Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тема «Я горюю»

Эти упражнения обращены к вполне естественному и часто встречающемуся чувству — горю, грусти, переживанию утраты. С одной стороны, взрослые очень боятся детского горя, потому что не знают, как к нему относиться, как помочь ребенку. С другой стороны, дети самостоятельно не могут найти адекватных способов выражения горя.

У каждого человека есть своя история горестных переживаний. Многие думают, что лучший способ преодолеть горе — как можно быстрее позабыть все. Но тяжелые воспоминания не отпускают так легко, как хотелось бы. Как же можно справиться с горем? В первую очередь, важно понять, из чего состоит горе.

Горе — это в первую очередь потеря: человек утрачивает что-то важное, основу безопасности, доверия к другим. Поэтому важно научиться жить без того, чего лишился. Часто говорят, что горе — важный этап взросления. Однако не всегда человек способен справиться с такой задачей, ему может не хватать сил, поддержки.

Дети стесняются проявлять горе и грусть; если их застают плачущими, они чувствуют себя еще хуже. Дети стремятся казаться более веселыми и спокойными, чем чувствуют себя на самом деле. Если спрятанное горе наконец прорывается, его проявление может напугать как ребенка, так и его окружение.

Непринятие своей грусти идет рука об руку с застенчивостью, зажатостью, стремлением оправдать какие-то ужасные события жизни, но обвинить себя.

8 ступенек усугубления утраты и превращения этого переживания в основу деструктивного поведения:

• Не разрешать себе показать свое горе, пассивное переживание траура.

• Чувство вины: «Я виноват в том, что это случилось, как это случилось».

• Фантазии: «Если бы я успел, все было бы иначе…»

• Страх собственной смерти или инвалидности: «Что с ними будет без меня?»

• Бессильная ярость в отношении умерших или получивших инвалидность взрослых: «Как они могли так поступить со мной?»

• Чувство безнадежности.

• Страх потери других близких.

• Отказ от доверия к себе.

Все эти доводы убеждают в необходимости проработки переживаний, связанных с грустью и горем.

УРОВЕНЬ 1

Упражнение
«Разный цвет горестных чувств»

Это упражнение уместно проводить после просмотра и обсуждения мультфильма «Король-лев».

Предложите детям список следующих чувств: горе, тоска, грусть, огорчение, печаль. Попросите их объяснить, что общего в этих чувствах, а что их отличает. Лучше, если дети приведут примеры. Если они испытывают затруднения, предложите им следующие ситуации:

• У человека умер очень близкий человек.

• Вы нашли потерявшуюся собаку, пригрели ее, а потом пришел хозяин, чтобы забрать пса, к которому вы привязались.

• Вас наказали за то, чего вы не делали.

• Из-за дождя расстроился поход в лес с друзьями.

• Вы ждали звонка от друга, а он забыл позвонить.

• Из-за случайности вы поссорились с очень близким человеком.

Предложите детям использовать цветные карандаши и выразить цветом различные оттенки грустного настроения в указанных ситуациях. Может случиться так, что цветовых вариантов для обозначения настроения окажется больше, чем слов. После рисования цветов грусти обратите внимание, получилась ли у кого-нибудь светлая грусть — когда грусть не обременяет, а заставляет задуматься.

Можно предложить детям по очереди описывать ситуацию, которую другие в это время будут рисовать цветом. Ведущий должен записывать эти ситуации, а дети — нумеровать рисунки. Потом сравните рисунки разных участников к одной и той же ситуации. Предложите детям отгадать, у кого ситуация вызвала наиболее сильные чувства (необязательно спрашивать, кто автор рисунка). Задача ведущего в ходе такого варианта проведения упражнения — быть максимально открытым, доверчивым. Можно рекомендовать и самому ведущему выполнять данное задание наравне с детьми и показывать свою готовность не скрывать опыт переживания грусти.

УРОВЕНЬ 2

Упражнение «Я горюю, когда...»

Попросите участников найти как можно больше определений слову «горе», например: огромное, долгое, неожиданное, всепоглощающее. Потом «грусть»: тихая, глубокая, светлая, поэтическая. Пусть участники попробуют определить, чем отличается один вариант горя от другого, приведут примеры.

Затем участники пишут варианты продолжения каждой фразы на отдельных карточках:

• Я грущу, когда…

• Меня легко расстроить если…

• Когда человек тоскует, то…

• Горе — это когда…

Затем карточки перемешиваются, и дети сравнивают ответы.

УРОВЕНЬ 3

Упражнение «Вижу, ты расстроен...»

Попросите детей рассказать, как они понимают, что другой человек горюет. Какие признаки горя более заметны, а какие менее? Возможно, дети назовут не так много внешних проявлений горя: слезы и плач, грустное выражение лица (опущенные уголки рта, полузакрытые глаза), поза горюющего (опущенные плечи, сгорбленная фигура). Попросите их нарисовать или изобразить эти проявления. Обязательно после такого упражнения предложите детям изобразить другие чувства — расслабленность, удовлетворенность и т.д.

В заключение обсудите, нужно ли скрывать от семьи свое горестное настроение, как показать горе так, чтобы другие могли помочь вам, как рассказать о том, что вас угнетает. Может быть, дети смогут придумать истории, которые бы начинались словами: «Однажды я расстроился из-за того, что…». Запишите за детьми эти рассказы, а потом включите их в папки детей.

Предложите участникам вспомнить опыт горестного настроения кого-то из друзей и описать наилучший способ утешения человека. Важно показать, что запрет на грусть и горе («Не плачь, оно того не стоит», «У тебя столько дел, а ты тут из-за пустяков расстраиваешься», «На твоем месте я бы не переживал из-за ерунды») мешает человеку успокоиться и выйти из состояния грусти. Намного важнее набраться терпения и узнать, что случилось, из-за чего человек расстроен.

Часто мы не знаем, как начать разговор с грустным человеком. Помогите детям придумать вопрос, с которого можно начать разговор, например: «Если хочешь, расскажи мне, что произошло», «Мне кажется, ты чем-то расстроен». Обсудите, как вести себя, когда не хочется делиться своим горем или когда другой человек отказывается говорить о своем настроении. Как это ни странно, доверие между людьми возникает тогда, когда человек понимает, что его не будут принуждать открыть душу. Поэтому важно понять, что у любого человека есть право не обсуждать свои переживания.

В процессе индивидуальной работы вы можете предложить ребенку ответить на вопросы: «Расскажи, если хочешь о том, какие горести были у тебя. С какими ты справился? А что беспокоит до сих пор?»

Познакомьтесь с историей ребенка. Обратите особое внимание на смерть родственников. Если таких данных нет, попробуйте получить их, построив вместе с ребенком генограмму. Задайте вопрос: «Что ты знаешь о своих родственниках?»; «Что ты знаешь (помнишь) о том, как попал сюда?»; «Какие воспоминания остались о том, что было до детского дома?».