. Но как-то раз он услышал
волшебный голос: «Стань сильным, и все будет хорошо».
Слон решил стать сильным и начал всех топтать и прогонять всех, кто был меньше его ростом. Но через некоторое время он заметил, что с ним все равно никто не дружит. «Значит, я что-то делаю не так», — решил слон.
И тут он понял, что сильный — это тот, кто себя защищает, но никого не обижает. Слон стал всех защищать, и у него появились друзья.
И вот прошло много лет. Слон вырос и стал большим. Как-то раз в зоопарк пришел тигр, который хотел всех съесть. Все испугались, остался только один слон. Он схватил тигра и прижал к земле, так что тот задрыгал лапами и закричал: «Я сдаюсь! Отпустите! Помилуйте!» Слон отпустил тигра, и тот стал жить у них в зоопарке и больше никого не обижал. А на слоне все катались, хвалили его и кормили вкусными конфетами.
Урок: сильный — это тот, кто не обижает других; использовать силу можно и нужно для самозащиты.

НЕУЯЗВИМОСТЬ — РЕАЛИСТИЧНОСТЬ

Признаки «неуязвимости» — в поведении героя явно отражаются фантазии автора о собственном величии. Герой предстает абсолютно неподвластным воздействию внешнего мира, он побеждает всегда, вне зависимости от его реальных действий. Причем это не связано с наличием волшебных или «божественных» качеств — в этом случае герой все равно вынужден прилагать определенные усилия для достижения результата. В ситуации «неуязвимости» все происходит как бы само собой. Этой характеристике детских историй в теории объектных отношений соответствует понятие «грандиозное Я» как носитель отрицающего реальность стремления к всемогущему контролю. В терминах аналитической психологии такое состояние называется «инфляция Эго».
Характеристика «реалистичности» — герой способен трезво оценивать опасность, исходящую от внешнего мира, способен вступать в партнерские отношения. Он справляется с трудностями как самостоятельно, прилагая для этого определенные усилия, так и принимая помощь других. Однако следует подчеркнуть, что в «целительной истории» на этом уровне герой должен сталкиваться только с преодолеваемой, исходя из внутренней логики истории, трудностью. В ситуации, когда ребенок встречается с непреодолимым, «грандиозное Я» является зачастую единственным компенсаторным механизмом, которым владеет ребенок, и именно такое переживание позволяет ребенку выжить в данной ситуации.
Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о том, что кроме «Я» существует еще и окружающий мир и что контакт с этим миром может принести пользу и удовольствие.
Приведем пример работы с данной категорией. Эту историю рассказал девятилетний мальчик из семьи вынужденных мигрантов из Ирака. Во время психологической работы в его семье сложилась крайне неблагоприятная ситуация, которая привела к тому, что мальчик испытывал сильнейшее внутреннее напряжение — это проявлялось во вспышках немотивированной агрессии, вегетативных расстройствах и нарушениях памяти.

Бэтмен пошел гулять. Там пришли фашисты детей украсть. Бэтмен защищал детей. Он их спас и фашистов убил.
Потом у одного мальчика дом загорелся. Бэтмен летал и его спасал.
Бэтмен полетел в магазин. Там драку начинает один хулиган. Бэтмен здесь всех защищает.
Урок: Бэтмен хорошо всех спасает. Я буду таким же.

В этой истории ясно видно, что главный герой — Бэтмен. При этом «спасение» имеет навязчивый характер и схоже с аутостимуляцией. В истории даже не обыгрываются подробности побед Бэтмена над противником — они рассматриваются ребенком как само собой разумеющиеся. В противовес этой позиции наша история рассказывала про первое событие из детского повествования, только немного с другой точки зрения. Причем мы оставляем возможность появления «всемогущего Я», но только тогда, когда это необходимо ребенку для психического выживания.

Однажды маленький мальчик пошел гулять. Он долго гулял и случайно забрел в большой парк. Там были еще дети, с которыми он очень весело играл. Вдруг он услышал странные звуки. Мальчик насторожился и посмотрел по сторонам. За ветками что-то скрипело.
Тогда мальчик решил спрятаться под кустом и посмотреть, что будет. И он увидел, что на поляну выскочили фашисты — они воровали детей и продавали их. Они покидали всех детей в мешок, а затем стали смотреть по сторонам.
— Где же еще один? — сказал главный фашист. — Я точно видел, что был еще один. Давайте его искать. Пока не найдете — не уйдем отсюда.
И фашисты стали искать мальчика. Он испугался и подумал: что же делать? Потом он посмотрел по сторонам и увидел рядом большую яму. Он взял камень и кинул в яму. Фашисты побежали посмотреть и упали туда. В это время мальчик выбежал из-за куста и быстро-быстро побежал — ведь фашисты могли в любую минуту выбраться из ямы. Он добежал до телефонной будки и позвонил в полицию.
Полицейская машина тут же выехала, но уже в дороге главный полицейский решил, что они могут не успеть. Тогда он позвонил Бэтмену и попросил помощи. Бэтмен быстро прилетел и задержал фашистов. Тут подъехали полицейские и арестовали всех фашистов и освободили детей.
А мальчику дали большой орден. Он повесил его на грудь и пошел дальше гулять.
Урок: умей вовремя спрятаться и позвать на помощь.

СДЕРЖИВАНИЕ ЧУВСТВ —
СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

Признаки «сдерживания чувств» — герой не проявляет чувств, адекватных ситуации (чаще всего сдерживается враждебность), что зачастую происходит путем ухода из ситуации (побег из дома). Другой вариант — когда герой остается наказан за проявление чувств (например, его «съедают злые монстры»). Часто признаками сдерживания являются различные физиологические нарушения героя (неумение говорить, ходить) или желание кричать, визжать и пр., которое находится под запретом.
Характеристика «свободного выражения чувств» — возможность признаться самому себе в существовании негативных чувств по отношению к значимым объектам (в первую очередь, взрослым); принципиальное знание о возможности выразить накопившиеся эмоции, соотнося это с характером реальной ситуации.
Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о необходимости диалога со своими чувствами, их принятия и возможности выражения, адекватном реальности. Следует подчеркнуть, что при работе с беженцами из восточных стран, где распространен авторитарный стиль воспитания, крайне важно не провоцировать ребенка на открытое выражение всех негативных чувств, так как это может привести к дестабилизации семейной обстановки.
Приведем пример работы с данной категорией. Эту историю рассказал на первой сессии двенадцатилетний мальчик из Афганистана, о котором было известно, что его мать, женщина с серьезными нарушениями психики, регулярно демонстрирует неадекватное поведение и немотивированно жестоко обращается с детьми при попустительстве отца.

Жила-была в Москве одна семья. Жила она на станции метро «Южная». В этой семье были мама, папа, Омача и его брат, Джелани. Омача и Джелани ходили в школу, Джелани был старше, Омача младше. И вот как-то раз в этой семье мама начала бить Омачу, а старший брат защищал Омачу. Омаче было грустно. Ему хотелось, чтобы мама больше не била его. Он злился на маму. Его мама позвонила его папе, а папа вызвал к себе в магазин Джелани. Омача в этот момент плакал, ему было очень грустно. Он сидел дома, в комнате. В комнате был черный телевизор, черное видео, кассета, диван с белой поверхностью и телефон. Омача хотел позвонить папе, но мама не разрешала. Мама отключила телефон, и он не мог позвонить папе. Омаче было грустно и обидно. Было страшно. Омача сидел и плакал. Он слышал, как его обзывала мама. Обзывала плохими словами. Я не беру их в голову, так мне папа сказал. Когда папа приходит, не обзывает и не бьет, а когда уходит, снова начинает. Каждый день так. Омача слышал шум машин, птиц. Окна были открыты. Было лето. Было холодно. Потом Омача прекратил грустить. Он думал, что мама поправится, а потом тихо смотрел телевизор.
Урок: не знаю.

Из текста видно, что материал переживания практически не подвергается символизации — в «выдуманной» истории мальчик открыто рассказывает про себя. В процессе рассказа и дополнительного расспрашивания было заметно, что наиболее яркой эмоцией является грусть, а негативные эмоции по отношению к матери явно сдерживаются. Вероятной причиной этого являлись как культурные особенности афганцев, не позволяющие отрыто выражать негативные чувства к родителям, так и стремление отца «не придавать значения» сложившейся ситуации.
В этой связи была рассказана история, в начале которой актуализируются переживания, связанные с описываемой ситуацией, затем демонстрируется неосознаваемый выбор, сделанный в данном случае ребенком («не злиться»), а в конце показывается возможность альтернативного разрешения: осознавать свою злость и уметь ее конструктивно отреагировать.

Жил да был мальчик в Москве на станции метро «Южная», у него были мама, папа, брат. Может, был кто-то еще, но для нашей истории это неважно. Как-то раз случилось так, что мама этого мальчика... С ней что-то случилось. Она стала очень сильно кричать на этого мальчика, она его ударила. А когда мальчик попробовал по телефону позвонить папе, она не дала ему этого сделать, стала обзывать его плохими словами... такими словами, которые даже тяжело вспоминать.
Мальчику было очень больно и очень обидно. Он сел на пол и заплакал. Он чувствовал очень-очень сильный страх. Ему было очень обидно, потому что он не ожидал услышать такое от самого близкого человека. Ему было очень-очень-очень больно. Невообразимая боль, которая рождала большие слезы. Он даже не замечал, что его окружает. Это было лето, вокруг было тепло, но мальчику все равно было холодно. И рядом не было Джелани, который мог бы его защитить, потому что он был у папы.
И у него возник очень большой страх. Он почувствовал злость. Злость на то, что его так оскорбляют. Но потом эта злость очень быстро ушла, потому что он подумал, что это очень плохо — злиться на маму. Может быть, это помешает ей поправиться. Может быть, эта злость может сделать маме что-то плохое. Его главным желанием стало: «Я хочу, чтобы мама поправилась», и он решил сделать для этого все, что он может. И одна из вещей, которые он решил делать, — это не злиться, сдерживать злость.
Такое было не один раз и не два. Этот мальчик ходил в школу, и там сначала все было в порядке. Злость, которую мальчик сдерживал в себе, стала накапливаться, накапливаться. И вот иногда она стала прорываться, как прорывается пар из кипящей кастрюли. Он выпускал в этой ситуации всю злость, которая у него накапливалась. И получалось так, что люди, которые смотрели со стороны, удивлялись. Странно, вроде бы это совсем не злой мальчик. Что такое? Почему это прорывается? И это произошло несколько раз. Мальчику это тоже было неприятно, и он не знал, что с этим поделать.
И вот случилась как-то история. Он шел по улице, и к нему прилетела птичка. Это была не обычная птичка, это была волшебная птичка. Она стала ему что-то чирикать, и вдруг мальчик почувствовал, что птичка не просто чирикает, а птичка говорит ему какие-то слова. И эта птичка объяснила ему, что злость — это нормально и что, если я на кого-то злюсь, это не влияет на то, поправится этот человек или нет. Она объяснила ему, что если возникает злость на близких людей — это жизнь и такое бывает. Она сказала так:
— Конечно, ты не можешь говорить маме о том, что ты злишься. Она может тебя не понять. Это не нужно делать, но и не нужно себя заставлять говорить, что ты не злишься. Тогда злость выйдет сама собой. Птичка исчезла. И мальчик послушался птичку. Часть злости он мог
выместить с футбольным мячиком, попинать его об стенку. Самое главное, что он разрешил этой злости быть. Он сказал самому себе, что это нормально, что это может быть. И тогда эта злость вышла сама собой, он заметил, что и маму он стал любить больше, чем раньше. Когда позволил себе злиться. У него наладились отношения в школе. Были ссоры, но они были совершенно обычные, как у всех школьников. Он стал лучше учиться. Та злость, которая раньше кипела в нем, больше не отвлекала его. Мы не знаем, что случилось дальше: может быть, мама поправилась, может и нет. Главное, что мы знаем: мальчик сделал все, чтобы это случилось.
Урок: можно разрешить себе злиться.

ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ — ПЛАСТИЧНОСТЬ

Признаки «прямолинейности» — ригидность притязаний героя, желание абсолютной победы («только пятерки»), непонимание необратимости времени, попытки решения принципиально неразрешаемой проблемы (например: получение любви от родителя в случае его смерти, отъезда или тяжелой болезни), настрой на обязательное разрешение проблемы «здесь-и-сейчас».
Характеристика «пластичности» — умение принимать поражения и не переносить их на всю жизнь; умение при столкновении с непреодолимыми препятствиями сохранять чувство собственной значимости, не впадая при этом в иллюзию всемогущества, и использовать «обходные пути» для достижения цели (например, при эмоционально холодной матери получение любви и внимания от тети); ориентация на будущее разрешение проблем («в будущем у тебя будет жена, которая станет тебя любить сильно-сильно»).
Главная задача терапевта — донести до ребенка представление о «нормальности» его ситуации и о том, что для решения проблемы необходимо меняться самому.
Приведем пример работы с данной категорией. Эта история была рассказана мальчиком 11 лет из семьи беженцев из Афганистана. У него наблюдались последствия пережитого в дошкольном возрасте травматического стресса, и на этом фоне присутствовали конфликты с отцом. История была рассказана на восьмом занятии после проработки ряда других проблем.

Один раз папа сказал своему мальчику:
— Пойдем гулять.
— Не хочу с тобой идти, — ответил мальчик.
— Хорошо, я не пойду с тобой, а пойду с мужчинами, — сказал папа.
А мальчик пошел гулять с другими мальчиками, потому что он не хотел с папой гулять. Почему? Он не любил своего папу. Затем он пришел домой, а папа ему сказал:
— Почему, когда я тебя позвал гулять, ты не пошел, а с мальчиками пошел?
— Тебя же не касается, — ответил мальчик.
— Ладно, — сказал папа, — не хочешь, как хочешь.
— Я с тобой никогда не пойду гулять, — сказал мальчик.
Почему мальчик так сказал?
Потому что он не любил своего папу.
Урок: эта история учит как неправильно. Это плохо сказал мальчик, так нельзя.

В данной истории наблюдается «сдерживание чувств», потому что, несмотря на достаточно откровенные высказывания мальчика по отношению к папе, поведение героя получило негативную оценку в «уроке». Это предположение подтверждалось и нашими знаниями о реальном внутрисемейном поведении ребенка. Здесь можно говорить также о «прямолинейности», потому что нежелание следовать родительским указаниям интерпретируется автором истории как «нелюбовь». Такая интерпретация вызывает сильнейший внутренний конфликт, потому что любое, даже внутреннее сопротивление родительскому авторитету ребенок идентифицирует как проявление «нелюбви» и начинает винить себя за это. В связи с этим была рассказана следующая история.

Жил-был на свете один мальчик. Как-то раз ему папа сказал:
— Пойдем гулять.
— Не хочу с тобой идти, — ответил мальчик.
— Хорошо, я не пойду с тобой, а пойду с мужчинами, — сказал папа.
А мальчик пошел гулять с другими мальчиками. Почему он так поступил? Он не хотел гулять с папой, так как был обижен на него. За что — я не знаю, но это было именно так. Затем он пришел домой, а папа ему сказал:
— Почему, когда я тебя позвал гулять, ты не пошел, а с мальчиками пошел?
— Тебя же не касается, — ответил мальчик.
— Ладно, — сказал папа, — не хочешь, как хочешь.
— Я с тобой никогда не пойду гулять, — сказал мальчик и отправился дальше гулять.
Думал он над своим ответом папе и решил, что он не любит своего папу. И запел он громко-громко: «Я не люблю папу, я не люблю папу!» Поет и прыгает.
А тут мимо пролетала птичка-синичка. Удивилась она и спросила:
— Ты что такую странную песню поешь?
— Я пою о том, что не люблю своего папу.
— Как интересно! А почему, расскажи? Ведь обычно все дети любят своих родителей. Даже если они их иногда обижают.
— Ну как почему! Я обижаюсь на папу. Мне обидно, когда он меня что-то просит сделать, а я не хочу. Тогда мне обидно. Поэтому я ему грубо отвечаю. Это все значит, что я не люблю своего папу.
— Ха, ха, ха, — засмеялась птичка, — глупышка, ведь ты ошибся!!!
— Почему это я ошибся? — удивился мальчик.
— Из того, что ты сказал, не следует, что ты не любишь своего папу!
— А что же тогда?
— Просто ты обижаешься на него.
— Конечно... И это значит, что я его не люблю.
— Если ты обижаешься на папу, это не значит, что ты его не любишь. Многие дети на свете — в Афганистане, в Америке и в России – обижаются на своих родителей. Но все они любят их.
— Даже если обижаются? — удивился мальчик. — Так, значит, я...
— Конечно, ты любишь папу.
Мальчик поверил птичке и вернулся домой. Когда его папа опять попросил его чего-то сделать, он, как всегда, обиделся, но не удивился этому. Он посмотрел на папу и захотел сказать ему о своей обиде. Но папа был такой усталый, больной и грустный, что мальчику расхотелось говорить. Да и обида вся куда-то ушла. «Но это ничего», — подумал мальчик и пошел делать то, что его попросил папа. Он теперь не боялся своей обиды и знал, что когда захочет, то сможет рассказать о ней своему папе. А еще он знал, что несмотря на это он все равно любит своего папу.
Урок: во-первых, если ты обижаешься на папу, это не значит, что ты его не любишь. Во-вторых, обижаться — это нормально; об этом можно даже сказать своему папе, только подобрать для этого подходящее время. И если не захочешь и не сможешь сказать сейчас, то скажешь потом. А если не захочешь сказать вслух, главное — сказать «про себя».

НЕПРИНЯТИЕ «Я» — ПРИНЯТИЕ «Я»

Признаки «непринятия «Я» — чувство вины у героя за какие-либо поступки или мысли (например, за враждебность по отношению к родителям), переживание отвержения со стороны родителей (страх потери объекта), негативные идентификации, отторжение своих качеств или поведенческих характеристик.
Характеристика «принятия «Я» — представление о «нормальности» своих действий, мыслей и чувств, самостоятельный активный поиск либидного объекта. Главная задача терапевта — донести до ребенка возможность принятия собственных отличий вне зависимости от внешней оценки.
В работе с «трудными» клиентами психолог редко сталкивается с тем, что данная позиция является центральной темой истории. Обычно за «непринятием себя» стоит более актуальная для ребенка проблема — тревога, фантазия «неуязвимости» и пр. Однако иногда, в частности при работе с детьми-сиротами, «непринятие себя» может являться ведущей позицией в истории.
В остальных случаях «непринятие себя» выступает как причина и/или симптом социальных трудностей ребенка, зачастую толкая его на неадекватные ситуации поступки. В этом случае, замечая негативное отношение ребенка к себе, мы в ответной истории проговариваем его (обычно через размышления главного героя), а затем даем как можно более четкую инструкцию о том, что реально ребенок может сделать, чтобы улучшить самоотношение. Приведем пример данной работы с мальчиком из Афганистана 13 лет, отличающимся сложностями в социальных контактах, повышенной рефлексивностью и трудностями самоидентичности.

Мама купила сливы и принесла их домой. Она пригласила гостей и сказала сыну:
— Положи десять штук в каждую тарелку.
Мальчик посмотрел маме в глаза:
— Ну ладно, помогу.
Тарелок было мало. Мальчик подумал: «Надо что-нибудь стырить», — и он решил сделать наоборот: положил в каждую тарелку побольше, по 15 штук. А ему в результате досталась одна слива, когда гости пришли. Сестра маме рассказала все.
Урок: ты никогда не сможешь обмануть, только самого себя обманешь.

Можно заметить, что за «высокоморальным» обобщением скрывается печаль и негативное самоотношение: «даже украсть, и то не смогу». Однако смысл ответной истории, безусловно, не должен заключаться в том, что «воровать можно научиться». Задача послания психолога состояла в демонстрации поведения, которое было бы адекватным данной ситуации и с неизбежностью приводило бы к повышению «принятия «Я».

Мама купила сливы и принесла их домой. Она пригласила гостей и сказала сыну:
— Положи десять штук в каждую тарелку.
Мальчик посмотрел маме в глаза:
— Ну ладно, помогу.
Однако он очень хотел, чтобы все на него обратили внимание. Поэтому он решил сделать что-то необычное и положил каждому по 15, а не по 10 слив. Но когда гости пришли, оказалось, что ему в результате досталась одна слива.
Мальчику стало очень грустно. Это заметил один из гостей и спросил его:
— Что с тобой?
— Я хотел, чтобы мной гордились, и сделал необычную вещь. А оказалось еще хуже, — ответил мальчик.
— Послушай! Чтобы тобой гордились, можно делать проще.
— Как?
— Не стоит обманывать и хитрить, а надо посмотреть — в чем ты сам отличаешься от других, в чем ты особенный?
— Я? Я....умею придумывать. Но это, наверное, неважно?
— Как же, это очень здорово. Когда гости устанут, ты сможешь им рассказать интересную историю, правда?
— Конечно!!! — обрадовался мальчик.
Он так и поступил, как советовал гость. Все гости были очень довольны и громко хлопали, а мама с радостью смотрела на мальчика и в конце произнесла:
— Какой у меня замечательный сын.
Урок: хочешь, чтобы на тебя обращали внимание? Подумай, в чем ты особенный, и покажи это всем!

ОБ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ

В заключение перейдем к разговору об общих закономерностях работы с данными категориями детей. Они достаточно просты. Если в истории ясно выражена только одна линия, работа строится только в ее рамках. Если же в детском рассказе переплетено несколько моделей дезадаптивного поведения, в этом случае работа ведется с более глубинным уровнем дезадаптации, определяемым согласно таблице, где первый уровень — наиболее глубинный.
Подчеркнем, что использование вышеуказанных категорий необходимо строить по принципу иерархичности: сначала прорабатывается более «насущная» первичная категория и только затем терапевт обращает внимание на более сложные темы. Пока ребенок не усвоил «послания» одного уровня, не следует переходить к другим сообщениям. Так, если ребенок в своих историях демонстрирует стойкое ощущение небезопасности в сочетании с деструктивной враждебностью, то работа по канализированию агрессии возможна лишь тогда, когда у ребенка появится ощущение безопасности.

Уровень Вид дезадаптации
1 Опасность
2 Депрессивность
3 Инфантильность
4 Деструктивная враждебность

Неуязвимость

5 Сдерживание чувств Прямолинейность Непринятие «Я»

В одной ответной истории прорабатывается только одна категория, исключение можно делать только при глубинной работе, когда тематика переплетается настолько, что разделение невозможно. Однако, по нашему опыту, наибольшего эффекта достигают ответные истории, сконцентрированные на том аспекте детского послания, который был наиболее энергетически заряжен и максимально доступен для осознания в настоящее время. В этой связи обратим внимание на необходимость внимательно фиксировать невербальное поведение клиента во время его рассказа.
В заключение отметим, что многоцелевое предназначение метода — от предоставления возможности ребенку рассказать в символической форме о наболевшем до глубокой проработки внутренних конфликтов и коррекции последствий психологических травм. Все это, а также небольшое количество времени, которое требуется для такой работы, способствует распространению «диалогического рассказывания историй» среди практических психологов нашей страны.