Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Е.БРИЛИНГ,
педагог-психолог
Л.ДИДУР,
Е.ОКУНЬКОВА,
учителя литературы

ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Интегрированный психолого-литературный курс
для учащихся старшей школы

Притча о рождении нового сотрудничества

Жили-были два друга — Педагог и Психолог. Педагог в основном ходил в строгом костюме и носил с собой рамку, чтобы измерять знания, которые он давал. А ученики на его уроках узнавали так много нового, что зачастую не успевали все усвоить. И чем больше старался Педагог разными сложными методами преподносить свою науку, тем больше огорчался, когда видел, что интерес к его предмету становится все более формальным.
И тогда он пришел за советом к своему другу Психологу, который в это время сидел и думал о чем-то своем.
— Я знаю в совершенстве свой предмет, — прервал его размышления Педагог, — я могу рассказать ребятам такое, чего они не прочитают ни в одном учебнике, но я не всегда знаю, как сохранить к моему предмету подлинный интерес.
И тогда Психолог воскликнул:
— Как вовремя ты ко мне пришел! Как раз сейчас я сидел и думал о том, что могу помочь ребенку обрести гармонию с самим собой и раскрыть его способности. Могу научить его быть добрее и терпимее к другим. Могу раскрыть ему тайны мышления и памяти, рассказать о тонкостях человеческих отношений. Я могу дать ему еще много психологических знаний. Но только все эти знания могли бы быть сильнее в приложении к другим наукам. Давай объединим наши усилия! Ты покажешь своим ученикам океан знаний, а я покажу им, как можно выйти за рамки предмета, чтобы через свой опыт увидеть его связь с жизнью. Ведь именно оторванность знаний от жизни и гасит весь интерес к учению.
А на следующий день после проведенных совместных уроков, наградой за их труд был вопрос ребенка: «А когда будет ваш следующий урок?»
Так родилась интеграция...

Проведение интегрированных уроков в рамках школьной программы давно уже не является проблемой. Интегрированные уроки помогают учащимся осознать наличие межпредметных связей, применить полученные «комбинированные» знания и на разных уроках, и по отношению к самим себе (в реальной жизни). Почему в данном случае представлена интеграция именно с психологией? Дело в том, что знания получает человек. И, с одной стороны, он должен знать законы, по которым развивается и усваивает эти самые знания, а с другой — он подвержен постоянному процессу самопознания, поэтому психологические знания могут послужить ключом к пониманию многих закономерностей.

Так, при интеграции с естественно-научным циклом предметов психологические знания можно получить, например, на уроке географии — допустим, при изучении темы культуры народов, когда затрагивается психология этноса, национальные проблемы. Или на уроке биологии — при рассмотрении тем, касающихся изучения человека (анатомия), его познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание.

Прикосновение психологии к гуманитарно-эстетическому циклу предметов способствует изменению человека, его самопознанию. И лучше всего это осуществляется на уроках литературы, когда психолог может помочь ученикам спроецировать поведение героев произведения на себя и сделать правильный вывод (см. приложение). А некоторые из уроков рисования психолог поможет превратить в процесс рефлексии своих чувств и переживаний. На уроках же истории можно рассматривать исторический процесс с точки зрения становления сознания человека.

И при изучении русского и иностранного языков помогут знания по психологии. В настоящее время уже разработан интенсивный курс повышения грамотности с помощью методик НЛП.

Казалось бы, что общего у психологии с физическим или трудовым воспитанием? Но преподавателю, например, физкультуры помогут знания методик телесно-ориентированной терапии. Тогда он сможет уже на уроке научить детей, как справляться с большинством эмоциональных и неврологических проблем, идущих от зажатости (скованности) мышц. А в основе трудового воспитания хорошо бы поставить профориентирование учащихся. Ведь каждому ученику хочется в будущем получить профессию, соответствующую его знаниям, умениям и способностям.

Как видим, подобные уроки помогут глубже и полнее усвоить интегрированный комплекс знаний по психологии и предметам, проследить межпредметные связи и найти им применение в жизни.

Особая роль в школе отводится литературе. Эти уроки преследуют, помимо прочих, и воспитательные цели — формирование личности человека. А ведь именно это является также одной из задач педагога-психолога. И та, и другая наука могут способствовать изменению человека, росту его самосознания. Поэтому наиболее удачное сочетание уроков, которые можно проводить целым циклом, — это интегрированные уроки литературы и психологии. Такой цикл стал основой нашего эксперимента, который начался в 2004/05 учебном году в старших классах.

В октябре 2004 года в школе № 1308 был проведен окружной семинар «Психологические аспекты изучения литературы в старших классах», где было наглядно представлено, как психологические знания могут помочь при изучении литературного произведения: анализе поведения героев и мотивов их поступков, при рассмотрении проблем, которые возникают перед читателем, при обсуждении взглядов самого автора произведения. А уже в апреле психолог Е.Е. Брилинг рассказывала на окружном «круглом столе» о результатах эксперимента и о конкурсе «Учитель года-2005», где эти уроки были оценены по достоинству.

Общие цели и задачи курса

Данный интегрированный курс призван:

— создать каждому ребенку на всех возрастных этапах условия для развития его личности и способностей к самопознанию и саморазвитию;

— приобщить учащихся к искусству слова, познакомить с богатством русской классической и современной литературы;

— активизировать художественно-эстетические потребности детей;

— помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественных произведений.

Полная программа* реализуется в рамках дополнительного образования по 35 часов в год блоками: 9-й класс — «Психология самосознания личности», 10-й класс — «Психология самосознания. Семейные отношения», 11-й класс – «Психология самосознания. Когнитивная психология». Каждый включает в себя:

— 15 учебных занятий (каждое по 2 часа), которые проводятся два раза в месяц вместо традиционного урока литературы или дополнительно к общему курсу, если такая возможность предусмотрена в учебном плане школы;

— 5 часов контроля (сочинение с элементами психологического анализа, два тестирования, творческое задание).

Особенности старшеклассников

14–17 лет — время «окончания» подросткового возраста. Это период жизненного и личностного самоопределения, формирования мировоззрения, обретения самостоятельности, формулирования отдаленных жизненных целей, принятия ответственности за себя и свои поступки. Эти задачи реализуются в личностной и социальной сферах. Именно в данный период очень важно заложить в душу подростка определенную систему ценностей и понятий, на которые он потом будет ориентироваться, дать ему почувствовать свою собственную ценность и значимость. Лучше всего это делать опосредованно, через анализ поступков литературных героев. Следовательно, главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Одним из приемов, которым можно пользоваться для достижения целей, — проекция с последующим проигрыванием. Под руководством специалиста-психолога учащиеся получают возможность «примерить» поступки литературных героев на себя, проиграв их, порассуждать от имени персонажа. «Проигрывая» чужую проблему, ребята зачастую внутренне прорабатывают свои жизненные трудности и находят ответ на собственные вопросы и сомнения.

При совмещении подобных уроков надо четко соблюдать границы психологического и литературоведческого анализа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9-й КЛАСС

«Психология самосознания личности»
(18 часов)

I ЧЕТВЕРТЬ

Ж. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1. Тема урока: «Первичные представления о характере человека. Социальный статус в жизни человека». Влияние социального статуса и позиций общества на жизнь и развитие характера человека.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

2. Тема урока: «Роль воспитания и образования в формировании характера». Рассмотреть влияние семейного воспитания на развитие ребенка.

II ЧЕТВЕРТЬ

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Общая тема уроков: «Роль системы жизненных ценностей общества в развитии характера».

3. Тема урока: «...Где время то? Где возраст тот невинный?..» Софья и фамусовское общество. Влияние общественного мнения и поведения ближайшего окружения героини на изменение ее характера.

4. Тема урока: «Гибкость характера или приспособленчество?» Проследить, как общепринятые нормы поведения и представления о карьерном росте влияют на становление характера.

III ЧЕТВЕРТЬ

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

5. Тема урока: «Как рано мог уж он тревожить сердца...» О влиянии раннего жизненного опыта на формирование мировоззрения (на примере личности Евгения Онегина).
Организовать дискуссию на тему «Ранний жизненный опыт: интересы и последствия». Проследить причинно-следственную цепочку: от бессистемности образования и отсутствия цели к разочарованию в жизни.

6. Тема урока: «Итак, она звалась Татьяной...» Внутренний мир — основа поступков и моральных ценностей. Дать понятие о внутреннем мире как основе характера. Проследить, в чем Татьяна отступает от общепринятых канонов поведения и следует голосу совести.

IV ЧЕТВЕРТЬ

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

7. Тема урока: «Печорин — психолог-экспериментатор». Составить психологический портрет Печорина. Проследить, как Печорин наблюдает за другими людьми, их поступками и ставит «эксперименты».

8. Тема урока: «Я к дружбе не способен...» Проблемы взаимоотношений между друзьями (на примере романа). Проанализировать эпизод встречи и общения Печорина с Вернером. Проанализировать отношение Максима Максимыча к Печорину и наоборот. Организовать дискуссию о том, что такое дружба и как она влияет на характер.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

9. Тема урока: «Разнообразие характеров в поэме «Мертвые души». Определить типы характеров, классифицировать их. Рассмотреть умение Чичикова найти ключ к каждому характеру для достижения своей цели. Умение «найти подход к человеку» как основа построения взаимоотношений.

10-й КЛАСС

«Психология самосознания: семейные отношения»
(18 часов)

I ПОЛУГОДИЕ

И.А. Гончаров. «Обломов»

1. Тема урока: «Роль семьи в жизни человека». Рассмотреть поведение близких людей героя как будущую модель его взаимоотношений с окружающими.

А.Н. Островский. «Гроза»

2. Тема урока: «Модели и типы семейного воспитания». Дать понятие о типах семейных отношений. Рассмотреть «домостроевские» традиции в семейных отношениях. Проанализировать традиционные родственные связи: жена — муж, свекровь — невестка, сын — мать, дядя — племянники и другие.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Тема урока: «Конфликт поколений». Рассмотреть отношения между сыном и родителями — Базаровы, Кирсановы. Проанализировать преемственность поколений, умение воспринимать новое и перенимать жизненный опыт как основу дальнейших бесконфликтных взаимоотношений.

4. Тема урока: «Взросление ребенка и появление у него своей семьи как новый этап отношений между поколениями». Проанализировать изменение отношений Аркадия Кирсанова с отцом после женитьбы обоих. Проследить осознание героями своей новой социальной роли в связи с появлением собственной семьи.

II ПОЛУГОДИЕ

Ф.М. Достоевский.
«Преступление и наказание»

5. Тема урока: «Раскольников в мире бедных людей Петербурга: психология образов». Добиться понимания учащимися недопустимости существования «страшного» мира. Вызвать чувство сострадания и жалости к обездоленным людям. Дать понятие о потребностях, мотиве и их месте в формировании личности. Помочь учащимся попробовать найти выход из тупиковой для героя ситуации. Дать оценку изображаемого в романе города при помощи психологического анализа цветового фона произведения.

6. Тема урока: «Теория Раскольникова — опасная сверхидея». Разъяснить учащимся замысел Достоевского об истинных мотивах убийства. Помочь увидеть композиционное решение писателя. Показать влияние сверхидей на личность человека.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

7. Тема урока: «Семья Болконских и семья Ростовых как разные системы воспитания». Проследить развитие отношений родителей и детей в двух семьях. Сравнить влияние внутрисемейного воспитания и семейных ценностей на жизненные взгляды героев: «мысль семейная» глазами Толстого.

8. Тема урока: «Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по расчету?» Внутренний подход к институту брака двух героев. Ответить на вопрос, почему Пьер поддается давлению со стороны окружающих и совершает поступки «не в его характере». Попытаться создать модель собственной будущей семьи.

А.П. Чехов. «Человек в футляре»

9. Тема урока: «Гимназический учитель Беликов и «раздражающая» действительность». Проследить, как ограниченность внутреннего мира героя пагубно влияет на его взаимоотношения с окружающими. Проанализировать причины конфликта Беликова с окружающим миром. Отметить развитие психологической проблемы у героя в связи с его воспитанием и образом жизни.

11-й КЛАСС

«Психология самосознания.
Психология взаимоотношений»
(18 часов)

I ПОЛУГОДИЕ

А.И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»

1. Тема урока: «Воплощение нравственного идеала в повести Куприна «Олеся». Раскрыть идею и художественные особенности повести Куприна. Обсудить психологические проблемы, которые ставит автор. Организовать дискуссию о неравенстве брака с переходом на тему о свободе выбора и ответственности за свой выбор.

И.А. Бунин. «Легкое дыхание»

2. Тема урока: «Поэзия и трагедия любви в рассказе». Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки. Дать понятие о защитных механизмах. Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.

А. Блок. Цикл стихотворений
«О Прекрасной Даме»

3. Тема урока: «Психологическое восприятие цветовых образов в поэтике А. Блока». Развить способность чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.

Лирика С. Есенина

4. Тема урока: «Значение цвета в лирике С. Есенина». Развить способность чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание. Расширить представления о восприятии цвета. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание. Увидеть, как в зависимости от смысловой нагрузки одного и того же цвета меняется характер поэтических произведений, в которых этот цвет используется.

II ПОЛУГОДИЕ

А. Фадеев. «Разгром»

5. Тема урока: «Впереди шагал Левинсон...» Влияние сильной личности. Взаимодействие лидера с коллективом. Определить для себя понятия «сильная личность» и «лидер». Сформировать представление о мере ответственности организатора, руководителя за развитие ситуации и судьбу других людей.

М. Зощенко. «Рассказы»

6. Тема урока: «Саморазоблачение героя в рассказах Зощенко». Увидеть основной прием создания образов в рассказах Зощенко — речь персонажей. При помощи анализа языка смоделировать психологический и социальный портрет героя.

В. Распутин. «Живи и помни»

7. Тема урока: «Личность и выбор в экстремальных обстоятельствах». Увидеть изменения, произошедшие с главными героями под влиянием трудностей военного времени, попытаться смоделировать их поведение в иных, более благоприятных обстоятельствах. Сделать выводы о силе духа и силе характера каждого из героев, спроецировать на возможное собственное поведение в экстремальных обстоятельствах.

А. Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича»

8. Тема урока: «Проблема выживания в экстремальных условиях». Изучить возможные психологические системы самоконтроля и выживания в трудных условиях подавления личности.

А. Вампилов. «Старший сын»

9. Тема урока: «Процесс изменения личности под влиянием внезапных обстоятельств». Проследить развитие отношений между героями пьесы, объяснить мотивы их поступков. Проанализировать поведение главного героя и изменения в его мировосприятии.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК 1

Психологическое восприятие цветовых образов
(на примере поэтики А. Блока)

Цели урока

1. Расширение представлений о восприятии цвета.

2. Развитие способности чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание.

3. Обогащение эстетической культуры учащихся.

Задачи

1. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

2. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.

ХОД УРОКА

Вступительная часть

Психолог. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются интуитивно, неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет.

Учитель. И сегодня мы еще раз войдем в особый мир — мир поэзии, сотканный из таких ощущений, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу поэта. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.

Психолог. Сядьте поудобней, приготовьтесь к уроку. Давайте вместе послушаем музыку. Закройте глаза. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму.

— Какие цвета вы увидели?

— Ваши цветовые ассоциации?

Сделаем предположение, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как незаметно для нас цвет приобретает смысловое содержание.

Учитель. А поможет нам в этом великий поэт Александр Блок. Сейчас наш класс превращается в творческую лабораторию юных цветоведов, которым предстоит разгадать загадку психологического восприятия цветовых образов поэта. Ведь понимая других, мы лучше понимаем себя.

И для начала зададим тон нашему исследованию. Прислушайтесь к себе и постарайтесь ответить на вопрос: какого цвета ваше настроение? Запишите в карточке исследователя на первой строчке свою ассоциацию. В конце исследования мы обязательно вернемся к этому.

Основная часть

Подача нового материала в форме дискуссии с элементами проблемной ситуации и исследовательской деятельности.

Учитель. Итак, все готово к нашему исследованию. И начнем мы его со знакомых поэтических строчек цикла стихов о Прекрасной Даме.

У каждого из вас на столе лежат буклеты со стихотворениями. Я вам буду читать первое, которое называется «Вступление», а вы следите за текстом глазами. Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения.

Стихотворение «ВСТУПЛЕНИЕ»

Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дальнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе,
Красное пламя бросает Тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?

Перед нами возвышенный и таинственный мир юного Блока, который влюблен. Ему всего 17 лет.

— Давайте вспомним: кто героиня этого стихотворения? Почему она появляется только на закате и в вышине, находится в тереме? Как относится к ней лирический герой? (Прекрасная Дама, которая недоступна, грезы о ней, восхищение — недостижимый идеал Любви.)

Конечно, вы правы, это стихотворение — первое из цикла «Прекрасной Даме».

Психолог. Прочитайте еще раз стихотворение сами, обращая внимание на то, какие цвета использовал поэт.

— Какие цветовые эпитеты присутствуют в стихотворении? (Красный, синий, белый.)

— Какие цвета являются основными? (Красный, синий.)

— Какие ассоциации возникают у вас с этими цветами?

На доске вывешиваются столбиком цветные карточки: красная — синяя — белая (работу с цветом лучше сопровождать слайдами).

Работа с психологом

Красный

Красный — основной цвет, пронизывающий весь цикл стихов «О Прекрасной Даме». Красные зори, красное пламя лампад, красная тайна — это лишь немногие цветовые эпитеты, встречающиеся в стихотворениях.

— Какие ассоциации возникают со словом «красный» и красным цветом?

Символика цвета. У красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. А в религиозно-ритуальной литературе означал такие положительные качества, как «достойный», «почтенный» и даже «святой».

Красный цвет у крови. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гневом (налитые кровью глаза). А может означать и любовь (волнение крови).

Темно-красный

Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и властности. Недаром цари, императоры, короли носили красную (пурпурную) одежду. Пурпурный — цвет всего магического и потустороннего. Он совмещает в себе несовместимые по природе части спектра — синюю и красную. Этот цвет власти и величия.

На доске пишутся смысловые группы цвета: КРАСНЫЙ

Напряжение
Страсть
Любовь
Активность
Агрессия
Гнев
Опасность

Итак, красный цвет — цвет любви, величия, но таит в себе и опасность...

Задание. Прислушайтесь к себе и запишите в своей карточке исследователя: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, созвучно вашему настроению, состоянию.

Часто красный цвет в поэзии Блока выступает в соседстве с голубым, золотым, белым.

Синий

— Какие ассоциации возникают с этим цветом?

Он ассоциируется с небом и морем, поэтому совмещает в себе ощущение возбуждения и покоя: с одной стороны, ощущение зыбкости, атмосферы сна, нереальности, с другой — мир, сдержанность, скромность, спокойствие, вечность.

Символика цвета. Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну. Он также показатель переменчивости настроения (как вода), спутник светлой грусти.

Поклонение этому цвету уходит корнями в далекое прошлое. В христианской культуре синий ассоциировался с непостижимыми тайнами и вечной божественной истиной. Этот цвет присутствует на многих иконах.

Синий цвет — цвет веры и преданности. Синий — это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Он является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.

На доске: СИНИЙ

Успокоение
Мир
Доверие
Покой
Духовность
Мудрость
Вера

Задание. Прислушайтесь к себе и запишите в своей карточке исследователя: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с вашим настроением, состоянием.

Цвет задает тон стихотворению.

— Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту цветовую гамму?

Учитель. В стихотворении присутствуют и звуковые символы. Найдите их. (Колокольный звон, стук, ворота отперла). Для чего их вводит автор?

Вывод. Обобщая все сказанное вами, можно заключить, что Прекрасная Дама — источник света, идеал для лирического героя. Его жизнь только начинается, он полон предчувствием любви. И сосредоточен на главном: служении любви, ожидании преображения и перемен своего земного бытия.

Так возник огненный миф Прекрасной Дамы.

Психолог. Прислушайтесь к себе: в какие цвета вы бы окрасили свои первые чувства? Почему? Согласны ли вы с цветовым видением Блока?

Учитель. Как вы знаете, 17 января 1901 года Любовь Дмитриевна Менделеева позволила Блоку войти с нею в Казанский собор. И собор превратился в Храм служения Прекрасной Даме.

Прочитайте сами второе стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи...» (один из детей читает стихотворение выразительно всему классу).

Стихотворение
«Я ОТРОК, ЗАЖИГАЮ СВЕЧИ...»

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Любуясь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

— О чем это стихотворение?

— Изменилась ли цветовая гамма? Почему? Какие краски добавились?

Психолог

— Какие ассоциации возникли с новыми цветами?

На доске вывешиваются столбиком карточки: белаяголубая.

Работа с психологом

Белый

Ни один цвет не способен так влиять на настроение, как белый. Восторг, с которым облачаются в одежду белого цвета, сравним с приобщением к таинству.

Символика цвета. Ассоциативные цепочки: белое платье невесты — белый лист — белые одежды — белое безмолвие — холод, лед — вечность — белые пятна истории — белые палаты.

Восприятие этого цвета связано с двумя понятиями — «свет» и «начало».

Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами.

Он ассоциируется с небом, дневным светом, небесными светилами и водой, поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, ясностью, мудростью, святостью. Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов священны. В христианстве — белый голубь с оливковой веточкой, белые одежды ангелов, святых.

Невеста идет под венец в белом платье. Символ чистоты и непорочности, а также символ перехода в новую жизнь, начало супружеской жизни.

Однако белый цвет может получить и противоположное значение, так как он выражает и сияние снега, и холод льда.

По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете — со смертью, вечностью.

На доске: БЕЛЫЙ

НАЧАЛО
Чистота
Целомудрие
Радость
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Покой
Холод
Пустота
ЯСНОСТЬ
Мудрость
Духовность
Святость

Задание. Прислушайтесь к себе и запишите в своей карточке исследователя: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с вашим настроением, состоянием.

Творческое задание подгруппам. Проанализируйте значение голубого цвета. Какие понятия с ним ассоциируются? Сделайте вывод: что, как вам кажется, символизирует голубой цвет?

Голубой = синий + белый. Добавляет духовность, высоту, холодность, отрешенность.

В голубых одеждах изображали Деву Марию, этот цвет олицетворял единство Отца, Сына и Святого Духа.

Прекрасная Дама предстает перед нами строгая, величавая. Такой изображена икона Божьей Матери.

Вывод. Слились воедино молодость + действие + красота + величие + духовность + возвышение до святости. Таково восприятие первой любви лирическим героем.

Учитель. Но жизнь идет — и миф рушится. И вот — новая встреча.

Стихотворение «КАРМЕН»
(звучит в записи)

Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.
Спишь, змеею склубясь прихотливой.
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую, и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый твой край.
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

Прочитайте стихотворение еще раз сами.

— Какие звуки сопровождают эту встречу? (бубен, гитара, шелест, низкий голос.)

— Каковы краски этого стихотворения? (черный, красный, синий.) Почему?

— Что можно сказать о чувствах лирического героя? Как они изменились по сравнению с первым стихотворением, которое мы читали?

На доске вывешиваются столбиком цветные карточки: черная — красная — синяя.

Работа с психологом

— Что изменилось в оттенке красного?

— Какие цвета добавите? Почему?

Черный

Черный — самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета.

в психике он ассоциируется с двумя основными понятиями — «конец» и «тьма».

Ассоциативные цепочки: траур — черная земля — черная мгла — черная бездна — страх — неизвестность — тайна.

Символика цвета. Черное ассоциируется с мраком и землей, поэтому черный — эмблема скрытого, тайного, неизвестного, колдовства. Ночь роднит черное со сном.

Черный символизирует также неуверенность и отстраненность от жизни.

Черный цвет часто становится символом не столько смерти, сколько отрицания, протеста, оппозиции, со стремлением к конфликту и агрессии. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты (черносотенцы, чернорубашечники, пиратские флаги).

На доске: ЧЕРНЫЙ

ТЬМА
Неизвестность
Тайна
Страх
Смерть
КОНЕЦ
Протест
Агрессия
Разрушение
Горе

Черно-красный — болезненная испепеляющая страсть.

Задание. Прислушайтесь к себе и запишите в своей карточке исследователя: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с вашим настроением, состоянием.

Проверка усвоения материала.
Закрепление. Выводы

Учитель

Выводы по А. Блоку. Мы с вами подходим к концу нашего исследования. Подведем первые итоги. Посмотрите на доску и скажите:

— Как меняется у Блока цветовое восприятие на протяжении этих жизненных этапов? От чего это зависит? Подтвердите свои слова примерами.

— Посмотрите еще раз на доску. Какой цвет неизменно присутствует во всех стихотворениях А. Блока, сопровождает все периоды его творчества? (Синий.) Как вы думаете, почему?

— Чувствовали ли вы на уроке цвет так же, как лирический герой Блока? И согласны ли вы с ним в таком выборе цвета? Какие цветовые оттенки добавили бы вы?

Психолог. Язык цвета — это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне. С его помощью можно выражать свое отношение.

Посмотрите на стол. Вы видите цветы. Цвет каждого из них тоже символичен.

– Как вы думаете, какой цветок можно подарить при первом свидании с любимым человеком? А когда уже встречаетесь долго? А при расставании? Почему? (Переход к разговору о желтом цвете.)

Желтый

Символика цвета. Желтый символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность.

Он ассоциируется с солнцем, золотом, теплом, одуванчиком, цыпленком.

Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. В XVI веке в Англии золотисто-соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости, милости и избранности. В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью.

Золотой

Символика цвета. Он ассоциируется с солнцем и способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. Цвет тепла, власти, силы, богатства.

Оранжевый — самый теплый цвет.

Творческое задание подгруппам. Каждый цвет имеет много оттенков в зависимости от того, с каким другим цветом он смешивается. Например, бордовый — это красный с черным. Цвет насыщенный, цвет крови. Утяжеляется символика красного: более активный, агрессивный, цвет силы и власти (пурпурный — цвет королей).

Необходимо определить, как меняется символика цвета при добавлении к нему другого: 1-я группа — синий и красный (фиолетовый), 2-я группа — черный и синий (темно-синий), 3-я группа — желтый и красный (оранжевый), 4-я группа — желтый и синий (зеленый).

На доске вывешиваются столбиком цветные карточки: фиолетовая — темно-синяя — оранжевая — зеленая.

Зеленый

Этот цвет символизирует развитие, юность, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью.

Ассоциативные цепочки: природа — молодость — весна — оживление, возрождение природы — спокойствие, умиротворение.

Этот цвет — середина спектра. Зеленый — ни радостный, ни печальный. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется (тоска зеленая). Цвет раздумий.

Зеленый цвет выражает состояние напряжения и одновременно волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому этот цвет — воплощение твердости, постоянства, но в то же время и готовности к переменам (буйное цветение весной).

Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей. Это усиливает чувство гордости, сознания превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Человек стремится установить контроль над своей жизнью.

— А как вы считаете, может ли цвет рассказать нам что-либо о состоянии человека?

— А теперь прислушайтесь к себе: какого цвета сейчас ваше настроение? Запишите это. Изменилось ли оно в конце урока? Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель. Вы провели на уроке огромную работу, с которой справились очень успешно. Сегодня вы приобщились к исследовательской психологической деятельности.

Психолог. Хочется верить, что дух исследователя проник к вам в душу. И это исследование — только первый шаг на вашем пути. В своей жизни вы не раз будете анализировать события, обращаться к своим чувствам.

УРОК 2

Поэзия и трагедия любви в рассказе И. Бунина
«Легкое дыхание»

Цели урока

1. Исследовать композицию произведения в ее связи с языком, особенности стиля на уровне лексики и образности, подготовиться к написанию рецензии на рассказ И. Бунина.

2. Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки. Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.

3. Дать понятие о защитных механизмах личности.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве И. Бунина. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведение писателя, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора — звуки, то для писателя — слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает мир.

Поэтому очень важен анализ текста в единстве содержания и формы, внимательное отношение к языковому материалу, тем речевым средствам, которые использует автор.

Предметом нашего исследования будет одно из лучших бунинских произведений, жемчужина творческого наследия писателя — новелла «Легкое дыхание» (1916).

Итак, давайте вместе подберем эпиграф к нашему уроку. Вспомните строки о любви Пушкина, Фета, Тютчева. Процитируйте их.

Но все это не о бунинском образе любви. Почему?

Любовь в рассказах Бунина особенная. Бунинский гимн любви звучит с трагическими нотами. Любовь почти всегда длится лишь миг и, вспыхнув ярко, внезапно угасает. Смерть и жизнь, печаль и радость, тайное и явное у Бунина всегда рядом.

Задание 1. Прочитайте стихотворение И. Бунина «Эпитафия», сравните с рассказом «Легкое дыхание». Что их объединяет? (Светлое и грустное настроение.)

Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне...

Задание 2. Объясните значение слова «эпитафия». (Надгробная надпись.)

Чему посвящена надгробная надпись? (Ускользающей красоте.)

Задание 3. Всеохватность и точность каждого слова — характерная черта бунинских рассказов. В чем символический смысл названия новеллы «Легкое дыхание»? (Легкое дыхание — это символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни — без рефлексий и сомнений. Дыхание — это проявление жизни героини.)

Психолог. Как уже было сказано, легкое дыхание — символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

— Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. reflexo — «обращение назад») — самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

— Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?

— Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)

• Это отсутствие ответственности за свои действия.

• Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый день для них — открытие нового.

• Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.

— А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и ощущений.)

— Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, — Бунин неоднократно это подчеркивает – счастлива, любила придуманный ею образ, который вычитала в книге...)

— Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в формировании личности.)

Учитель. Проведем лингвистический эксперимент. Перед вами схема диспозиции, или фабулы, новеллы. Это события, выстроенные во временной последовательности.

Задание. Обозначьте те же части арабскими цифрами, но уже в той последовательности, как они расположены в рассказе.

(Учащиеся выполняют задание, восстанавливая события рассказа в художественном времени.)

А. Оля Мещерская

Диспозиция Композиция
I. Детство
II. Юность
III. Эпизод с Шеншиным
IV. Разговор о легком дыхании
V. Приезд Малютина
VI. Связь с Малютиным
VII. Запись в дневнике
VIII. Последняя зима
IX. Эпизод с офицером
X. Разговор с начальницей
XI. Убийство
XII. Похороны
XIII. Допрос у следователя
XIV. Могила
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________

Б. Классная дама

Еще одна загадка Бунина. Почему она ходит на могилу Оленьки и не спускает глаз с дубового креста?

Диспозиция Композиция
I. Классная дама
II. Мечта о брате
III. Мечта об идейной труженице
IV. Разговор о легком дыхании
V. Мечта об Оле Мещерской
VI. Прогулки на кладбище
VII. На могиле
___________
___________
___________
___________
___________
___________
___________

У Оленьки было все: и любовь, и первый поцелуй, и страсть, и падение. Может быть, классной даме, уже немолодой, не испытавшей всего этого, тоже хочется закрутиться в любовной метели и почувствовать свое легкое дыхание.

Задание 4. Для чего все эти перестановки. Что это дает? Почему Бунин строит столь сложную скачкообразную композицию рассказа?

Перед нами проходит история жизни Оленьки Мещерской — от впечатлений безоблачного детства, отрочества к трагическим событиям последнего прожитого Ольгой года (кружение по жизни, как в вальсе). Сложной, скачкообразной композицией автор подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини. На второй план отодвигается вся житейская суета, а на первый выступает впечатление легкого дыхания, идущего от рассказа.

Психолог. «Классная дама — немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

— Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем они выражаются?

— Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?

— Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью? Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание? (Рассказ о защитных механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах... Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика З. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности — неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности.

Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем — и бревна не заметишь».

Рационализация — это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример — «Лиса и виноград».

Компенсация — это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

— Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она страшится? (Нереализованности себя как женщины.)

— А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную даму?

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.

2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Учитель

Задание 5. Прослушайте музыкальный фрагмент и определите ритмичность. Подумайте, что общего между музыкой и сюжетом рассказа.

Задание 6. Доминанта в «Легком дыхании» задается самим названием рассказа, мы уже говорили о его символическом значении. В какой ситуации это необыкновенно емкое по смыслу и ассоциациям словосочетание будет повторено?

Оля рассказывает своей подруге Субботиной о том, что она вычитала в папиной старинной, смешной книге об истинной женской красоте: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины» и многое другое. «Но главное знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть... Ведь правда есть?»

И сразу же за этим утверждением-вопросом, осознанием своей незаурядности, исключительности в этом мире следует знаменитая финальная фраза.

Прочитайте ее. Какое слово автор повторяет трижды и почему?

Три «это» связывают жизнь земную и вечную, дыхание и ветер. И нас с ними.

Задание 7. Расскажите о роли мотивов ветра и дыхания в раскрытии главного образа героини. Зорким художественным зрением Бунин отбирает именно те детали, из которых и рождается символ естественной, природной женской красоты.

Сделайте вывод: каково отношение автора к своей героине? Какова его авторская позиция?

Бунин сочувствует героине, он страдает оттого, что ее легкое дыхание так внезапно оборвалось. Ведь эта явно незаурядная девушка могла оставить иной, более заметный след на земле, чем то, о чем сказано в финале: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире». Но печаль снедает душу — с Олей уходит из мира очарование юности, нераскрывшееся счастье. А вы оправдываете ли такое «порхание» по жизни?

Психолог

Задание 9. Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая — против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии.

Домашнее задание. Обобщите свои мысли о художественном своеобразии рассказа «Легкое дыхание», напишите рецензию на рассказ.

УРОК 3

Воплощение нравственного идеала
в повести Куприна «Олеся»

Цели урока

1. Раскрыть идею и художественные особенности повести Куприна «Олеся», сформулировать главные мысли будущего сочинения, воспитывать любовь к художественному слову.

2. Рассмотреть психологические проблемы, которые ставит автор.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Учитель. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Они не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.

У Александра Куприна много произведений, рассказывающих о любви. Назовите их.

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, которое «до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Любовь в произведениях Куприна всегда романтична. Особенно это проявляется в повести «Олеся», созданной в 1898 г.

Выберите из предложенных высказываний эпиграф к уроку, который, по вашему мнению, отражает идею повести.

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая — любовь.
Но еще не любовь — соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, — любовь!

Омар Хайям

Нам говорит согласие струн в квартете,
Что одинокий путь подобен смерти.

Уильям Шекспир

Любовь, любовь — гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.

Федор Тютчев

II. Работа над содержанием текста

Вопросы и задания

1. Почему местом действия Куприн избрал Полесье?

Анализ вступительной части повести. Обычаи и суеверия полесских крестьян. Какую роль в повести играет пейзаж?

2. Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы. Докажите это.

Работа над текстом.

3. Куприн наделяет Олесю экстрасенсорными способностями. Какую судьбу она предсказывает главному герою? (Элемент мистики в отношениях героев.)

Психолог. По определению, экстрасенсорные способности — это сверхощущения.

Как относились к людям с такими способностями в те времена? Почему?

Их боялись: неведомое страшит.

— Колдовство как таковое — оно доброе или злое?

— Что изменилось в сознании людей сегодня? Почему сейчас люди часто прибегают к магическим обрядам, амулетам, почему появился культ астрологии, гаданий, ворожбы?

Практически любой человек хочет верить в чудо: «А вдруг?» Но мир сейчас более четко разделен на тех, кто делает себя сам и кто хочет получить все и сразу, не затрачивая сил и времени. Кто делает себя сам — ответственен за свой выбор, он сам определяет свои поступки. Те, кто обращается к гадалкам, — в основном люди, боящиеся ответственности, они ее отдают колдунам, звездам и т.д. Ожидание счастья или разочарования они связывают не с собой, а с другими. С другой стороны, предсказание — программирование себя на определенные действия.

— Олеся — колдунья или фея?

Разделитесь на 4 группы. 5–7 минут подготовки. Две группы рисуют портрет Олеси. Две других — составляют словесный психологический портрет.

— Похожие получились образы? Почему?

Организация дискуссии «От портрета к чертам характера».

Вопросы и задания

4. Отметьте в облике Олеси черты сказочной феи.

5. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Красный цвет у Куприна — символ любви, зеленый — радости, свободы, надежды, белый — нежности.

Вспомните предметы красного цвета, связанные с образом Олеси. Какой мотив, кроме любви, навевает этот цвет в данной повести?

6. Что привлекло в ней рассказчика?

7. Перескажите X главу повести. Какие грани характера Олеси раскрываются в ней?

8. Сюжет повести развивается стремительно: болезнь Ивана Тимофеевича, выздоровление, приход его в лесную избушку на курьих ножках, встреча с Олесей, которая была ему так близка и так мила. Но почему же эта сказка продолжалась всего месяц? Еще недавно литературные критики находили причину в социальной иерархии тогдашнего российского общества, но российская история дала немало примеров неравного брака. Вспомним Савву Тимофеевича Морозова, современника Куприна, который женился на простой ткачихе и через несколько лет благодаря учителям, обучавшим ее хорошим манерам, иностранным языкам, литературе, она превратилась в светскую даму. И в повести Куприна Иван Тимофеевич хочет жениться на Олесе. Почему Олеся отказывается от его предложения?

Психолог

Дискуссия о неравенстве брака с переходом на тему свободы выбора и ответственности за свой выбор.

В сказках: Иван-дурак женится на принцессе, Золушка выходит замуж за принца — социальное неравенство.

— Что это: мечта о равенстве или «глупость»?

Что несет в реальной жизни:

социальное неравенство в браке? (разница классового сознания.)

принадлежность супругов к разным национальностям? (разница менталитета, культур, традиций.)

— Почему так сложно сохранить отношения в неравном браке? (разные взгляды, интересы, жизненная позиция.)

— Можно ли сохранить неравный брак? Как?

— Почему часто люди из окружения не принимают «чужака» и, следовательно, начинают отвергать и того, кто пошел на союз с ним?

— Возможен ли неравный брак между равными людьми (одной культуры, сословия)?

— Ваше отношение к неравным бракам? Вы смогли бы пойти на неравный брак? Почему?

Как вывод: что задает неравенство в браке? Идущие на неравный брак — это сильные люди или просто ослепленные любовью, глупые?

Инсценируйте сцену последнего свидания героев.

Вопросы актерам-героям (отвечают из роли): Почему они так себя повели? Что чувствовали?

Потом продолжается разговор с ними, уже после выхода из роли.

Учитель

10. Два характера столкнулись в повести: сильная Олеся и умный, интеллигентный, влюбчивый, но нерешительный Иван Тимофеевич. Сделайте вывод: что помешало их счастью?

11. Какой деталью и почему заканчивается повесть Олеся?

(Организация психологом дискуссии о роли символа.)

Тема волшебной любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна темой недостижимости счастья.

12. Почему несмотря на трагический финал повесть оставляет у нас светлые чувства?

Тем прекрасна и значима для нас романтическая повесть Куприна со всеми присущими ей элементами — страстными чувствами, дикой природой, колдуньями, мистикой, что она пробуждает светлое настроение, помогает прикоснуться к величайшим тайнам человеческого бытия.


* Данная программа представлена в сокращенном рабочем варианте: по 18 часов в год (9 занятий).