Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


КОЛЛЕГИ

НАЧНИ С КОНТРАКТА

Если согласиться с тем, что театр начинается с вешалки, то почему бы не уподобить начало трудовой карьеры школьного психолога первому шагу через порог директорского кабинета? Даже нет, не так: первому вытиранию запыленных ног о коврик у директорской двери?

Действительно, очень многое определяется во время первых встреч будущего школьного психолога и директора школы. Так или иначе, письменно или устно, отчетливо или размыто-приблизительно возникает определенное соглашение, своего рода контракт, определяющий содержание работы, стиль отношений директора и нового сотрудника и, естественно, их взаимные ожидания. Как вы понимаете, все это неизбежно скажется на том, как будут складываться отношения психолога с другими сотрудниками школы.

Если эти первые встречи столь важны, то и подойти к их проведению стоит очень разумно и серьезно. Возможно, психологу, готовясь к ним, стоит прописать (или хотя бы проговорить с самим собой) этакий личный проект под названием «Переговоры с директором».

Детали мы оставим на усмотрение каждого отдельного автора, а вот некоторые принципиальные положения переговоров и их продукта — особого контракта (не путать с трудовым соглашением!) — обсудим в этой статье.

Принципиально важный пункт переговоров — содержание деятельности психолога.

Наиболее типичными являются три ситуации. Первая — директор берет психолога под совершенно определенные задачи, чаще всего связанные с проведением в школе эксперимента или внедрением каких-то инноваций. Вторая — директор определил для себя круг проблем, для решения которых ему нужен психолог, и готов их озвучить специалисту. Третья — психолога в школу он берет «вообще», ни у директора, ни у его ближайшего управленческого окружения нет четкого представления о том, зачем он нужен, что он может, что и как должен делать.

В первом случае у психолога максимально простая задача: услышать запрос, соотнести со своими возможностями и профессиональными интересами и принять решение. Задача-то простая, но недооценивать ее не стоит. Мой опыт говорит о том, что девяносто процентов молодых психологов, не работавших в образовании в качестве педагога или воспитателя, не вполне отдают себе отчет в сложности профессиональных задач, которые им предстоит решать, участвуя в педагогическом проектировании и экспериментировании. Потребуются знания, чаще всего в психологическом вузе не преподаваемые вовсе или не воспринимаемые студентами всерьез, — знания педагогические.

Самый ответственный момент для молодого специалиста в данной ситуации — соотнесение запроса со своими возможностями. Нужно глубоко проанализировать запрос и его требования к психологической работе с собственными теоретическими и практическими знаниями-умениями-навыками.

Вторая ситуация предполагает значительно большую активность психолога уже на этапе осмысления поступающего к нему запроса. Нужно понять, действительно ли психологу он адресован, нет ли здесь неосознанного желания освободить учительский корпус от ответственности за сложные случаи, переложив ее на плечи новой штатной единицы. Необходимо разобраться в сути той деятельности, которую предстоит осуществлять, и, как в первом случае, соотнести ее со своими возможностями и интересами.

Так, если директор формулирует свой интерес к психологу во фразах типа «У нас много детей из сложных семей, родители не участвуют в их воспитании, а собственного желания учиться у них нет никакого», — то психолог должен включить все свое профессиональное воображение, чтобы представить, как он будет работать с этой группой учащихся, что ему понадобится, в чьем профессиональном сотрудничестве он будет нуждаться.

Важно переформулировать такой запрос, превратив его в описание задач и границ собственной деятельности, и четко объяснить директору, в чем будет состоять его, психолога, ответственность. Например: «Я могу выявлять причины учебных и поведенческих трудностей таких детей, вместе с классным руководителем вырабатывать рекомендации для педагогов по их обучению и воспитанию и вести собственную коррекционную работу, которая поможет ребенку справиться с имеющимися проблемами. Однако педагог и классный руководитель обязательно должны в этой ситуации соблюдать те рекомендации, которые мы совместно выработаем».

Возможно, приведенный пример немного увел читателя от первоначального тезиса, поэтому повторю его еще раз, он очень важен: заключая свой профессиональный контракт с директором на содержание работы, психолог обязательно переформулирует изначальный запрос директора так, чтобы новый запрос точно описывал содержание его конкретной деятельности и не делал психолога ответственным за решение всей проблемы в целом.

Третья ситуация предполагает максимальную активность психолога в постановке задач собственной деятельности. На первом этапе он может исходить из того, что знает и что интересно ему самому (естественно, соотнеся это со школьными реалиями). Скажем, вести коррекционную работу с детьми, имеющими эмоциональные или коммуникативные проблемы, проводить профориентационные занятия со старшеклассниками или нечто другое. Он может предложить школе исходить из той модели деятельности психолога, о которой узнал в вузе или которую почерпнул из психологической литературы. А может быть, эта модель была создана самим психологом на основе предыдущего опыта работы или практики в школе. Но в любом случае параллельно с реализацией этих моделей психолог должен начать серьезную и глубокую диагностико-аналитическую работу, которая позволит ему понять проблемы и запросы школы и предложить директору более актуальное содержание собственной деятельности. Время на такую диагностику-аналитику нужно заложить сразу же, на этапе переговоров.

Определение основного содержания работы не исчерпывает главных пунктов контракта с директором. Есть еще несколько очень важных тем для разговора: взаимодействие с другими специалистами школы, режим и условия работы, материально-техническое обеспечение деятельности психолога.

Перечисленные темы могут обсуждаться только после того, как определено содержание работы, но без них все это содержание повиснет в воздухе.

О взаимодействии. Далеко не каждый директор, если его на эти мысли не натолкнуть, отчетливо понимает, что сам факт приема на работу психолога меняет (а правильнее сказать — расширяет) функционал других специалистов школы: педагогов-предметников, классных руководителей и социальных педагогов (особенно), а также завучей (существенно). Если эти изменения не обсудить и не превратить в соответствующие управленческие решения, психологу придется решать все деловые вопросы на уровне личных взаимоотношений, что абсолютно неправильно и неэффективно. А временами чрезвычайно по-человечески обидно. Разве это профессионально и нормально с точки зрения выстраивания отношений, если обо всем, что касается твоей непосредственной работы, приходится «договариваться по-хорошему»? Нужно заняться диагностикой — проси время, хочешь провести игру — договаривайся. Просить, устраивать торг, обещать какие-то мелкие блага, пользоваться хорошим отношением и использовать мелкий шантаж…

Именно так и выглядит работа тех психологов, которые вовремя не разглядели опасности для себя и своей работы в непроговоренности деловых связей и отношений с другими специалистами школы. Определить, «что он Гекубе и что ему Гекуба», то есть какие профессиональные взаимоотношения связывают психолога с педагогами, медиками, завучами школы, — важно с самого начала.

Режим и условия работы не всегда просто оговорить сразу, иногда важно сначала оглядеться, понять, где, когда и во сколько ты больше нужен, но есть принципиальные моменты. Прежде всего — соотношение методических и присутственных часов. Как известно, четкие предписания по этому поводу есть только в нескольких регионах, в остальных этот вопрос предложено решать полюбовно директору и психологу. Все эти 24+12 и 18+18 носят сугубо рекомендательный характер.

Лично я считаю, что четырьмя присутственными днями в неделю (в случае работы психолога на полную ставку) директор вправе распоряжаться так, как считает нужным. Если он предоставил в распоряжение психолога компьютер, уединенный кабинет, основную методическую литературу и время для работы в этом кабинете, тогда он может настаивать на том, чтобы вся подготовка к занятиям и обработка диагностических материалов проводилась психологом в школе. Если описанные выше условия создать невозможно, то уже сам психолог может настаивать (при заключении контракта) на выделении ему времени для аналитической и подготовительной работы дома.

Пятый день — методический. Он нужен как воздух, и прежде всего для того, чтобы провести его со «своими». То есть с другими психологами системы образования: в обсуждениях, обучении, совместном проектировании, супервизорских семинарах.

Возвращаясь к условиям работы: кабинет, компьютер и закрывающийся на ключ шкаф являются «минимальным пакетом», без предоставления которого почти все возможности работы психолога в школе будут сведены на «нет». По поводу остального — бумага, ксерокс или личный принтер, методические материалы и проч. — можно спокойно и уважительно договариваться. Если учителя-предметники без этого обходятся, придется и нам потерпеть…

Разумеется, перечисленные выше моменты не исчерпывают содержания разговоров директора и психолога на первых этапах работы. Готовя статью, я перечитала главки своей книжки «Организация психологической работы в школе», посвященные этой теме, и сочла их весьма современными. С чистой совестью рекомендую ее начинающим психологам. Вместе с этими советами шлю им свое искреннее уважение и надеюсь, что мы многие годы будем принадлежать к общему славному цеху психологов образования.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук