Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Управление развитием
адаптивной школы

 

Е.А. Ямбург
Москва:
ООО «ПЕР СЭ-Пресс»,
2004

Некоторое время назад в одном из правительственных учреждений, ответственном за российское образование, возникла удивительная идея: закрыть часть малокомплектных сельских школ, переведя детей в районные и городские интернаты. Идея, кстати, не нова. Несколько лет назад подобный эксперимент пытались провести в Финляндии, но убедились в его негативных последствиях и, подсчитав социальные и экономические потери, принялись малокомплектные школы восстанавливать. У нас, похоже, появился очередной шанс поучиться на собственных, а не на чужих ошибках. А ведь подобных ошибок могло бы не быть, если бы наши чиновники от образования регулярно читали книги Е.А. Ямбурга.
В своей последней работе Евгений Александрович описывает финский эксперимент и многие другие педагогические «новации». По мнению рецензента, специалистам органов управления образованием присваивать очередной квалификационный разряд вообще следует только после собеседования, выявляющего знание книг Ямбурга.
От них, чиновников, зависит очень многое: «Каким станет… образовательный материк, зависит от его первооткрывателей: управленцев всех уровней, определяющих судьбы образования в стране». В предисловии к книге автор напоминает высказывание Януша Корчака о том, что «школа стоит не на Луне». Во многом положение школы определяется тем, что происходит вокруг нее, в том числе изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни. Изменения большей частью негативные: в нашей стране, кажется, только врачи зарабатывают меньше учителей.
Стремясь компенсировать потерю управления в сфере культуры, государство усиливает свое воздействие на школу. «Так проще, а главное — дешевле», — отмечается в заключении. Однако получить приглашение на работу в государственную (не частную!) школу № 109, точнее Центр образования, директором которого уже четверть века является Евгений Александрович, сочли бы за честь многие педагоги. А конкурс в лицейские классы не ниже конкурса в иной вуз.
Есть ли здесь какой-нибудь секрет? Если и есть, то автор щедро делится им на страницах своей книги. Читатель встретит не только размышления о балансе стабильности и творчества в развитии школы, об управленческих противоречиях и источниках финансирования. В приложениях можно познакомиться с тем, что так тщательно скрывают иные директора, — документами, разработанными в школе: образовательной программой, программой переподготовки работников образования «Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы», положением о Центре образования № 109 и его уставом. Огромный интерес представляет Протокол согласованных действий педагога, психолога и медика в школе — один из первых документов в современном российском образовании, регламентирующий работу школьного медико-психолого-педагогического консилиума.
Новая книга блестящего педагога, ученого и администратора Е.А. Ямбурга предназначена для руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием различного уровня. Вместе с тем она адресована учителям, студентам педагогических вузов, ученым, неравнодушным родителям. Еще хочется добавить — и политикам. Хотя, судя по тенденциям, совет останется втуне: политики не читают «Школьный психолог».

Вадим РОДИОНОВ