Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинг толерантности

С.Д. Щеколдина
М.: Ось-89, 2004

Всевозможные психологические и околопсихологические тренинги сегодня очень популярны. Не знаю, можно ли сравнить происходящее в нашей стране с тем, что происходило в США в 70-е годы прошлого века, но иногда мне кажется, что мы переживаем настоящий «тренинговый бум». Соответственно, растет и спрос на книги, посвященные этой активной форме психологической деятельности. Столь же популярным и часто употребляемым в различных кругах стало и понятие «толерантность».
Не желая отставать от прогрессивного человечества (которое то и дело демонстрирует примеры интолерантности, затевая различные военные конфликты), мы тоже стали пытаться привить это чужеродное слово на российскую почву. Конечно, подыскать аналог этому слову в русском языке трудновато. «Терпимость» хотя и отражает общий смысл понятия «толерантность», но имеет более узкий смысловой диапазон. И все же иногда применение слова «толерантность» в русской речи вызывает у меня возражения.
Например, автор рецензируемой книги целью социально-психологического тренинга толерантности видит «формирование толерантной культуры личности». Как понимать выражение «толерантная культура»? Чуть дальше она говорит об «обучении культуре толерантного поведения», вот это уже звучит более адекватно и понятно. Впрочем, «оправдание» программы написано грамотно, да и сам тренинг в целом выглядит симпатично.
Книжка структурирована как тренинг: каждое занятие имеет свою цель и название, и всего их 12; каждое рассчитано на полтора часа. Здесь возникает первое сомнение — объем некоторых занятий явно превышает этот предел. Вообще, тренинг, посвященный освоению такого понятия, как толерантность, и формированию соответствующей культуры поведения, не должен, как мне кажется, экономить на рефлексии и обмене мнениями. Но тренинг содержит так много заданий, связанных с письменной работой (это обычно съедает больше времени, чем игровые упражнения), что участникам будет просто некогда заниматься рефлексией.
Автор не обозначает временные границы каждого упражнения, что может поставить в затруднительное положение не слишком опытного ведущего группы. Также в книге не указано, на какой возраст участников рассчитана данная программа. Неочевидно прописаны и некоторые важные этапы тренинга, например принятие групповых норм. Для меня осталось загадкой, каким образом «участники группы приходят к выводу, что необходимы определенные правила, которых следует придерживаться в группе». По моему опыту, если ведущий предоставляет участникам возможность самим прийти к такому выводу, то на это уходит не меньше двух часов. Однако в этом занятии есть еще пара упражнений, и мне, например, было бы интересно подробнее познакомиться с технологией принятия групповых норм в этой ситуации.
Книжка содержит достаточное количество конкретной информации по проблеме толерантности и профессионально подобранные упражнения. Но все-таки она рассчитана на опытных «пользователей», работать по ней «с листа» сможет далеко не каждый. Впрочем, почему бы не попробовать?

Александр ШАДУРА