Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10/2004

ВНУТРЕННИЙ МИР И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

ЗАНЯТИЕ 9

– В прошлый раз, – напомнил психолог, – мы с вами говорили о душевном мире человека. Сегодня мы поговорим об обитателях этого мира.
– В каждом уважающем себя мире обязательно должен кто-то жить, – продолжал он, – и душа в этом плане – не исключение.
Разумеется, было бы ошибкой полагать, что в нашей голове живут какие-то маленькие человечки, которые делают за нас нашу работу – считают, решают задачки и заучивают стихотворения. Должен вас расстроить – таких человечков нет. Но все-таки мы будем о них говорить.
– Почему? – заинтересовались мы.
– Потому что имеем на это полное право, ведь мы моделируем психику. И для своих моделей можем привлекать любые метафоры, лишь бы они отражали свойства моделируемого нами объекта. Мне, лично, нравится представлять психические процессы в виде маленьких человечков-работяг. Как мы в детстве говорили – понарошку.
– Получается, что это игра? – спросила Света.
– Смысловые модели – всегда игра, – подтвердил психолог.
– А почему вы перестали говорить слово «душа» и опять перешли на «психику»? – решил выяснить Тошка.
– Мы в данный момент находимся на территории науки психологии, и поэтому правильней говорить слово «психика», – объяснил психолог.
– А где же мы были раньше?
– Иногда нам приходилось выходить на перекресток разных дисциплин, – признался психолог, – ведь смыслы не признают границ.
– Вы нам так и не сказали, как зовут маленьких человечков! Нам же интересно это узнать, – не выдержала Оленька.
– Для того чтобы узнать их имена, нам нужно будет открыть любой учебник психологии (лучше, если это окажется учебник Я.Л. Коломинского «Человек: психология»), – объяснил психолог.
– Если вы найдете в этом учебнике раздел «Познавательная деятельность личности», то сможете познакомиться с Восприятием, Памятью, Воображением и Мышлением. А если вы заглянете в раздел «Личность и ее индивидуальные особенности», то найдете там Потребности, Интересы, Волю, Чувства и Способности. Это и есть имена наших помощников. Каждый из них – специалист в своей области, а все вместе они делают общее дело.
– И они никогда не ссорятся? – спросила Галя.
– Ссорятся, да еще как! – ответил психолог. – Давайте понаблюдаем за одним из маленьких работяг – Воображением. Посмотрим, как ему живется.

ВООБРАЖАЕМ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Психолог сказал, что человечку Воображению немало пришлось потрудиться на прошлом занятии, когда мы оживляли будильник и кормили его печеньем, – ведь все это были образы воображения.
Рис. С. ПахомоваНо раз уж наш помощник Воображение прошел такую тренировку, ему нетрудно будет представить, как может выглядеть он сам.
– Вы предлагаете нам вообразить Воображение? – рассмеялся Миша.
– А что в этом особенного? – удивился психолог. – Обычное задание.
Первым на предложение откликнулся Алик. Он сказал, что представляет себе Воображение в виде маленького человечка с большой-большой кистью. Потом были еще другие ответы. Кто-то представил Воображение не с кистью, а с мелком, девочки описывали, во что человечек был одет. Несмотря на отличия, у образов было и общее – человечек.
Воображение представлялся всем как художник. (Иначе как он смог бы рисовать свои картинки?)
– Ну допустим, представили мы воображение в виде человечка, – сказал Игорь. – Только я не понимаю, зачем? Что это нам дает?
– Хороший вопрос, – одобрил психолог, – как раз об этом я и собираюсь вам рассказать.
Итак, мы оживили свое воображение. Теперь можем представить, какие отношения складываются у данной психической функции с другими обитателями психики.

А нужно вам сказать, что наш человечек Воображение ничего самостоятельно не рисует. Он просто сидит с кисточкой наготове и ждет, когда к нему придут заказчики.
И тут, допустим, прибегает к нему Голод и кричит: – Эй, Воображение! Нарисуй мне, быстренько, пирожок с капустой! Или нет, постой, нарисуй мне два пирожка с капустой!! И еще жареную курицу с горошком!!!
Только художник Воображение берется за работу, как к нему приходит другой посетитель – строгий господин Сила Воли. Увидев, что происходит, он начинает сердиться.
– Какие могут быть курицы с горошком посреди урока химии?! – кричит он. – Воображение, сейчас же рисуй формулы тринитрофенола и дезоксирибонуклеиновой кислоты!
Бедное Воображение не знает, кого ему слушаться, пока Голод и Сила Воли выясняют свои отношения. Дело у них может дойти и до драки. В конце концов, как всегда, побеждает сильнейший, и побежденный с позором покидает поле боя. Тогда победитель, гордо сверкая подбитым в драке глазом, командует Воображению: – К черту тринитрофенол! Рисуй курицу!

– Интересно, а можем ли мы поговорить с обитателями своего внутреннего мира? – спросила Оленька.
– Разумеется, – ответил психолог, – среди них попадаются весьма разговорчивые особы. Если хотите, могу привести примеры подобных разговоров.
Мы, как всегда, хотели.

Как Самосознание помирило Петю с его другом Васей

Петя проснулся рано – до звонка будильника оставалось 15 минут. Только он собрался еще немного подремать, как вдруг неожиданно проснулось его Самосознание.
– Петя, зачем ты обидел своего друга Васю? – спросило Самосознание.
– Отстань, не мешай мне спать, – отмахнулся Петя.
– Петя, ты вчера обидел своего друга. Зачем ты это сделал? – продолжало допрашивать его Самосознание.
Поняв, что от него так просто не отделаешься, Петя объяснил:
– У меня было плохое настроение.
– Разве твой друг виноват в твоем плохом настроении? – не унималось Самосознание. Петя промолчал.
– Петя, ты обозвал своего друга дураком, – сказало Самосознание. – Но разве он дурак? Ты что же, дружил с дураком?
– Все!!! – завопил Петя. – Достало ты меня! Ладно, признаю, я был неправ. Я сегодня же извинюсь перед Васей и помирюсь с ним.

Как Самовнушение помогало Пете задачки решать

Как-то раз Пете задали на дом задачу про бассейн и трубы. Наступил вечер, а Петя все еще не садился за уроки. Бдительный Самоконтроль отметил непорядок и послал на помощь Пете свою сестрицу Самовнушение.
– Знаешь, Петя, – обратилось к нему Самовнушение, – это очень интересная задача.
– Да ну ее, – сказал Петя.
– Нет, кроме шуток, это действительно интересная задача, – настаивало Самовнушение.
– Нет, – отрезал Петя.
– Очень-очень интересная, – уже не веря в успех, проговорило Самовнушение.
Помолчали. Самовнушение подошло с другой стороны:
– А ты очень умный мальчик.
– Неужели? – отозвался Петя.
– Очень-очень умный мальчик и очень хорошо умеешь решать интересные задачки.
Неизвестно, сколько бы еще продолжался этот диалог, но тут пришел с работы папа и объяснил Пете задачу.

Как самоконтроль помогал Пете бороться с Ленью

Петя лежал на диване, в комнате было неубрано, уроки не сделаны. Входит Самоконтроль и говорит:
– Петя, сейчас же уберись в комнате и садись за уроки.
Петя отвечает:
– Неохота.
– Я должен сообщить тебе результаты моих наблюдений, – продолжает Самоконтроль озабоченно. – У тебя завелась Лень.
– Не может быть! – удивляется Петя.
Самоконтроль нервничает, требует, чтобы Петя боролся с Ленью, убирался и делал уроки, но Петя считает, что старичок Самоконтроль отстал от жизни и что с Ленью можно бороться новейшими методами – психологическими.
Все так же лежа на диване, Петя представляет свою Лень в виде хрюшки и начинает мысленно гонять ее веником по комнате. Самоконтроль плюется и выходит, за ним с визгом выбегает хрюшка. Петя, довольный, продолжает лежать на диване. Хрюшка, отсидевшись в укромном уголке, потихоньку возвращается.

– Интересные истории, – подвел итог Миша. – Надо будет все это хорошенько обдумать.
– Вот мы говорили, что душа – это чувства, – сказала Галя. – А как наши Чувства уживаются с Самоконтролем и Самовнушением?
– Могу рассказать, – предложил психолог. – Только это длинная история.
Мы заверили его, что никуда не торопимся, и вот что он рассказал.

К Пете приходит таинственная незнакомка

Был обычный будничный вечер. Петя делал уроки, и в его внутреннем мире царило относительное спокойствие – все были на месте, каждый занимался своим делом: Восприятие помогало Пете прочесть условия задачи, Память вовремя подсказывала ему необходимые формулы, Внимание следило, чтобы Петя не наделал ошибок, а Аппетит через каждые полчаса напоминал, что пора проглотить очередной бутерброд. Время от времени Здоровая Детская Любознательность порывалась включить телевизор, но Сила Воли решительно пресекала эти поползновения.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Поскольку стучали во внутреннюю дверь, Петя продолжал делать уроки, а Самоконтроль пошел открывать. На пороге стояло Чувство. Боже, в каком оно было виде! Плащ истрепался и промок, туфельки истоптались – по всему было видно, что Чувство пришло издалека.
– Это внутренний мир Пети Рукомойникова? – простуженным голосом спросила незнакомка (капюшон плаща закрывал ее лицо, так что нельзя было разглядеть, какое это Чувство).
Самоконтроль подтвердил, что это тот самый мир, и предложил незнакомке войти. Гостья села на скамью перед камином и протянула к огню озябшие руки. Все психологические процессы побросали свои дела и столпились вокруг пришелицы.
Отогревшись (но так и не сняв своего капюшона), незнакомка принялась с изумлением оглядывать присутствующих.
– Куда я попала? – растерянно произнесла она.
– Это Психика Рукомойникова Петра, – объяснили ей. – А вам куда надо?
– Я – Чувство, – сказала незнакомка. – Чувства должны жить в Душе.
– Совсем не обязательно вам от нас уходить, – возразил Самоконтроль, – у нас в Психике найдется место и для Чувств, и для Способностей, и для Интересов. Оставайтесь с нами, куда же вы пойдете на ночь глядя...
Вместо ответа гостья откинула с лица свой капюшон, и все увидели, что это была Любовь.
Психологические процессы стояли пораженные, никто из них не ожидал от Пети такого. Никто больше не уговаривал гостью остаться – Любовь должна быть в Душе, других мнений тут быть не могло.
Петины процессы еще долго стояли у окна и смотрели вслед удаляющейся хрупкой фигурке, отважно карабкающейся по отвесной горной тропе. «Дойдет или не дойдет?» – беспокоились они.
А наутро они узнали, что гостья их до места своего предназначения добралась – Петя поднялся чуть свет, вымыл во всей квартире полы и сбегал за картошкой. После этого мама разрешила ему оставить навсегда рыжего щенка, принесенного накануне с помойки.

Рис. С. Пахомова– Ну вот, – смущенно улыбаясь, закончил психолог, – такими мне видятся отношения во внутреннем мире человека. Не исключено, что коллеги-психологи могут меня побить, потому что сами они представляют эти отношения как-то по-другому.
– Все-таки непонятно, – сказал Игорь, – душа и психика – одно и то же? Или это разные вещи?
– Когда ученый и поэт смотрят на внутренний мир человека, то ученый видит психику, а поэт – душу, – объяснил психолог. – Смотрят-то они на одно и то же, но видят по-разному.
– Вы еще хотели рассказать, почему у внутреннего мира нет границ, – напомнил Алик.

ВНУТРЕННИЙ МИР И МИР ВНЕШНИЙ
– В жизни каждого человека бывает время, – стал объяснять психолог, – когда внутренний план действий еще не сформирован и психологические задачи решаются во внешней практической деятельности.
Это сейчас наш Глазомер, уютно развалившись в кресле, перед пультом дистанционного управления, «на глаз» определяет расстояние. А когда-то он был молодой и неопытный, и ему приходилось мерить расстояние шагами.
Восприятию, когда оно было маленьким, пришлось ощупать множество предметов, чтобы узнать, что такое «мягкое» и «твердое», «круглое» и «острое».
Наше Мышление справляется со сложными задачами, но когда-то оно считало, загибая пальцы. Речь, кроме «агу» и «бу-бу», вообще ничего сказать не могла, все слова, которые она теперь знает, пришли из внешнего мира.
Разумеется, всему, что они умеют, психические процессы научились не сами собой, а при общении ребенка со взрослыми людьми.
Рис. С. ПахомоваПостепенно наш внутренний мир приобрел некоторую самостоятельность, но взаимодействие с внешним миром необходимо нам по-прежнему. Если бы это было не так, то мы все позакрывались бы в темных комнатах и сидели бы в них тихонько, общаясь со своими психическими процессами. Но мы этого не делаем. Мы хотим учиться, дружить и ходить в походы. Мы хотим, чтобы шел «обмен смыслами» между сознаниями и жизнь была интересной.
– А вы расскажете нам о другой картине внутреннего мира, о душе? – спросила психолога Ксюша.
– Да, – ответил психолог, – я обязательно сделаю это.
Еще он сказал, что следующее занятие будет непростым, и попросил подготовиться к нему заранее и даже задал нам домашнее задание.

Задания на занятии

Попытайтесь представить, какие отношения могут складываться между психологическими процессами, чертами характера и другими психологическими особенностями человека, если сам человек в это время:
а) участвует в спортивных соревнованиях;
б) выполняет нужную, но неинтересную работу;
в) играет;
г) выбирает, какую передачу ему посмотреть по телевизору;
д) выступает на сцене;
е) стоит перед нравственным выбором;
ж) совершает научное открытие;
з) совершает подвиг.

Домашнее задание

1. Вспомните (или отыщите) стихотворения, в которых говорится о душе.
2. Прочитайте повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

ПОЭТЫ О ДУШЕ

Душа моя – как полная луна:
Холодная и ясная она.

Владислав Ходасевич

Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод.

Николай Заболоцкий

Пробочка над крепким йодом!
Как ты скоро перетлела!
Так вот и душа незримо
Жжет и разъедает тело.

Владислав Ходасевич

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий

Кто держит зеркальце, кто баночку духов,
– Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,
И лес безлиственный прозрачных голосов
Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

Осип Мандельштам

Пусть влюбленных страсти душат,
Требуя ответа,
Мы же, милый, только души
У предела света.

Анна Ахматова