Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2005


КОНКУРС

Номинация «Новое в работе школьного психолога»

МЫ — ЭТО МНОГО Я

Программа классных часов
для учащихся 5-х классов

Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс — трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Ежегодно всю первую четверть и часть второй я, как и большинство школьных психологов, работаю с пятиклассниками. Анализируя результаты диагностики школьной тревожности учащихся пятых классов по методике Филлипса, я обратила внимание на то, что максимальные показатели приходятся на шкалу «Социальная тревожность».

По всей вероятности, это объясняется тем, что переход в среднюю ступень школы совпадает по времени со вступлением в подростковый возраст. Одной из главных потребностей ребенка становится потребность в самоутверждении среди сверстников. Причем успехи в учебе и отношение учителя уже не так сильно, как в начальной школе, влияют на социальный статус ребенка в классе, более значимыми становятся личностные качества и коммуникативные умения. В пятом классе каждый ребенок получает шанс улучшить свое социальное положение в классе, и задача педагогов — помочь ему в этом, так как успешность во взаимоотношениях с одноклассниками — один из важнейших факторов положительной школьной мотивации. Поэтому возникла необходимость создания программы для работы в этом направлении.

Программа «Мы — это много я» разработана мною в августе 2003 г. и осуществляется с 2003/2004 учебного года. Идея этой программы возникла благодаря упражнению «Король», описанному К.Фоппелем в книге «Как научить детей сотрудничать».

Цели программы:

1) психологическое сопровождение учащихся 5-х классов, помощь в адаптации к условиям обучения в средней ступени общеобразовательной школы;

2) удовлетворение потребности младших подростков в самоутверждении среди сверстников.

Задачи:

— повышение самооценки учащихся;

— снижение социальной тревожности;

— сплочение коллектива класса;

— развитие толерантности;

— развитие коммуникативных умений: умения вести себя, находясь в центре внимания; навыка самопрезентации; умения слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них;

— формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива, вне зависимости от его учебных успехов;

— предоставление возможности классному руководителю и пятиклассникам лучше узнать друг друга.

Количество классных часов равно количеству детей в классе плюс один. Каждое занятие посвящено одному ученику, одна из встреч — классному руководителю. Занятия проводятся один раз в неделю.

Условия проведения: встреча проходит в кабинете, где есть возможность раздвинуть парты и разместиться на стульях по кругу. Классные часы проводит психолог, после проведения нескольких занятий психолог может уступить место классному руководителю.

Материалы и оборудование:

корона, изготовленная из картона золотистого цвета;

— мягкая игрушка — сердечко или другой предмет, символизирующий доброту и приветливость;

— лист бумаги формата А4 с нарисованным на нем солнцем (см. рисунок);

— плакат-коллаж с текстом: «Ты — супер! Мы тебя любим! Нам без тебя не обойтись!»;

— магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Разминка (5 мин.)

Любая игра на сплочение, занимающая не более 5 минут.

2. Упражнение «Коронация» (1 мин.)

Объявляется «король» — герой встречи (герой первой встречи — смелый доброволец, герой каждой следующей встречи выбирается героем каждой предыдущей по принципу: мальчик выбирает девочку, девочка — мальчика). На голову ему надевается корона. На доску рядом с плакатом «Ты — супер...» вывешивается красочный рисунок имени «короля», приготовленный им самим.

3. Самопрезентация героя (15 мин.)

Ребенок рассказывает о себе все, что хочет рассказать: о своей семье, о своих увлечениях, друзьях, о смешных случаях из детства, о местах, в которых он побывал, о своих успехах и достижениях в спорте или творчестве. Показывает свои самые удачные рисунки, поделки, любимую игрушку, книгу, коллекции, а также личные и семейные фотографии. По желанию ребенок может поставить аудиокассету с любимой музыкой. Он может показать, что умеет делать: спеть, станцевать, показать фокус или изобразить движения из единоборств.

Очень важно перед началом этой программы на родительском собрании, ознакомив родителей с целями и задачами программы, заручиться их согласием и поддержкой, обратиться с просьбой помогать своим детям готовиться к посвященным им классным часам. Тогда рассказы героев о себе будут более интересными. Кроме того, это прекрасный повод для общения детей и родителей. Вместе готовясь к классному часу, родители нередко сообщают детям подробности истории семьи, рассказывают об интересных людях в семье, о традициях – одним словом, о том, о чем не было повода поговорить раньше. Например, одному мальчику во время подготовки к классному часу отец рассказал о подвиге его прадеда в Сталинградской битве. Одноклассники с большим интересом слушали этот рассказ. Одна девочка принесла и показала старинную икону, которая в течение по меньшей мере 150 лет передается в их семье от матери к старшей дочери. Выбирая фотографии, семья вновь просматривает фотоальбомы, вспоминает о разных событиях, запечатленных на фотографиях, вновь переживая положительные эмоции. Таким образом, дети и родители становятся ближе друг другу.

4. Игра «Пресс-конференция» (10 мин.)

Герой встречи проводит пресс-конференцию, в которой все его одноклассники — представители СМИ. Во время пресс-конференции ребята задают герою вопросы, позволяющие больше узнать о нем. Кроме того, это прекрасная разрядка, так как ребята часто придумывают своим СМИ забавные названия (например, «Куча мала», «Дырявые рубашки», «Проплыви дистанцию, получи грамоту»), а также задают оригинальные вопросы, требующие творческих ответов.

5. Упражнение «Ты — молодец, потому что...» (10 мин.)

По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему: «Ты — молодец, потому что...» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.

6. Вручение герою встречи листка-солнышка (1 мин.).

Этот листок является свидетельством того, что герой встречи — просто замечательный человек

7. Благодарственные слова героя всем участникам (1 мин.)

8. Выбор героя следующего классного часа

«Король» выбирает следующего героя и надевает ему на голову корону (1 мин.).

Результаты работы по программе
«Мы — это много я»

Для оценки эффективности работы по программе «Мы — это много я» после занятий было проведено повторное исследование социальной тревожности по методике Филлипса. Оказалось, что у 50% учеников социальная тревожность снизилась за прошедший период. Результаты диагностики представлены в таблице.

Количество учащихся
(%)

До начала
занятий
По окончании
занятий
С нормальным уровнем социальной тревожности 50 67
С повышенным уровнем социальной тревожности 46 33
С высоким уровнем социальной тревожности 4

Программа «Мы — это много я» была представлена мною педагогам-психологам, заместителям директоров по воспитательной работе и социальным педагогам школ г. Апатиты на городском семинаре «Школа как социальный институт формирования здорового образа жизни».

Марина ГАВРИЦКОВА,
педагог-психолог
МОУ СОШ №10,
г. Апатиты,
Мурманская обл.