Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ

Тренинг «Я – воспитатель»
для классных руководителей и
освобожденных воспитателей

О том, что воспитание по своей природе субъект-субъектный процесс, что никакие технологии не заменят живого слова значимого взрослого, что воспитывают собственной личностью, знают все. Как правило, еще со времен студенчества. Само по себе это знание, как мне кажется, мало что добавляет к мастерству. И от того, что мы на педсоветах и совещаниях по воспитанию как заклинание произносим слова о гуманистическом воспитании и роли личности педагога, слова эти только выхолащиваются и теряется всякая надежда на их воплощение.

Чтобы собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно, как минимум, два условия. Во-первых, свой личностный ресурс следует изучить и критически осмыслить: что там за содержание такое имеется, что нужно, а что и не стоит транслировать другим. Во-вторых, овладеть некоторыми приемами (опять технологии!) трансляции своего личностного содержания другим людям. Согласитесь: само по себе, автоматически, ни первое, ни второе не происходит. А значит, и личностный ресурс воспитания чаще всего используется в общении педагога с ребенком интуитивно, как получится, без должной критической оценки.

Конечно, мелкими шажками и конкретными локальными действиями эту проблему в целом не решить. Но тем из педагогов, кто внутренне готов осмыслить свой личностный ресурс и обогатить им свою профессиональную деятельность, может помочь предлагаемый нами рефлексивный тренинг, который мы назвали «Я – воспитатель».

«Я – воспитатель» – полнометражный однодневный тренинг, направленный на решение следующих задач: 1) знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания; 2) осмысление своих личных интересов, ценностей; 3) нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

Тренинг рассчитан на работу группы из 15–20 человек. Это могут быть классные руководители, освобожденные педагоги-воспитатели, методисты по воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (то есть включать представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато возрастает психологическая безопасность. Во втором случае надо работать осторожнее, бережнее, но в сплоченном, доброжелательном коллективе. В этом случае у участников появляется возможность обратиться к коллегам за обратной связью и тем самым расширить границы самопознания.

Длительность работы – 8 часов. При необходимости тренинг может быть проведен в два дня более короткими сессиями.

Очень важно: данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. «Это я:
знакомимся сами и знакомим других»

Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.

Упражнение «Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.

Орешки можно подарить участникам тренинга на память.

Упражнение «Три цвета личности»

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый – «как все»; синий – «как некоторые», розовый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» – качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т.д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача участников – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2–3 минуты, затем организуется общее обсуждение. Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.

С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность

Упражнение «Я учусь у тебя…»

Это завершающее упражнение данного этапа. Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

ВТОРОЙ ЭТАП. «Мое «Я»
как профессиональный инструмент»

Задача данного этапа – проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают в воспитательной деятельности и какие ограничения накладывают.

Практическая часть предваряется небольшим монологом ведущего о том, что в школе невозможно полностью развести личное и профессиональное, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, – много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с воспитанниками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.

Социодрама

Дальнейшая работа предполагает анализ участниками своих личностных особенностей и осмысление их в качестве ресурса своей воспитательной деятельности. Для проведения социодрамы могут быть использованы результаты «Теста геометрических фигур» или материал книги (мультфильма) «Винни-Пух и все-все-все».

В случае использования теста участникам предлагается выбрать одну из четырех геометрических фигур, нарисованных на их бланке: круг, треугольник, квадрат или зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».

Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы и ответов на следующие вопросы:

1. Наш педагогический девиз.

2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?

3. Что нас раздражает?

4. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?

5. Что получается с трудом, плохо, без «искорки»?

6. Почему без нас детям плохо?

7. Возможные профессиональные деформации воспитателей нашего типа.

Список вопросов может быть изменен, дополнен.

Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «фигурного» типа.

Если тренер решил использовать литературный материал, он прежде всего вместе с участниками вспоминает персонажей книги, мультфильма (главное – договориться об общем источнике создания образов): Винни-Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика Иа, Сову, Кенгу, Тигру и т.д. После общего группового обсуждения особенностей поведения и черт характера всех героев, каждый участник должен определиться, на какого персонажа больше всего похож лично он. Выборы озвучиваются, и одинаковые персонажи объединяются в группы. Следующий этап – создание презентации и ответы на вопросы – осуществляется по описанной выше схеме.

Упражнение «Чем я могу быть интересен
(интересна)?»

Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с описанием ряда ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие.

Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:

«Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»

«Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»

«Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»

ТРЕТИЙ ЭТАП. «Мои интересы
и жизненные ценности»

Если на предыдущем этапе речь шла о тех психологических особенностях личности каждого участника, которые задают возможности и ограничения его воспитательной деятельности, то на третьем этапе участникам предлагается проанализировать свои собственные ценностные ориентации и личные приоритеты. Ценности и жизненные приоритеты – это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в построении системы работы с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит – живой, настоящей, идущей от сердца.

Размышлениям на эту темы посвящен монолог ведущего и последующие практические упражнения.

Упражнение «Мне интереснее…»

Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или – или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где – выбравшие второй и где – остановившиеся на ответе «не знаю».

После того как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трех групп.

Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:

Мне интереснее:

• Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль

• Поставить спектакль вместе с ребятами

Мне интереснее:

• Провести классный час, поговорить «до душам»

• Организовать ролевую игру

Мне интереснее:

• Сходить в поход, пожить в палатках

• Съездить в туристическую поездку

Мне интереснее:

• Придумать что-то самой

• Адаптировать готовый сценарий

Мне интереснее:

• Работать с мальчиками

• Работать с девочками

После того как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее…».

Упражнение «Мне важнее…»

Упражнение предваряет небольшой монолог ведущего о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтных ситуациях чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу очень важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.

Для проведения этого упражнения могут быть использованы цитаты, афоризмы, сказки или притчи. Работа может быть организована одним из двух способов. Первый вариант: каждый участник получает набор цитат (афоризмов или притч) и выбирает из них одну-две, содержащие наиболее значимые для него ценности. Затем он пытается донести содержание этих ценностей до других. Второй вариант: каждый участник получает карточку, на которой напечатан текст афоризма или притчи. Его задача – вычленить содержащиеся в тексте ценности и донести их суть до других участников.

Затем ведущий предлагает перенести данный прием работы с текстом на реальные ситуации. Он просит одного из участников привести в качестве примера некоторую значимую ситуацию из опыта воспитательной деятельности. Затем в совместном обсуждении участники формулируют ценности, содержащиеся в этой ситуации, а озвучивший ее участник выбирает ту ценность, которая была самой важной именно для него. Можно также обсудить, насколько действия воспитателя соответствовали ценностному содержанию ситуации.

Вслед за этим участники делятся на пары и осуществляют подобную работу в парах, разбирая две воспитательные ситуации и содержащиеся в них ценности.

ЧЕТВЕРТЫЙ,
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
«Я – воспитатель»

Ведущий предлагает участникам синтезировать новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.

Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, – значит, нам удалось совместить воспитание и собственную личность. Наша личность «заиграла» в работе как уникальный многозвучный инструмент.

«Сотворение Праздника»

Ведущий предлагает участникам представить следующее: у каждого есть возможность придумать и провести для своего класса (а может быть, и не только класса) мероприятие, которое стало бы для всех, и для самого педагога тоже, настоящим событием, Праздником. Никто не ограничивает в выборе темы, формы, времени и прочего.

Участникам дается 15–20 минут на придумывание идеи, фабулы праздника и написание самого общего его сценария.

Работа на этом этапе может быть организована и по-другому: участники индивидуально придумывают только общую идею и жанр праздника. Затем они объединяются в группы по близости идей и вместе разрабатывают общую канву будущего События.

В любом случае работа заканчивается презентацией. В первом варианте она может занять довольно много времени, во втором пройдет значительно быстрее.

Последний круг посвящен рефлексии всего дня, эмоциям и оценкам участников, построению перспектив совместной работы на будущее.

Проведение этого тренинга с педагогами-практиками показало, что тренинг неплохо выполняет свою задачу: актуализирует личностный ресурс, настраивает педагогов на процесс самопознания и рефлексии и делает это мягко, не нарушая тех хорошо известных любому тренеру границ, когда тренинг превращается в группу поддержки и помощи.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат
психологических наук