Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тестирование
в психологической
диагностике

Автор-составитель
С.В. Поздняков
М.: Сфера, 2004

Книг, посвященных тестам, за последние годы издано немало. Но, вероятно, все же недостаточно, коли продолжают выходить новые и новые. Казалось бы, уже настолько растиражированы и «Незаконченные предложения», и 16 PF, и «Дом–дерево–человек», что нет уже никакой необходимости писать о них снова. Оказывается – есть! Похоже, спрос на психодиагностические инструменты еще не до конца насыщен, и издательством «Сфера» предпринята еще одна попытка его удовлетворить. Что же предлагается читателю на этот раз?
Увы, ничего нового. Те же, как сказано в аннотации, «наиболее востребованные в психологической практике тестовые методики» в количестве 16 штук. Помимо уже упомянутых (как же среди наиболее востребованных обойтись без незаконченных предложений и ДДЧ!) в сборнике представлены тест Басса–Дарки, опросники Айзенка и Спилбергера, Q-сортировка...
Попробуйте сами наугад продолжить этот список. Уверен, угадаете процентов на семьдесят. Вряд ли на все сто, так как, выполняя эту задачу, станете руководствоваться какими-то логическими соображениями. А какой, скажите, логике, подчиняется объединение в один сборник «Методики самооценки и определения уровня притязаний младших школьников» (в качестве каковой приводится методика «Три оценки» А.И. Липкиной, отнести которую к наиболее востребованным составитель явно поспешил) и «Методики самооценки деловых и личностных качеств менеджера»? Впрочем, взамен этих не самых популярных методик любой мало-мальски эрудированный психолог подставил бы пару не менее интересных, а то и более.
Так почему же вы, спрашивается, этого еще не сделали?! Задача-то элементарная! Разложить перед собой полтора десятка ранее опубликованных источников — от «Альманаха психологических тестов» (пункт первый в приводимом составителем списке литературы) до «Настольной книги практического психолога» (пункт последний), позаимствовать отовсюду описания самых востребованных тестов и собрать их под новую обложку. Правда, чтобы назваться автором-составителем, а не просто составителем, неплохо бы предпослать некую вводную главу о том, какие в принципе бывают тесты. Задача тоже вполне посильная. Студентам-третьекурсникам, изучающим психодиагностику, порой удаются весьма добротные рефераты на эту тему. Надо ли удивляться, что автору-составителю это в данном случае тоже неплохо удалось! Как и глава «Этические нормы и принципы тестирования», совсем не лишняя в ситуации массового тиражирования профессионально-психологического инструментария: книга ведь адресована не только психологам, но, по замыслу издателей, также и педагогам, и руководителям образовательных учреждений, и фактически всем интересующимся.
Ну и что же вы еще сидите сложа руки, не записав в свой актив ни одной созданной вами книги по психодиагностике? Может быть, не хватает необходимых источников? Так вот же один уже перед вами! Отправляйтесь в магазин и пополните свой инструментарий, если в нем по каким-то причинам еще недостает Мини-мульта или пиктограммы. Тираж, к счастью, немаленький, хватит всем.

Сергей СТЕПАНОВ