Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

«Я» В ФОКУСЕ

Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:

— выделение себя из общей массы;

— поиск и нахождение идентичности;

— обретение чувства независимости («Я сам нахожу то, что представляет интерес, что отвечает на многие вопросы. Я могу моделировать окружающий меня мир»);

— обретение группы единомышленников;

— согласование Я-образов;

— творческое самовыражение и др.

В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между идеальным и реальным «Я», когда мир делится на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию и мир вокруг. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки.

А.И. Копытин в своей книге «Тренинг по фототерапии» выделяет одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом. Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Эта функция становится особенно важной при депрессии, суицидальных настроениях подростка. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дает стимул к дальнейшему развитию. Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.

Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений». Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной или иной группе, и это является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни, подросток (психолог) может провести ретроспективный анализ этого этапа. Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция дает возможность подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром. Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных, «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.

Функция рефрейминга поможет не только реабилитировать свое Я, но и обогатить жизненный опыт. Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото, подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по-новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты. Удерживающая функция фотографии помогает отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться. Следующая, экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Находясь в кадре, принимая разные позы, переодеваясь в костюмы или снимая объекты, относящиеся к тематике своей проблемы, молодые люди освобождаются от тягостных переживаний. И последняя функция фотографии — защитная. Она обеспечивает возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, столь важной при психологической работе с подростком.

Приведу пример. Однажды на одном из тренинговых занятий с подростками в процессе игры один из ребят решил создать образ человека, покончившего жизнь самоубийством. Используя театральный грим, Максим придал своему лицу соответствующее выражение. Затем, используя веревку для упражнений и игр («веревочный» курс), которую он надел на шею, продемонстрировал группе свой образ повешенного. Это один из подводных камней работы с подростками, о который иногда «спотыкаются» психологи. В этой ситуации необходимо быть крайне осторожным, направлять все занятие на проигрывание актуализирующейся роли. И здесь как раз очень помог цифровой фотоаппарат, который оказался у одного из подростков. Он сфотографировал Максима в этой роли. Ребята посмотрели снимок и захотели попробовать себя в той же роли. Они гримировались и фотографировали друг друга, а потом долго рассматривали свои и чужие снимки.

После этого действа мы провели обсуждение того, что происходило. Подростки подняли волнующие их темы страха смерти, самоубийства и др. В течение длительного времени рассматривая фотографии, ребята описывали свои чувства по отношению к себе и другим, говорили о причинах, которые могут привести человека к такому решению, и постепенно перешли к разговору о ценности жизни, о том, что доставляет радость, делает человека счастливым и красивым. Фотографии помогли им прожить негативный опыт безопасно, посмотреть на ситуацию со стороны, трезво оценить ее и принять решение в пользу жизни.

Используя различные фототерапевтические технологии в работе, я выделила наиболее понравившиеся подросткам. Их можно и использовать как самостоятельные формы, и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие — наличие фотокамеры, фотопленки и желания.

Предложенные формы фототерапии даются в виде домашнего задания. При отсутствии фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные подростками из семейного архива; распечатанные фотографии из Интернета, которые на любую тему в большом количестве можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).

Фотомарафон

Фотомарафон — это очень привлекательная для подростков форма фототерапии. Она позволяет проявить самостоятельность и независимость в процессе работы над темой, не ограничена кабинетом психолога, способствует проявлению и развитию креативности.

Задачи, которые решает фотомарафон, напрямую связаны с его темой. Например, по теме «Тысяча и один путь в будущее» психолог ставит задачу актуализации профессиональных интересов и склонностей, а тема «Мои отражения» способствует актуализации интереса к самому себе, интеграции «Я-образов» и т.п.

Необходимые материалы: фотокамера, фотопленка.

Примерные темы: «Мои тревоги и страхи», «Весна... Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности», «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны» и др.

Фотомарафон может быть индивидуальным, тогда задание подросток выполняет самостоятельно в течение оговоренного времени, например — в течение недели. Если проводится групповой фотомарафон, время сокращается до одного-полутора часов. Возможно деление на микрогруппы и совместная работа над темой (один фотоаппарат на микрогруппу).

Ход работы

1. Подростку (или группе) предлагается в течение недели (1,5 ч) делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная подростком или группой сцена или спонтанное фотографирование сценки или события, отвечающих тематике. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.

2. К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре — понять то, что хотел передать в фотографии его партнер.

3. В конце каждого марафона проходит тематическая выставка.

Фоторепортаж

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.

Примерные темы: «Первый день каникул», «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамен» и др.

Ход работы

1. Подростку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника события.

2. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.

При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах.

Так как в последнее время у подростков увеличилось количество мобильных телефонов со встроенной фотокамерой, фоторепортаж может быть мобильным. Такая форма работы, несомненно, также будет интересна подростку.

Метафорический автопортрет

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я-концепции.

Ход работы

1. Подросткам предлагается сделать ряд снимков по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом), то я был бы...»

2. Затем в центре листа ватмана подросток располагает свой фотопортрет, а вокруг него — ассоциативные снимки.

3. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства.

Еще один групповой вариант. Каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свой портрет в центр. Задача группы — по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет, и затем поместить в центр фотографию этого человека.

Галерея образов

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я-образов.

Необходимые материалы: элементы костюмов; маски; арт-материалы, позволяющие создать костюм; грим; магнитофон; аудиозаписи и др.

Ход работы

1. Подумать, какую роль (роли) участник хотел бы сыграть, какой образ создать.

2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку, перевоплотиться в желаемый образ.

3. Мини-спектакль: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. Во время индивидуальной работы фотографирует психолог или его помощник. При групповой работе — деление на пары и создание фотосессий партнера. Фотографий в роли должно быть не менее трех.

4. На следующем занятии, когда снимки отпечатаны, — рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.

Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, при негативном самоотношения.

Использование технологий фототерапии может стать частью вашей работы по созданию классной или педагогической команды, по реабилитации детей-«изгоев», по переориентации учительского или родительского поведения.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии
последипломного
образования,
г. Минск
ЛИТЕРАТУРА

1. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002.

2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. — СПб.: Речь, 2003.