Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. Макарова,
Ю.Г. Крылова
Самара:
БАХРАХ-М, 2004

Не вызывает сомнения, что многочисленные психолого-педагогические пособия значительно помогают практикующим психологам и в постановке задач, и в выборе адекватных методов их решения. Однако многие из них рассчитаны на подготовленного читателя, имеющего хотя бы небольшой опыт работы и представляющего, каких знаний и в каких областях ему не хватает. Главной особенностью данного издания является то, что оно предназначено, прежде всего, для начинающих психологов и содержит сведения, которые не только полезны, но и необходимы молодому специалисту.
Во-первых, в книге получили отражение как содержательные, так и формальные стороны работы. Авторами дается общая характеристика основных направлений работы психолога в школе, а также приводятся нормативные данные о службе практической психологии.
Во-вторых, данное практическое пособие, которое вышло в серии «Мастерская практического психолога», органично сочетает в себе необходимые теоретические и практические сведения. Например, глава «Методы психологического воздействия» начинается с описания основных форм организации психологической коррекции и принципов построения соответствующих программ. Далее авторы иллюстрируют все сказанное на примере составления программы психологической коррекции внимания у младших школьников. То же самое касается и социально-психологического тренинга, при описании которого авторы не ограничиваются изложением одной из возможных тренинговых программ, а приводят краткие историко-психологические сведения и знакомят с принципами организации тренинговой работы. Безусловно, эти сведения весьма отрывочны, но они помогают получить обобщенное представление о собственно психологическом содержании тренинга.
Кроме того, в некоторых разделах, наряду с практическими рекомендациями общего характера, приводятся конкретные примеры, что также способствует лучшему пониманию содержания психологической работы в школе.
В то же время не вся предоставленная авторами информация имеет непосредственное практическое значение. В главе «Анализ результатов психологического исследования» совершенно справедливо утверждается, что нормативные данные тестовых методик рассчитаны на определенные выборки учащихся и поэтому, прежде чем работать с той или иной методикой, необходимо ее адаптировать к условиям конкретной школы. Для этого авторы предлагают определить так называемую норму выработки. Все сказанное не вызывает возражений, за исключением одного: подобные расчеты по всем используемым методикам — весьма трудоемкое занятие, и не лучше ли потратить время на качественный анализ полученных данных?
Очевидно, что ни одно издание не может выступить в роли универсального при организации практической работы, но данное пособие окажется весьма полезным, если его использовать в качестве источника некоторых необходимых сведений, особенно в том случае, когда психолог оказывается в школе единственным представителем психологической науки и практики.

Вера ПРАВДИНА