Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ДОВЕРЕННЫЕ УЧЕНИКИ

Доверенные ученики — это старшеклассники, которые на добровольной основе выступают в качестве доверенных лиц для своих сверстников в различных трудных жизненных ситуациях.

Программа с таким названием была в свое время предложена коллегами-фламандцами, где она успешно функционирует с 1996 г., а затем адаптирована специалистами московского психологического центра «Юго-Запад», где подобная работа ведется с 1998 г.

Основной предпосылкой для создания программы стало положение, что подростки в случае возникновения проблемы склонны скорее поделиться ею не со взрослыми, а с друзьями-ровесниками. Именно эта идея и побудила создателей программы к обучению добровольцев-старшеклассников в тренинговых группах методам помощи своим сверстникам, способам разрешения подростковых проблем через повышение их психологической компетентности.

Целями программы являются:

1. Актуализация позитивных ресурсов внутри подросткового коллектива через формирование взаимопомощи и взаимной поддержки, осознание их необходимости.

2. Повышение доверия и снижение страха по отношению к школе.

3. Доверенные ученики могут стать «голосом» подростков школы, заявляющим свои проблемы и потребности.

Программа «Доверенные ученики» реализуется в Орловской области в течение трех лет на базе Орловских школ № 1, 23, 28 и нескольких городских и сельских школ Орловской области.

Основным методическим пособием на первом году работы для нас послужила книга «Доверенные ученики» авторов Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной, Б. Ван дер Линдена и К. де Баккер. Эта книга — результат адаптации фламандской программы в России. Используя пособие, мы создали действующую организацию доверенных учеников в школах Орла и области. Ученики посещали тренинги в ППМС-центре и осуществляли деятельность в школах.

Орловские школьники приняли участие в конгрессах доверенных учеников в Москве (2001), Бельгии (2002) и организовали 3-й конгресс в Орле (2003). Встречи орловчан с московскими, питерскими, фламандскими доверенными учениками были мощным стимулятором активности подростков, вселили в них уверенность в своих силах, оказали психологическую поддержку и помогли справляться с возникающими трудностями.

На наш взгляд, эти встречи — важный момент в деятельности учеников. На начальных этапах именно они могут стать мотивом, побуждающим к участию в проекте; причем мотивом гораздо более действенным, чем помощь другим. Подростки, особенно социально активные, легко увлекаются новым делом, но часто также быстро остывают. Им необходимо, с одной стороны, получать удовольствие от процесса, с другой — иметь долгосрочную перспективу деятельности. Отсутствие одного из компонентов — увлекательности или долгосрочной перспективы — повышает риск снижения мотивации, и подростки разочаровываются в деле. В нашем случае мы имели большой отсев вначале (первые 5–6 занятий), после чего сформировались достаточно устойчивые группы.

Очень важным условием успешной работы является кураторская деятельность школьного руководителя: психолога, социального педагога, учителя, который был бы заинтересован в проекте и достаточно близок с подростками, которому они бы доверяли. Наши наблюдения показывают, что при отсутствии такого внутришкольного куратора группа склонна к распаду.

ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫ

Основные трудности

1. Выбор школы для внедрения программы

Самое главное в выборе школы — это заинтересованность всего коллектива в деятельности доверенных учеников. Реально это вряд ли возможно, особенно в больших школах. Фламандские коллеги отмечают, что добиваются такой договоренности с коллективом, чтобы все его члены принципиально были согласны на введение проекта, и если не помогали, то не мешали бы работе.

Как правило, основная трудность — недоверие коллектива. Во всех школах нам предоставляли свободу деятельности, но в ее успех мало кто верил. Каждая школа, считая себя уникальной, предполагала, что такой проект пойдет где угодно, только не у них. Об этом говорили как педагоги, так и дети. Здесь важно, чтобы проект внутри школы курировался педагогом или психологом, верящим в него.

2. Набор волонтерской группы: организация и процедура

При наборе волонтеров (презентация идеи проекта в школе) необходимо четко продумать процедуру. Наш опыт презентации проекта в конце дня, после 5–6 уроков, когда ученики уже собрались домой, а их остановили, усадили и заставили слушать постороннего человека, оказался крайне негативным. Напротив, когда презентация проходит в середине учебного дня, подростки предельно дружелюбны и задают большое количество вопросов. Мы понимаем их маленькую хитрость — отсрочить начало урока — и пользуемся ею в своих интересах. На наш взгляд, это нормальная ситуация, и, договариваясь с учителями, мы ее обсуждаем. Это еще раз подчеркивает необходимость позитивного (или хотя бы нейтрального) отношения учителей к проекту.

Группа должна быть сборной и добровольной. Мы имели опыт работы с группой, состоящей из одноклассников, с группой, которая была набрана при вмешательстве администрации, и группой, абсолютно добровольной. Наше мнение, что оптимальным решением является сборная добровольная группа. С одной стороны, такая группа будет испытывать определенные организационные трудности, такие как выбор для занятия времени, подходящего для всех. Возможны проблемы внутри класса (отношение одноклассников к доверенному ученику). С другой стороны, сборная группа не имеет сложившихся стереотипов восприятия друг друга, что оптимально для тренинга, охватывает школу в большей степени, нежели группа одноклассников, имеет альтернативные взгляды на возникающие проблемы, более креативна. Смешанная группа имеет в школе иной статус, нежели группа одноклассников, так как демонстрирует свободу подключения к проекту любого желающего. Группа одноклассников может вызывать негативные эмоции у учеников параллельных классов: если доверенными становятся по какой-то причине только ученики 9-го «А», то вероятнее всего, что ученики 9-го «Б» не будут обращаться к ним за помощью.

3. Выход доверенных учеников в школу: сомнения и страхи

Работа в тренинговом режиме продолжается в течение пяти месяцев (с учетом каникул), после чего мы можем начинать презентацию деятельности доверенных учеников в школе. К этому моменту должны быть готовы газета, почтовый ящик, кабинет. При сотрудничестве с администрацией это не является проблемой. Однако на этом этапе возникают другого рода трудности — психологические.

Команда подростков уже стабильна. Они привыкли к тренинговой форме работы и успели войти во вкус, но еще не пресытились ею. Им кажется, что теперь так будет всегда. И тут наступает переломный момент — необходимость перехода к активным действиям, изменение стереотипа, осознание ответственности. Дело в том, что когда подростки приходят в группу, они еще не осознают всей трудности работы, тяжести ответственности и серьезности того дела, на которое они решились. Теперь же, после полугодовой подготовки, это осознание приходит, а вместе с ним и страх не справиться. Психологу, ведущему работу с группой, необходимо провести специальную работу по психологической поддержке ребят, снятию страхов и настрою на активную деятельность.

Страх выйти в школу в качестве доверенного ученика, с одной стороны, сплачивает, объединяет группу, превращая ее в команду, а с другой — блокирует активность. С этим мы столкнулись во всех подростковых группах, вне зависимости от особенностей школы. Блокада активности может проявляться как в виде пассивного сопротивления, упорной бездеятельности («следующий раз мы это доделаем», «на следующее занятие мы все принесем», «давайте сделаем это, но не сегодня»), так и в виде активности, продлевающей тренинговый период: «Давайте еще раз попробуем, прежде чем выходить в школу», «Мы не совсем поняли вот эту тему». Страхи проявляются в высказываниях типа: «А вдруг я не смогу?», «Я уже все забыла», «А если не знаешь, что говорить, что делать?», «А мы точно можем к вам обратиться, если что?», «Я боюсь».

Преодоление этого психологического барьера и снижение страхов проходило как в форме прямого внушения: «У вас все получится!», так и в форме обеспечения тыла и выработки тактики поведения в ситуации паники: что сказать, если не знаешь, что говорить; как вести беседу, если боишься клиента; как настроиться на предстоящую беседу и т.д.

4. Работа с первыми реальными запросами

После первого опыта презентации проекта мы сталкиваемся со значительным спадом психологического напряжения у подростков, подъемом активности, оптимизмом в отношении будущего. Наступает новый этап деятельности.

Первые запросы тщательно обсуждаются, и от степени поддержки учеников на данном этапе во многом зависит их уверенность в себе и мотивация к дальнейшей деятельности. Это также кризисный период, несмотря на снижение эмоциональной напряженности. Этот период может сопровождаться как мотивационным кризисом (это не так интересно, как тренинг), так и кризисом успешности (не получается сразу).

Активная деятельность доверенных учеников занимает по времени 3–3,5 месяца. Уходя на летние каникулы, ученики официально через свою газету завершают деятельность в текущем учебном году с тем, чтобы возобновить ее в новом.

ВТОРОЙ ГОД РАБОТЫ

Основные трудности

Второй год начинается с приветствия и официального сообщения в газете о возобновлении деятельности доверенных учеников в школе.

В связи с тем, что программа «Доверенные ученики», которую мы реализовали в первый год, и была рассчитана на один учебный год, мы разработали собственную программу работы с доверенными учениками на второй учебный год. Разработанная программа опирается на анализ основных трудностей первого года и строится, с одной стороны, как психопрофилактическая (предупреждение возможных трудностей), а с другой – направлена на работу с личностью самих доверенных учеников.

1. Поддержание популярности проекта

Популярность любого проекта в школах имеет тенденцию к снижению с течением времени, по мере привыкания к нему: деятельность становится обыденной, каждодневной, и интерес к ней падает как у учеников, участвующих в проекте, так и у остальных учащихся школы.

Снижение популярности проекта может проявиться в отсутствии запросов, записок, увеличении количества дурашливых записок, порче оборудования доверенных учеников (газеты, почтового ящика, фотографий). Мы столкнулись с этим при работе с первым потоком доверенных учеников.

На втором году работы мы постарались предотвратить подобный факт тем, что заранее продумали мероприятия, которые смогут поддержать интерес школьников к проекту.

Мы придумали так называемые уроки-знакомства «Познакомимся поближе». Суть этих уроков заключается в том, что доверенные ученики, разделившись на подгруппы, обходят 7–9-е классы своей школы, где проводят игровые уроки. В сценарий уроков включены игры, элементы самодиагностики учащихся, упражнения, направленные на самопознание и сплочение. Сценарий составляется самими доверенными учениками и рассчитан на 1 урок в каждом классе.

Эти уроки позволяют учащимся лично познакомиться друг с другом, вызвать интерес к проекту со стороны ребят, доверие к самим доверенным ученикам. На наш взгляд, отсутствие доверия — это основная проблема, мешающая обратиться за помощью, и наши уроки могут помочь в ее решении.

2. Поддержание мотивации деятельности доверенных учеников

С этой целью мы планировали виртуальное общение доверенных учеников Орловской области с ребятами из других регионов. Подготовка и проведение интернет-конференции позволила учащимся проявить свою активность, инициативу. Результаты конференции продемонстрировали, что интерес к проекту в России растет, и позволили нашим ученикам выступить в роли опытных, знающих людей. При обсуждении итогов интернет-конференции наши ученики сообщили, что самое главное для них — возможность напрямую пообщаться с теми, кто ведет ту же деятельность в других городах, а также «научить других (новичков), как это лучше сделать в своей школе». Неформальное общение, на наш взгляд, является самым качественным и эффективным.

3. Распределение видов деятельности

Очень важным на втором году работы явилось распределение видов деятельности во время тренингов: соблюдение баланса между тренинговыми занятиями и поддержанием деятельности проекта в школе (разбор обращений, подготовка газеты). Здесь легко перейти грань как в одну, так и в другую сторону. Если руководитель увлекается собственно тренинговой работой с подростками, то деятельность их как доверенных учеников в школе уходит на второй план и постепенно затухает (самим подросткам более интересен тренинг). Если же руководитель основное время отдает обсуждению обращений, записок и подготовке газеты, то подростки быстро пресыщаются и теряют интерес к деятельности. С этим мы столкнулись при длительной подготовке к интернет-конференции.

Нам удалось сохранить интерес учеников к деятельности, популярность проекта в школах, привлечь новых учащихся. Одним из мероприятий, способствующих этому, и стала интернет-конференция доверенных учеников.

Подробнее с проектом можно ознакомиться на сайте: http://www.ppms-projekt.rekom.ru/

Наталья ШАНИНА,
педагог-психолог
Орловского областного ППМС-центра