Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ:
СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА

И.Г. Малкина-Пых
М.: Эксмо, 2004

Если вы озабочены поиском практического пособия по психодиагностике и психотерапии кризисов, то вряд ли вам удастся найти более солидное и основательное. Эта книга объемом почти в 900 страниц рассматривается автором как справочник по психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии в ситуации возрастных жизненных кризисов. Рассматриваются нормативные (бывают еще и ситуативные) кризисы, которые хорошо знакомы большинству людей.
Однако универсальность издания производит двойственное впечатление. С одной стороны, привлекает возможность получения общих представлений по данной проблеме, а с другой — настораживает авторское стремление в одной книжке изложить многочисленные теоретические подходы и психотерапевтические техники: вряд ли автор одинаково хорошо знаком со всеми. И действительно, здесь встречается немало неточностей, например утверждается, что термин «психологическое здоровье» введен И.В.Дубровиной.
Условно книга может быть разделена на две части: небольшую теоретическую и основную практическую. В теоретической части дается анализ многочисленных психологических концепций психического развития человека, рассматриваются различные варианты психологической коррекции, которые, увы, не способствуют появлению представления о том, что же такое возрастные кризисы. Изложение скорее напоминает учебник по истории психологии, чем практическое пособие.
Практическая часть также весьма эклектична: например, в разделе «Возрастные кризисы взрослости» предлагаются «тренинги по психосинтезу», «тренинги по трансактному анализу» и «тренинги по ритмо-двигательной терапии». Можно только позавидовать автору — психологу, доктору физико-математических наук, оказавшемуся в состоянии собрать под одной обложкой описание большого числа самых разнообразных психотерапевтических техник.
Эта книга предлагается как руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях, в том числе и школах. Представляется, что проведение тренингов и занятий предполагает специальную подготовку, поэтому данное издание скорее может быть рекомендовано лишь как справочное.
В целом хотелось бы предостеречь читателей от недостаточно серьезного отношения к коррекционным и психотерапевтическим занятиям. Известно, что в некоторых школах и психологических центрах подобная работа активно ведется, но число нуждающихся почему-то не уменьшается, и, значит, проблема преодоления жизненных кризисов по-прежнему достаточно актуальна.
Как отмечает автор, такое крайнее проявление подросткового кризиса, как суицидальное поведение, широко распространено в европейских странах, где (добавим от себя) и психокоррекция, и тренинги носят значительно более массовый характер, чем в нашей стране. Все это косвенным образом свидетельствует о том, что вопрос о теоретических основаниях помощи и о грамотной ее организации еще очень далек от окончательного решения. Поэтому вывод о «полезности» подобного рода пособий делайте сами.

Марина СТЕПАНОВА