Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТЕМА «Я СЕРЖУСЬ»

Гнев — малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. С самого детства важно помочь ребенку научиться проявлять свой гнев. Лучшим способом обучить ребенка проявлять свой гнев является адекватное отношение к его эмоциональным вспышкам. Тем не менее ребенок постепенно должен осваивать несколько основных правил выражения гнева:

• Говорить не о человеке в целом, а о его поведении, которое и вызывает гнев.

• Говорить от себя, то есть начинать с таких слов, как «я», «мне», а не «ты», «тебя».

• Стараться говорить в тот момент, когда гневаешься, не удерживать свой гнев длительное время.

• Выражать гнев относительно данной конкретной ситуации, не поминать все прежние прегрешения человека.

УРОВЕНЬ 1

Упражнение
«Злюсь, страдаю, обижаюсь...»

Принесите на занятие мягкую игрушку, желательно большую. Предложите детям показать более и менее подходящее проявление гнева на такой игрушке. Если дети стесняются выразить гнев очень агрессивно, предложите им посоревноваться, кто покажет самый сильный гнев. Важно, чтобы дети показали именно очень сильное аффективное проявление гнева. После этого предложите детям, наоборот, двигаться от самой сильной степени гнева к самой слабой. Роль ведущего в этом упражнении заключается в том, чтобы показывать те приемы выражения гнева, которые детям незнакомы. Например, как можно выразить гнев словами, как можно выразить гнев мимикой, и т.д. Задача этого упражнения — показать детям разную степень выражения эмоции гнева.

УРОВЕНЬ 2

Упражнение
«Мне так не нравится, когда...»

Предложите детям найти как можно больше вариантов продолжения предложения:

• Я сержусь, если…

• Я просто вне себя, когда…

• Мне совсем не нравится…

• Я бываю очень злым, когда…

• Я не могу стерпеть…

• Меня просто бесит…

Высказывания напечатаны на отдельных листах, и каждый участник может написать несколько продолжений для каждого из высказываний.

Обсудите, сколько повторов и близких высказываний вы обнаружили в ответах разных участников. Выпишите самые частые ответы на доску. Предложите детям сыграть в перевертыш — представить, что это замечания в их адрес (например: «Меня бесит, когда меня не принимают всерьез»). В какой форме они хотели бы услышать такие замечания, если слушать все равно придется?

УРОВЕНЬ 3

Упражнение
«Властелин своего гнева»

С подростками вы можете обсудить тему: что делать, если выразить гнев сложно, например если речь идет о близком человеке. Предложите написать маленькое послание человеку, на которого подросток до сих пор сердит, а потом уничтожить это послание. Нельзя держать гнев в себе, надо или простить, или символически отомстить — написать рассказ, нарисовать картину, выразив таким образом свои чувства.

Важно, чтобы участники пришли к выводу: «Управлять своим гневом — значит уметь его выражать, а не искусно прятать».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
С РЕБЕНКОМ

Попросите ребенка рассказать о случае, когда он был свидетелем гневного поведения. Возможно, ребенок расскажет и о своей агрессии. Постарайтесь поддержать его в этой ситуации — пусть он чувствует, что вы не считаете его плохим только потому, что он испытывал подобные чувства. Важно проработать с ребенком его ненависть — то, что часто называют «застывшим гневом», гневом, который человек по той или иной причине не смог выразить.

Ваша цель — научить ребенка отличать чувства от их последствий, то есть поведения. Такая работа предполагает высокий уровень доверия между вами и ребенком. Важно поймать момент, когда сложатся подходящие условия, чтобы не начинать разговор специально. Вы можете усилить доверие ребенка к себе, если будете в ситуации его агрессивного поведения, пусть даже направленного на вас, показывать, что понимаете его чувства и готовы их обсудить.

Например, вы предлагаете ребенку сложное задание, а он бурно отказывается от него, отворачивается от вас, а то и вовсе уходит. Покажите, что вы понимаете: он сердит, не настаивайте, только предложите попробовать и дайте право отказаться, если он не захочет. Нет смысла в такой ситуации заставлять ребенка признать, что он боится не справиться и поэтому злится. Лучше сказать, что любой человек злится, когда не может с чем-то справиться, — вот только надо уметь эту злость выразить.

Нередко в основе стремления скрыть гнев лежит желание продемонстрировать свою безупречность. Чем быстрее ребенок научится показывать свои слабости, тем легче ему будет справиться с переживанием гнева.