Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ИМЯ И СУДЬБА

В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми и подростками, испытывающими негативные чувства по отношению к своему имени. Мальчик Саддам, которого все в школе зовут Хусейном, девочка Павлина, для всех ставшая Пашкой, Бриджит по фамилии Иванова, которую все зовут Ванькой, названная, по словам мамы, в честь своей «жуткой бабки» (свекрови), которая «мне всю жизнь испортила». Мечта этих детей — изменить свое имя.

С давних времен прослеживается связь имени и судьбы человека, точнее — влияние этого имени на поступки и характер его носителя. По имени можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Но и в звучании имени содержится большое количество информации. Варианты одного и того же имени могут звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, но и — настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно.

Французский исследователь Пьер Руже в своей книге «Влияние имени на жизнь человека» говорит о «музыке имени», определяющей, по его мнению, судьбу человека. Исходя из этой теории, каждая буква имени является источником некой вибрации, влияющей на характер человека.

Существует также определенная связь между восприятием звука (колебаний, вибраций) и цвета. Имя — это набор глухих и звонких звуков, которые, сочетаясь, образуют своего рода мелодию. А мелодия, вибрация звуков, присущая данному имени, гармонирует с определенным цветом.

Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, посвятил изучению связи имен с характером специальный труд — «Имена». «Я не взялся бы утверждать, что имена не оказывают никакого влияния на судьбу,— пишет он. — Имя — тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность».

Касаясь мистики имен, В.А. Никонов, специалист в области антропонимики — науки об именах, вспоминает в своей книге «Имя и общество» рассказ Джека Лондона, где одна женщина называет своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и их, всех четверых, одного за другим уносит смерть. Психиатры из США в 1989 г. провели исследование и выяснили, что люди с забавными и странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам. А ребенок с именем или прозвищем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты его характера.

Нет в языке такого слова, которое можно было бы сравнить с именем по влиянию на характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности. Имя может звучать как просьба или приказ, как упрек или одобрение, как пощечина или ласка. Каждое имя несет в себе запас энергии. Это как некий проявитель бесчисленных возможностей, дремлющих в нас. Чем «сильнее» имя, тем больше этих возможностей может проявиться, тем полнее самореализуется личность. «Сильным» имя становится в том случае, если человек принимает и любит его.

Несомненно, есть случаи, когда решить проблему ребенка можно, лишь изменив имя или фамилию. Но в большинстве случаев психолог может помочь ему принять и полюбить свое имя. Этому могут способствовать предложенные упражнения. Их следует включить в программу по развитию самосознания или адаптации и социализации изолированного ребенка. Некоторые упражнения можно проводить при активном участии учителей или родителей.

Рисование имени

Необходимые материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаши, фломастеры, кисти и т.п.

Ход работы

1. На листе бумаги ребенок (взрослый) пишет перечень вариантов своего имени. Затем из этого списка выбирается то, которое хотелось бы нарисовать.

2. Используя любые изобразительные средства (карандаши, мелки, пастель, гуашь и др.), нарисовать на бумаге выбранное имя. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Эту работу можно делать и в технике коллажа.

3. Выписать использованные цвета и образы и к ним придумать и записать ассоциации.

4. Написать свое имя на листе вертикально и напротив каждой буквы имени написать не менее трех ассоциаций.

5. Обсуждение рисунка и ассоциативного ряда.

Для работы с нелюбимым именем или кличкой необходимо выбрать для рисования именно его, но и с любимым именем позже необходимо будет сделать то же самое.

Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»

Необходимые материалы: бумага (формат А3), журналы, фотографии, ножницы, клей и изобразительные материалы.

Ход работы

1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков).

2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы, составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием.

3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.

Для подростков интерес будет представлять следующее домашнее задание: сфотографировать разных людей (разного возраста, разных профессий и т.п.), носящих такое же, как у тебя, имя. Из фотографий составить альбом «Такие разные (свое имя)». К альбому также можно сделать расширенный список вариантов имени, расспросив об этом людей, согласившихся сфотографироваться.

Музыка имени

Необходимые материалы: набор музыкальных инструментов (шумовые, народные или любые другие), коллекция аудиозаписей.

Ход работы

1. Используя музыкальные инструменты: проиграть музыку имени, как звучит имя на разных инструментах и т.п.

2. Используя музыкальные инструменты, вся группа импровизирует по очереди на тему имени каждого участника группы.

3. Из коллекции аудиозаписей подобрать музыкальное произведение, характеризующее имя.

Танец имени

Необходимые материалы: магнитофон, аудиозаписи.

Ход работы

1. Придумать и показать танец своего имени.

2. В парах — каждый из пары протанцовывает имя своего партнера.

3. Группа протанцовывает по очереди имена участников.

Маска имени

Необходимые материалы: бумага для рисования (А4), краски, карандаши и др., журналы для вырезания, ножницы, клей.

Ход работы

1. На листе бумаги выписать все варианты своего имени. Выбрать то, на которое хочется сделать маску.

2. Используя арт-материалы сделать маску выбранного имени. Можно сделать несколько масок на разные варианты имени, в том числе на клички.

3. Придумать и проиграть монологи масок, надев их на лицо.

4. Придумать сюжет, в котором будут задействованы маски разных вариантов имени, и, используя участников группы, проиграть этот сюжет.

Групповая композиция на тему «Имя»

Необходимые материалы: 4 скрепленных между собой скотчем ватмана (или оборотки обоев), изобразительные материалы, цветная бумага и картон, фольга, журналы для вырезания, ножницы, клей, ксерокопии фотографий участников и др.

Ход работы

1. В центре комнаты на полу помещается склеенный ватман. Задача участников группы: используя предложенные материалы, создать групповую композицию на тему «Имя».

2. Придумать и прочитать частушки, стихи, афоризмы, шутки (черный юмор) на тему композиции. Важно участие каждого.

Песня имени

Ход работы

Необходимо пропеть разные варианты имени.

Шифровка имени

Ход работы

1. Из букв имени сложить другие имена.

2. Выбрать понравившееся. Оно определяется как тайное имя, имя-защитник.

Костюм имени

Необходимые материалы: бумага, изобразительные материалы, ножницы, клей, цветная бумага, различные элементы костюмов (шляпы, веера, парики и др.), куски тканей и т.п.

Ход работы

1. Из списка вариантов имени выбрать то, на которое хотелось бы сконструировать или нарисовать костюм.

2. Используя предложенные материалы, нарисовать или сконструировать костюм имени.

3. Демонстрация костюмов с последующим обсуждением.

Можно рисовать серию костюмов на разные варианты имени.

Девиз, флаг или герб имени

Необходимые материалы: бумага, изобразительные средства, журналы для вырезания, ножницы и клей.

Ход работы

1. Используя предложенные материалы, продумать и создать флаг или герб имени.

2. К флагу и гербу необходимо придумать девиз имени.

3. Защита флага или герба имени с девизом.

Мое имя на разных языках

Необходимые материалы: карточки, на которых написаны варианты имен участников группы на разных языках.

Ход работы

1. Ведущий берет карточку и зачитывает имя. Носитель имени должен отгадать его и откликнуться. Участники (ведущий) могут помогать, если сразу имя не угадывается.

2. Обсуждение чувств, связанных с восприятием имени на разных языках.

Хотелось бы закончить притчей, которая появилась в процессе рисования имен на одном из групповых занятий.

Имя-бабочка

Кто сказал, что бабочки бывают только летом? Ведь едва подует ветерок, как листья бабочки начинают свой хоровод. Их танец с приходом зимы продолжают белые и нежные снежинки, а весенние солнечные зайчики, перепрыгивая с куста на куст, оживляют землю и чувства.

Когда рождается ребенок, над ним кружит хоровод бабочек. Это имена. Они ждут, чтобы их выбрали. А разве вы не знали, что бабочки-имена летают по свету в своих разных воплощениях с целью поиска своего, только своего хозяина?

Бабочки осторожно подлетают к малышу, и если его дыхание не нарушает ее полета, она навсегда остается с ним, отдавая хозяину свою яркость, свою легкость, свои крылья для полета.

Но бывает такое, что взрослые хватают первую подлетевшую к малышу бабочку и силой оставляют ее с ребенком. Она теряет яркость, ее крылья складываются, и тогда, вырастая, этот маленький человечек не понимает, почему всю жизнь ищет свою настоящую бабочку, примеривая к себе разные роли и имена.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог отдела
прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования, г. Минск