Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПОЧТА ДОВЕРИЯ

Большинство психологов знает, что запрос на психологическую работу с младшими школьниками обычно поступает от родителя или педагога и лишь в самом исключительном случае — от самого ребенка. Этому находится вполне естественное объяснение: дети 6–7 лет не обладают достаточно развитой рефлексией, чтобы осознать, а тем более дать запрос на решение своей личной проблемы. Однако использование «почты доверия» в работе с первоклассниками показало обратное: дети не только могут осознать свои трудности, но и способны обратиться за помощью к тому, кому доверяют.

Небольшое отступление о том, как возникла идея создать подобную почту в начальной школе. Надо отдать должное детям: на идею натолкнули именно они. В первом классе назревал конфликт между девочками: три первоклассницы не могли определиться, кому с кем дружить. Больше всех в этой ситуации досталось одной из них — Юле, ведь именно с ней хотели общаться две другие одноклассницы. На одном из групповых занятий по психологии Юля вдруг попросила меня поговорить с ней. В беседе она открыто рассказывала о своих переживаниях, спрашивала, как ей себя вести, чтобы не обидеть обеих подруг. Я была немало удивлена, поскольку ранее Юля зарекомендовала себя закрытой и недоверчивой.

В завершение нашей беседы мы решили встретиться еще раз и поговорить всем вместе: с Юлей и двумя другими участницами конфликта. Стоит подчеркнуть, что это не было для детей «вызовом на разговор» с психологом. Юля сама попросила девочек прийти, их решение было добровольным. Коллективный разговор принес свои плоды: дети заключили договор, где каждый принимал на себя определенную долю ответственности за изменение своего поведения. Конфликт постепенно сошел на нет, а другие ученики в классе по примеру Юли все чаще стали обращаться ко мне с «личными» разговорами. Тут и пришла в голову идея создать «почту доверия», чтобы, используя игровой момент, мотивировать детей на обращение за помощью. Так и родилась наша «почта».

Итак, «почта доверия» — это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Это довольно просто организовать в рамках обычной школы — необходимо лишь приспособить небольшую коробку под почтовый ящик с прорезью для писем. Желательно оформить ее ярко и красочно и повесить либо в классе, либо у кабинета психолога. Дети на маленьких листочках пишут свои пожелания встретиться, подписывают их и кидают в почтовый ящик. А психолог в конце каждого учебного дня проверяет свою почту и на следующий день организует встречу с ребенком.

Во избежание недопонимания перед началом функционирования «почты доверия» в том или ином классе психолог проводит презентацию новой формы работы, объясняя детям, как пользоваться почтовым ящиком, для чего он нужен и т.д. В этот момент необходимо особенно подчеркнуть правила пользования почтой.

ПРАВИЛА

Конфиденциальность. Каждый, кто присылает письмо, может рассчитывать на то, что разговор останется только между ним и психологом.

Добровольность. Бывает, что ребенок, стремясь уладить свой конфликт с одноклассником, просит психолога: «Позовите его тоже на разговор». Не стоит поддаваться на детские манипуляции, ведь именно здесь вступает в силу принцип добровольности. Если другой участник конфликта захочет прийти, пусть приходит, но самостоятельно.

Честностьдостаточно тонкий и деликатный принцип. Дело в том, что некоторые демонстративные дети специально придумывают причины, по которым им якобы необходимо побеседовать с психологом. Их запросы могут быть неправдивыми. С другой стороны, самому психологу порой реальная детская проблема (например, влюбленность в одноклассницу) может показаться смешной и надуманной, и он будет склонен рассматривать ее как ненастоящую. Следует иметь в виду эти аспекты, стараясь проявлять максимум такта в общении с ребенком, чтобы не задеть его чувства.

«Почта доверия» велась в нескольких первых классах на протяжении всего учебного года. Ее использование в работе с первоклассниками оказалось связанным с развитием двух важнейших личностных феноменов: рефлексии и доверия. Очевидно, что рефлексия у младших школьников формируется неравномерно: кто-то уже готов обсуждать свои чувства, переживания, стремления, а кто-то еще далек от этого. Поэтому возможности «почты» достаточно широки: ее можно использовать и как диагностический инструмент, позволяющий выявлять уровень развития рефлексии, и как развивающее детскую рефлексию средство. Безусловно, подобная форма работы сама по себе стимулирует самосознание ребенка, но через нее можно формировать также чувство ответственности за себя и свои действия, эмпатию к другим людям, эмоциональную децентрацию и др.

Феномен доверия особенно ярко проступает в тех случаях, когда «по почте» обращаются очень закрытые или «трудные» дети. «Почта» способствует установлению доверительного контакта с ними, что является своеобразной победой для психолога. Но и в том случае, когда пишут открытые и общительные дети, доверие с их стороны не менее ценно и важно.

Стоит очертить некоторые ограничения данного метода. Он, как и любой другой, имеет оборотную сторону. Как уже упоминалось выше, «почта» может стать для демонстративных детей средством привлечения к себе внимания взрослых. Кроме того, некоторые дети могут слишком привыкнуть к постоянной помощи психолога и перестать делать самостоятельные волевые усилия в преодолении трудностей. Поэтому, как и в консультировании взрослых людей, помощь должна быть по возможности в форме рекомендаций; психологу не стоит решать проблему за ребенка, лучше, если он сам сделает шаги по ее преодолению.

Безусловным плюсом «почты доверия» является возможность работы непосредственно «на ребенка», руководствуясь его запросами и потребностями. К сожалению, зачастую работа школьного психолога сводится к диагностике и коррекции по запросам взрослых на «трудного» ребенка. Мы забываем о том, что у детей могут быть свои личные проблемы, серьезные или не очень, но которые они способны самостоятельно осознавать и по возможности решать. Пожалуй, это является основным достоинством подобной формы работы. Кроме того, она столь же удобна, сколько и эффективна: повышает мотивацию детей, снижает тревожность, стимулирует к самоанализу, развивает эмпатию и способствует установлению доверительных отношений со взрослым.

В качестве идеи на перспективу рекомендуем использование «почты доверия» в работе с подростками, но уже в форме анонимной переписки с психологом. Поскольку подростки уже способны подробно описать свою проблему на бумаге, часто стесняясь признаться в ней напрямую, переписку можно осуществлять под вымышленными именами и с последующими письменными ответами — рекомендациями от психолога.

Надеюсь, что опыт использования «почты доверия» в психологических целях окажется полезным и найдет свое применение в работе коллег.

В заключение хочется привести расшифровку слово «почта» теми принципами и смыслами, которые несет подобная работа с детьми.

ПОЧТА — это:

Понимание
Ответственность
Честность
Таинственность
Анонимность

Любовь НОВИКОВА,
психолог НОУ
«Ломоносовская школа»,
г. Москва