Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Профилактика агрессивных
и террористических проявлений
у подростков

 

Методическое пособие
Под ред. И. Соковни
М.: Просвещение, 2005

Эта небольшая книжка посвящена проблеме предупреждения проявлений у подростков склонностей к агрессии, аутоагрессии и терроризму. Авторы попытались рассмотреть эти проблемы в междисциплинарном аспекте – с медицинской, правовой и психолого-педагогической точек зрения. В связи с актуальностью проблемы терроризма и насилия в современном обществе такая литература, несомненно, представляет большую ценность, особенно если она написана простым и понятным языком, как рецензируемая книга. Авторы начинают с глобальной проблемы – терроризма, коротко рассматривая основные аспекты происхождения этого явления, формы терроризма и психологические характеристики террориста и его жертв.
Весьма информативен раздел «Современный взгляд на проблемы выявления агрессивных проявлений у подростков». В нем содержатся сведения о предпосылках и видах подростковой агрессии, в том числе аутоагрессивного поведения и сексуального насилия, агрессии среди несовершеннолетних осужденных, ее гендерной специфике и роли социальной среды в ее возникновении. Отдельно выделены конкретные рекомендации для педагогов по мерам профилактики и купирования агрессивного поведения детей разного возраста.
Раздел «Практические пути выявления и предупреждения агрессивно-террористических проявлений у подростков» содержит в себе конкретные и весьма профессионально подготовленные материалы для дискуссий с подростками на тему «Корни и пути преодоления мирового терроризма», бесед о профилактике химической зависимости, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, а также о предотвращении изнасилования (для девушек). Приводятся диагностические методики форм агрессии А.Басса и А.Дарки, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. Бойко, экспресс-диагностики невроза К.Хёка и Х.Хесса. Правда, остается неясным, как использовать полученные диагностические данные при работе с подростковой агрессивностью или в ее профилактике.
Вызывает некоторое недоумение трактовка авторами гнева как «прежде всего результата неумения справиться с самим собой». Предлагаемая программа тренинга общения «как формы повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения» не содержит подробных инструкций ко всем упражнениям, что делает затруднительным его проведение. Кроме того, предложение упражнения «Падаем в круг друзей» (вероятно, это модификация «Доверительного падения») в начале первого занятия кажется нам слишком смелым шагом. В то же время стоит отметить хорошие материалы по предупреждению рискованного сексуального поведения и его последствий.
Полезным для психологов и педагогов может оказаться дополнительный справочный материал приложения.
В целом книга оставляет хорошее впечатление и может использоваться в профилактической работе с подростками и в просвещении педагогов.

Александр ШАДУРА