Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЦВЕТ МОЕЙ ДУШИ

Неделя психологии в школе-интернате

Я работаю психологом в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, И моим детям, как мне кажется, психология необходима. Чтобы заинтересовать их моей любимой наукой, я организовала в нашей школе-интернате неделю психологии, позаимствовав идею у М. Битяновой, Т. Азаровой, Т. Земских, которым я очень признательна.
Психологическая неделя — это погружение детского коллектива каждый раз в совершенно новую атмосферу.

РАДУЖНЫЙ ЗАМЕР
Как и положено, неделя начинается с «радужного замера» в начале и в конце учебного дня.
Большие яркие шары привлекают внимание и малышей, и их воспитателей. Они не сводят глаз со стендов. Заинтересовал воспитанников и процесс выбора цветов. Ведь нельзя пройти мимо красивых коробок в виде цветных карандашиков (для детей) и разноцветных грибочков (для взрослых) в руках волонтеров-старшеклассников, которые проникнуты чувством значимости происходящего.
Помня, что театр начинается с вешалки, мы постарались, чтобы дети, входя в здание школы, почувствовали необычную атмосферу начала психологической недели. В парадном холле учащихся встречают большие красочные стенды, извещающие о том, что происходит в тот или иной день. Ученики знакомятся с планом недели психологии, с объявлениями, афишами предстоящих мероприятий, которые мы стараемся делать необычными. Двери учебных кабинетов, библиотеки, спортзала, столовой, даже директорского кабинета украшают нежные лепестки ромашек с изречениями великих мыслителей, писателей, ученых.
Приятно было видеть старшеклассников, ребят из средних и даже младших классов, переписывающих, читающих, запоминающих бессмертные строки великих людей.
Особой популярностью пользуется «забор психологической разгрузки» в парадном холле. Любимый «забор» используется на полную катушку. Толпятся около него все: от маленьких первоклассников до солидных учащихся одиннадцатого класса. Пожелания, замечания, высказывания учащихся иногда вывешиваются целыми рулонами.
Не отмолчались и педагоги. Они тоже, стремясь снять эмоциональное напряжение, обращаются к своим ученикам, используя ученический «психологический забор»: «Дима Мельник, выучи правило», «Настя! Подчеркивай деепричастные обороты»; «7-й «В», носите на уроки ручки!».
Надо отметить активное участие в конкурсах и играх учителей и воспитателей. Они открыли для себя новые формы работы с детьми, так как в процессе организации, подготовки мероприятий лучше узнавали своих воспитанников. Главным для учителей, воспитателей и для меня как психолога были счастливые и довольные детские лица!

Я ВЫБИРАЮ НАСТРОЕНИЕ
Достижение высокого эмоционального уровня восприятия проводимых в рамках психологической недели мероприятий необходимо для психологической службы школы-интерната. При обучении и воспитании очень важно, чтобы дети испытывали такие эмоции, как удивление, радость, но много значит и сомнение, его функция — управление поиском истины.
Психологическая служба активно опирается на указанные эмоции. В школе-интернате учителя и воспитатели имеют дело с детьми, эмоции которых часто слишком сильны и неустойчивы, дети не всегда доводят начатое дело до конца. В связи с этим неделя должна отвечать следующим требованиям:
– вызвать у каждого ребенка интерес;
– результаты работы детей, проведенных мероприятий необходимо как можно быстрее доводить до сведения детского коллектива;
– привлечь к участию в неделе не только активных, но и пассивных, вялых школьников.
И это было достигнуто. Каждый день недели был ярким, необычным. Свой девиз, плакат, определенная задача отличали один день от другого.
В понедельник прошло общешкольное цветовое действие. Девиз дня: «Я выбираю свои чувства и настроение». В большом актовом зале присутствует вся школа (с 1-го по 11-й класс). Звучат веселые детские песни. Идет увлекательная игра. В интересной, занимательной форме, с использованием детских рисунков говорилось о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания в нашем большом доме — школе-интернате. Детям рассказали о значении мимики и жестов человека. По мимике масок дети определили удивление, растерянность, злость, скуку — эмоциональное состояние, настроение «образа». Исполнялись песни, частушки, стихи, которые живо воспринимались детьми.
Огромное впечатление произвели на детей и взрослых удачные работы классных коллективов на темы: «Мой интернат — мой дом» (1–4-е классы), «Дерево радости и печали» (5–7-е классы), «Мой мир» или «Цвет моей души» (8–11-е классы). Ребята изготовили замечательные макеты, коллажи, сделали яркие рисунки, а старшеклассники представили целые полотна на ткани. Представители классов успешно защищали свои проекты.
Этот день, несомненно, остался в памяти детей, так как творчество товарищей пробудило в них необходимый эмоциональный настрой и вызвало глубокий интерес. Равнодушных лиц у детей не было.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ПСИХОЛОГА
Во вторник состоялся конкурс «чувствоведов» («Школьный психолог», № 22, 2002) в четвертых классах. Дети были очень активны. В конце занятия на столах у них появились изделия «народного творчества».
Наблюдая за детьми, которые принимали участие в этом занятии, можно было заметить сплоченность, проявление интереса к совместной деятельности мальчиков и девочек в 4-м «А» и разобщенность, отсутствие межличностных отношений между мальчиками и девочками в 4-м «Б». Значит, мне, как школьному психологу, необходимо глубже изучить систему личных отношений детей в группе.
Во второй половине дня состоялась игра «Звездные перекрестки» под девизом: «Я выбираю смысл и ценности своей жизни». Аудитория в классе эстетики серьезная — учащиеся старших классов со своими учителями и воспитателями. Ведущие были готовы действовать по ситуации. Каждый раз (игра проводится в школе второй раз) очень трудно отслеживать все процессы, которые происходят в игре. Дети сами принимали решение.
Группа землян и их лидер были убедительными, рассуждения и доводы — основательными. Дети обнаружили широкий кругозор, умение обосновывать свои решения. Необычна была обстановка в уютном классе — световое и музыкальное сопровождение действий выступающих, оформление (зеркальные шары, декорированная сцена) — все это настраивало на эмоциональное восприятие происходящего. Воспитатели восторженно удивлялись: «Мы не думали, что наши дети так смогут проявить себя в игре», «Они по-взрослому рассуждают, ничуть не хуже нас». Эмоций было предостаточно: волнение, слезы, смех, был и смех сквозь слезы.

УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ
В среду состоялись «Большие гонки». Игра «Следопыты» началась в 8.00 и шла до 10.00. Школа в это время кипела. 1-е место среди начальных классов заняли ребята из 4-го «А», а среди 5–11-х классов — 6-й «Б». Надо было видеть горящие глаза детей, летающих по коридорам в поисках необходимых им людей и нужной информации. Была задействована вся школа. В этот же день под девизом: «Я выбираю дружбу и здоровый образ жизни или одиночество в мире людей» началось открытое мероприятие для подростков «Мы вместе — сила!». Прошел также ролевой тренинг «Альтернативная реклама» для учащихся 6–11-х классов.
Утро четверга началось с презентации газеты волонтеров «Жираф». (В текущем учебном году под руководством педагога-психолога открылся клуб волонтеров.) А затем в 5–9-х классах прошла деловая игра «Я выбираю совершеннейший из способов общения — человеческое слово». Проходили классные часы по психологии. Волонтеры выступали в классах на темы: «Поговорим об общении», «Умеем ли мы общаться» и др.
В пятницу под девизом «Отдохни» состоялся психологический КВН «Психология — это серьезно!». В актовом зале присутствовала вся школа. Команды 9-х и 10-х классов «Сердце Данко» и «Радуга» были находчивы, оригинальны, с чувством юмора, а болельщики живо реагировали на все происходящее на сцене.
В качестве итога можно отметить своеобразную обратную связь, полученную психологической службой школы. Это — мысли детей по поводу психологической недели.
«Мы почувствовали, что мы — одна семья, узнали много нового друг о друге и обо всех детях и взрослых интерната»; «Неделя психологии — это большое событие, она принесла в нашу школу много любви»; «Неделя психологии — это удивительный мир на целую неделю и каждый день — урок на всю жизнь».
Много было записей, отражающих мнение детей об учебе, воспитании, об особенностях межличностного общения, вообще о жизни в школе-интернате. Можно с уверенностью сказать, что цели, которые ставила психологическая служба школы, планируя проведение психологической недели, достигнуты. Круглый стол и анкетирование показали, что дети, да и взрослые признали неделю психологии удачной, запоминающейся и необходимой.
Конечно, проводить такое мероприятие одному психологу невероятно трудно. Хочу через профессиональную газету «Школьный психолог» поблагодарить за поддержку и помощь музыкального руководителя школы Ю.Б. Минасова, заместителя директора по воспитательной работе Ю.Б. Коченкова, воспитателей и учителей, которые помогли мне подготовить и провести неделю психологии в школе.

П. МИРИМОВА,
педагог-психолог школы-интерната,
г. Тимашевск,
Краснодарский край