Номинация
«Новое в работе школьного психолога»
МЫ — ЭТО МНОГО Я
Программа классных часов
для учащихся 5-х классов
Необходимость психологического
сопровождения пятиклассников очевидна каждому,
кто работает в школе. Пятый класс — трудный и
ответственный этап в жизни каждого школьника.
Учебная и социальная ситуация пятого класса
ставит перед ребенком задачи качественно нового
уровня по сравнению с начальной школой, и
успешность адаптации на этом этапе влияет на всю
дальнейшую школьную жизнь.
Ежегодно всю первую четверть и часть второй я,
как и большинство школьных психологов, работаю с
пятиклассниками. Анализируя результаты
диагностики школьной тревожности учащихся пятых
классов по методике Филлипса, я обратила
внимание на то, что максимальные показатели
приходятся на шкалу «Социальная тревожность».
По всей вероятности, это объясняется тем, что
переход в среднюю ступень школы совпадает по
времени со вступлением в подростковый возраст.
Одной из главных потребностей ребенка
становится потребность в самоутверждении среди
сверстников. Причем успехи в учебе и отношение
учителя уже не так сильно, как в начальной школе,
влияют на социальный статус ребенка в классе,
более значимыми становятся личностные качества
и коммуникативные умения. В пятом классе каждый
ребенок получает шанс улучшить свое социальное
положение в классе, и задача педагогов — помочь
ему в этом, так как успешность во
взаимоотношениях с одноклассниками — один из
важнейших факторов положительной школьной
мотивации. Поэтому возникла необходимость
создания программы для работы в этом
направлении.
Программа «Мы — это много я» разработана мною в
августе 2003 г. и осуществляется с 2003/2004 учебного
года. Идея этой программы возникла благодаря
упражнению «Король», описанному К.Фоппелем в
книге «Как научить детей сотрудничать».
Цели программы:
1) психологическое сопровождение учащихся 5-х
классов, помощь в адаптации к условиям обучения в
средней ступени общеобразовательной школы;
2) удовлетворение потребности младших
подростков в самоутверждении среди сверстников.
Задачи:
— повышение самооценки учащихся;
— снижение социальной тревожности;
— сплочение коллектива класса;
— развитие толерантности;
— развитие коммуникативных умений: умения
вести себя, находясь в центре внимания; навыка
самопрезентации; умения слушать, говорить
другому человеку приятное, выслушивать добрые
слова в свой адрес и благодарить за них;
— формирование убеждения в ценности каждой
личности и установки на позитивное восприятие
каждого члена коллектива, вне зависимости от его
учебных успехов;
— предоставление возможности классному
руководителю и пятиклассникам лучше узнать друг
друга.
Количество классных часов равно количеству
детей в классе плюс один. Каждое занятие
посвящено одному ученику, одна из встреч —
классному руководителю. Занятия проводятся один
раз в неделю.
Условия проведения: встреча проходит в
кабинете, где есть возможность раздвинуть парты
и разместиться на стульях по кругу. Классные часы
проводит психолог, после проведения нескольких
занятий психолог может уступить место классному
руководителю.
Материалы и оборудование:
— корона, изготовленная из картона
золотистого цвета;
— мягкая игрушка — сердечко или другой
предмет, символизирующий доброту и
приветливость;
— лист бумаги формата А4 с нарисованным на нем
солнцем (см. рисунок);
— плакат-коллаж с текстом: «Ты — супер! Мы тебя
любим! Нам без тебя не обойтись!»;
— магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЙ
1. Разминка (5 мин.)
Любая игра на сплочение, занимающая не более 5
минут.
2. Упражнение «Коронация» (1 мин.)
Объявляется «король» — герой встречи (герой
первой встречи — смелый доброволец, герой каждой
следующей встречи выбирается героем каждой
предыдущей по принципу: мальчик выбирает
девочку, девочка — мальчика). На голову ему
надевается корона. На доску рядом с плакатом «Ты
— супер...» вывешивается красочный рисунок имени
«короля», приготовленный им самим.
3. Самопрезентация героя (15 мин.)
Ребенок рассказывает о себе все, что хочет
рассказать: о своей семье, о своих увлечениях,
друзьях, о смешных случаях из детства, о местах, в
которых он побывал, о своих успехах и достижениях
в спорте или творчестве. Показывает свои самые
удачные рисунки, поделки, любимую игрушку, книгу,
коллекции, а также личные и семейные фотографии.
По желанию ребенок может поставить аудиокассету
с любимой музыкой. Он может показать, что умеет
делать: спеть, станцевать, показать фокус или
изобразить движения из единоборств.
Очень важно перед началом этой программы на
родительском собрании, ознакомив родителей с
целями и задачами программы, заручиться их
согласием и поддержкой, обратиться с просьбой
помогать своим детям готовиться к посвященным им
классным часам. Тогда рассказы героев о себе
будут более интересными. Кроме того, это
прекрасный повод для общения детей и родителей.
Вместе готовясь к классному часу, родители
нередко сообщают детям подробности истории
семьи, рассказывают об интересных людях в семье,
о традициях – одним словом, о том, о чем не было
повода поговорить раньше. Например, одному
мальчику во время подготовки к классному часу
отец рассказал о подвиге его прадеда в
Сталинградской битве. Одноклассники с большим
интересом слушали этот рассказ. Одна девочка
принесла и показала старинную икону, которая в
течение по меньшей мере 150 лет передается в их
семье от матери к старшей дочери. Выбирая
фотографии, семья вновь просматривает
фотоальбомы, вспоминает о разных событиях,
запечатленных на фотографиях, вновь переживая
положительные эмоции. Таким образом, дети и
родители становятся ближе друг другу.
4. Игра «Пресс-конференция» (10 мин.)
Герой встречи проводит пресс-конференцию, в
которой все его одноклассники — представители
СМИ. Во время пресс-конференции ребята задают
герою вопросы, позволяющие больше узнать о нем.
Кроме того, это прекрасная разрядка, так как
ребята часто придумывают своим СМИ забавные
названия (например, «Куча мала», «Дырявые
рубашки», «Проплыви дистанцию, получи грамоту»),
а также задают оригинальные вопросы, требующие
творческих ответов.
5. Упражнение «Ты — молодец, потому что...»
(10 мин.)
По кругу из рук в руки пускается мягкое
игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках
оказывается сердечко, обращается к герою по
имени, говорит ему: «Ты — молодец, потому что...» –
и называет какое-то положительное качество или
полезное умение героя. В это время ведущий
(психолог или классный руководитель) оформляет
листок с солнышком, записывая все названные
положительные качества ребенка на лучах солнца.
6. Вручение герою встречи листка-солнышка (1
мин.).
Этот листок является свидетельством того, что
герой встречи — просто замечательный человек
7. Благодарственные слова героя всем
участникам (1 мин.)
8. Выбор героя следующего классного часа
«Король» выбирает следующего героя и надевает
ему на голову корону (1 мин.).
Результаты работы по программе
«Мы — это много я»
Для оценки эффективности работы по программе
«Мы — это много я» после занятий было проведено
повторное исследование социальной тревожности
по методике Филлипса. Оказалось, что у 50% учеников
социальная тревожность снизилась за прошедший
период. Результаты диагностики представлены в
таблице.
Количество
учащихся
(%) |
До начала
занятий |
По окончании
занятий |
С нормальным уровнем
социальной тревожности |
50 |
67 |
С повышенным уровнем
социальной тревожности |
46 |
33 |
С высоким уровнем социальной
тревожности |
4 |
– |
Программа «Мы — это много я» была
представлена мною педагогам-психологам,
заместителям директоров по воспитательной
работе и социальным педагогам школ г. Апатиты на
городском семинаре «Школа как социальный
институт формирования здорового образа жизни».
Марина ГАВРИЦКОВА,
педагог-психолог
МОУ СОШ №10,
г. Апатиты,
Мурманская обл.
|