Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

КАК РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ ЗА ПАРТЫ

В начале учебного года классные воспитатели (руководители) сталкиваются с одной и той же проблемой: как рассадить детей. И проблема усугубляется с каждым годом. За первые парты можно посадить всего шесть учеников, а просьб от родителей бывает значительно больше. Свои просьбы мамы, папы и бабушки объясняют или слабым зрением ребенка, или желанием, чтобы учитель больше контролировал их чадо, которое, по их мнению, очень невнимательное и неусидчивое.

В результате совместной работы психолога (автора статьи) и классных воспитателей лицея № 230
г. Заречного Пензенской области Т.К. Кафтаевой и Н.А. Чешенко были разработаны классный час (с учащимися) и родительское собрание, в результате которых нам удалось найти алгоритм решения таких проблем. Эти мероприятия мы включили в адаптационную часть программы психолого-педагогического сопровождения развития учащихся класса.

Цели классного часа:

• развить у учеников представления об индивидуальных и коллективных ценностях класса;

• подвести к осознанию и внутреннему принятию своего места за партой в классе;

• рассадить по партам учащихся класса.

Материал:

• пустые бочонки (емкости) от «киндер-сюрпризов» по количеству учеников в классе;

• две пустые коробки;

• записки с обозначением номеров ряда, парты в ряду и номера варианта;

• цветные фломастеры;

• лист ватмана, прикрепленный к доске, используемый для рефлексии занятия.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Разминка

Детям предлагается посмотреть на класс, походить по нему, найти то место за партой, где бы им хотелось сидеть во время уроков, и встать около него.

Ведущий объясняет детям, что цель сегодняшнего занятия — рассесться по партам так, как они будут сидеть на уроках в первой четверти. (По рекомендации школьного врача в этой школе посадка детей по рядам и партам меняется каждую четверть с целью профилактики нарушений зрения.)

Затем ведущий организует обсуждение результатов разминки.

Дети замечают, что около некоторых парт оказывается значительно больше претендентов, чем нужно. И наоборот, часть учебных столов никто не захотел занять. Во время обсуждения выясняются мотивы выбора детей.

Результаты разминки используются в дальнейшем психологом и классным воспитателем как дополнительный диагностический материал для изучения учебной мотивации учащихся.

Основная часть

Претенденты на первые от доски парты причинами своего выбора чаще всего называют желание:

• лучше видеть, слышать;

• меньше отвлекаться;

• быть ближе к преподавателю.

Желающие сидеть на уроках за последними партами часто не могут или не хотят объяснять свой выбор, иногда говорят: «чтобы меньше спрашивали».

Из создавшейся ситуации детям предлагается найти выход. Задаем им вопрос:

Чем нужно руководствоваться, чтобы справиться с поставленной задачей?

Дети рассуждают и называют причины, по которым некоторым из их одноклассников действительно необходимо сидеть на первых партах: это слабый слух, зрение, невысокий рост.

Ведущий подтверждает, что учитель, рассаживая детей по партам, прежде всего должен учитывать медицинские показания, которые подтверждены медицинскими документами. Часть детей, которых называет классный воспитатель, занимают места за первыми от доски партами.

Далее учащимся предлагается подумать над следующим этапом задачи:

— Каким образом, чтобы никому не было обидно, рассесться по партам оставшимся ученикам?

Предложения по выбору парты в классе и соседа по парте поступают разнообразные:

— как решит классный воспитатель;

— по жребию;

— по результатам соревнования (кто быстрее добежит до выбранного места);

— по желанию учеников;

— по результатам игры: дети с закрытыми глазами находят себе пару и затем вместе парту и т.д.

Ведущий предлагает решить проблему выбора соседа по парте для оставшихся ребят с помощью жребия. Этот вариант хорошо принимают ученики 5–6-х, а также вновь сформированных классов. Для учащихся 7–8-х классов с постоянным коллективом лучше использовать вариант «по желанию учеников» с обязательным принятием договора между учениками и классным воспитателем (руководителем). В договоре необходимо учесть и прописать правила поведения учеников на уроках и санкции в случае их нарушения. Такое занятие желательно проводить классному воспитателю вместе с психологом.

Дальнейший ход занятия по рассаживанию детей за парты по жребию проводится следующим образом. Ведущий обращается к ребятам:

Для того чтобы остальные ребята выбрали себе место, мы проведем с ними игру. У меня в руках две коробки. Ко мне подходят сначала девочки, потом мальчики, и каждый достает себе из коробки один «киндер-сюрприз». В нем лежит записка с шифром вашего места в классе. Вам нужно расшифровать эту запись и найти свое место.

В записке указаны: номер ряда, номер парты в ряду и номер варианта на контрольных работах. Запись выглядит следующим образом: 2/3/2, 3/4/1 и т.д. Ребятам, испытывающим затруднения в расшифровке записи, предлагается обратиться за помощью к одноклассникам.

Итак, все справились с задачей: нашли свое место за партой. А сейчас мы предлагаем вам внимательно осмотреть класс, посмотреть на своих соседей и оценить: удалось ли соблюсти оставшееся условие: ученики, которые меньше ростом, должны сидеть за партами впереди тех, кто выше их ростом.

Те дети, которые увидели обсуждаемое несоответствие, пересаживаются еще раз, договариваясь друг с другом.

Затем детям предлагается подать друг другу ладошки и сказать: «Я рад (рада), что буду сидеть с тобой за одной партой».

Завершение занятия

На листе ватмана, прикрепленном к доске, где схематично изображены парты в классе, дети цветными фломастерами (тем цветом, который отражает их настроение в данный момент) пишут свои имя и фамилию на изображении своей парты.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Родительское собрание призвано решить следующие задачи классного воспитателя:

— установление диалога между классным воспитателем и родителями на основе общей заботы о ребенке;

— принятие родителями на себя ответственности за решение классных проблем;

— реализация права родителей на информированность об обучении и воспитании своего ребенка в школе с целью контроля с их стороны.

Классный воспитатель во вступительной речи обозначает родителям суть текущей проблемы, приводит в доказательство количество полученных от родителей просьб посадить их ребенка за первую парту.

Работа с родителями проводится в группах. Перед каждой группой ставится задача рассадить детей по партам с учетом их особенностей. В первом задании каждой группе нужно выработать принципы, которыми необходимо руководствоваться при решении поставленной задачи, и их приоритетность.

Родители предложили следующие критерии: медицинские показания (если есть справка с рекомендацией врача сидеть во время уроков за первой партой), рост учеников и необходимость контроля со стороны учителя за ребенком во время урока. Затем группам были розданы карточки по количеству учеников в классе и схема расстановки парт. На карточке написаны данные ученика (рост, медпоказания, пожелания родителей и причина этих пожеланий) без указания его фамилии. Затем родители при групповом обсуждении «рассаживают» детей по партам.

Следующий этап работы заключался в сравнении полученных вариантов и обсуждении возможности принятия единого решения, если возникают принципиальные (по выбранным критериям) расхождения. Общий вариант, предложенный родителями, был вывешен на доску. Рядом для сравнения была помещена схема посадки учащихся класса, полученная по результатам классного часа. Вывод: несмотря на некоторые разночтения, варианты, разработанные детьми и родителями соответствуют тем критериям, которые были приняты.

На наш взгляд, благодаря проделанной классным воспитателем и психологом работе удалось избежать многих конфликтов в будущем, так как обсуждение проблемы проводилось еще на доконфликтном уровне. Такое общение с родителями способствует вовлечению их в жизнь класса и ребенка в классе, созданию доверительных отношений между обучающими и воспитывающими взрослыми в школе, с одной стороны, и родителями учеников — с другой.

Татьяна ЕВГРАФОВА,
педагог-психолог