Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

МЫ НУЖНЫ ОБРАЗОВАНИЮ!

Психологическая служба в системе образования, как любой живой и целостный механизм, реагирует на изменения внешних обстоятельств. Когда у людей появляются общие задачи и желание решать их конструктивными методами, они объединяются. Правовой формой такого объединения являются общественные организации. Наиболее активной и динамичной из них стала Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России». О роли этой организации в жизни психологов образования мы беседуем с исполнительным директором Еленой Метельковой.

Какая роль отводится общественной организации в профессиональном психологическом сообществе?

В системе образования трудятся десятки тысяч психологов. Они работают в самых различных образовательных учреждениях: от детского сада до высших учебных заведений. И все так или иначе сталкиваются с общими проблемами, которые не могут быть решены в рамках отдельно взятого учреждения для одного-единственного психолога. Более того, проблемы эти касаются не столько самих психологов, сколько образования в целом. Особенно сейчас, в период реформирования.

В мае 2003 г. состоялся третий съезд психологов образования России. На нем и было принято решение о создании Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Эта инициатива нашла самую широкую поддержку: за полтора месяца в 60 регионах страны были созданы отделения.

18 декабря 2003 г. на учредительном съезде федерации был обсужден устав и избран президиум. Главой федерации съезд избрал доктора психологических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования, директора Психологического института РАО Виталия Владимировича Рубцова. За два года в разных городах и селах России учреждены еще 18 отделений. Мы издаем научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования», который ежеквартально получают в своих отделениях все члены федерации; поддерживаем сайт www.psyinfo.ru, проводим всероссийские и региональные конференции, семинары, совещания, круглые столы. Созданы научно-практические секции по различным направлениям деятельности.

Отделения федерации на местах напрямую связаны с исполнительной дирекцией. Информация, поступающая из отделений, оперативно доводится до президиума Федерации. На ее основе формулируется совокупное общественное мнение и принимаются соответствующие решения. Это уже не разноголосица с мест, а четкий голос профессионального сообщества, который может быть услышан в различных инстанциях. Кроме того, федерация не только обозначает проблемы, но и как сообщество профессионалов предлагает конструктивные пути их решения.

Чем может быть интересно вступление в федерацию рядовому психологу?

Рядовому психологу федерация интересна ровно настолько, насколько он хочет влиять на судьбу российского образования вообще и психологической службы в системе образования в частности.

Каждое отделение — подструктура федерации, которая представляет интересы психологов образования в том или ином населенном пункте. Возникающие у психологов проблемы могут быть как специфическими, так и общими. Надо понять, имеем ли мы дело с единичным мнением конкретного психолога, или это типичная ситуация, которая требует серьезного изучения? Федерация — структура, которая представляет все возможные ресурсы для решения имеющихся проблем.

В целом федерация выступает как организационный партнер, который объединяет специалистов службы практической психологии образования и психологов-ученых, деятельность которых также направлена на развитие российского образования. Это особенно важно при отсутствии управленческой вертикали психологической службы образования. Сейчас на федеральном уровне нет даже отдела психологической службы в системе образования. И это при тех колоссальных задачах, которые стоят перед современным образованием и которые без психологического обеспечения решены быть попросту не могут.

Почему психологам системы образования постоянно нужно отстаивать свое право на существование?

Основная причина этого, по-моему, заключается в неопределенности взглядов психологов и чиновников системы образования на то, чем должна заниматься психологическая служба. На практике подавляющее большинство педагогов-психологов заняты психологическим консультированием. Это является правильным с точки зрения большинства специалистов, но с точки зрения управленца это неверно.

Руководителю любого уровня системы образования нужно, чтобы каждый специалист, который находится у него в структуре, решал целостные задачи этой структуры: работал на ее развитие, сохранение, усиление ее влияния.

В чем же тогда уникальность психолога как специалиста системы образования? Почему его невозможно заменить другими специалистами? Что такое особенное он умеет делать, без чего образование не сможет отвечать современным требованиям? Пока сам психолог не сформулирует ответ на этот вопрос, к нему по-прежнему будут относиться как к необязательному субъекту образовательного процесса.

У психолога как специалиста системы образования должна быть уникальная задача, которую может решать только он: в рамках системы образования, в интересах системы образования и для решения задач системы образования.

Эта задача прямо вытекает из целей самой системы образования, что четко прописано в Законе Российской Федерации «Об образовании». Там сказано, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. А если это так, то основной целью образования является не только передача знаний, умений и навыков, но и личностное развитие учащегося. И если педагоги — специалисты по передаче знаний, то психолог в системе образования должен выступать как специалист по обеспечению развивающего компонента образования. Сразу отвечу на возможные возражения, что любое образование является развивающим. Во-первых, не любая передача знания является образованием. И во-вторых, «развивающее образование» в данном случае определяется как образование, главной целью которого является развитие.

Психолог — это тот уникальный специалист, который может взглянуть на образовательную деятельность в целом, дать ей экспертную оценку, провести мониторинг и выяснить, в какой мере данное образовательное учреждение или данная образовательная программа развивает ребенка.

Я считаю, что роль и миссия психологической службы в системе образования — обеспечение развивающего компонента образования теми средствами, возможностями и ресурсами, которые имеются в ее распоряжении.

Елена, что нужно сделать для того, чтобы чиновники и специалисты-психологи начали понимать друг друга?

На мой взгляд, в отношениях психологов с системой образования все поставлено с ног на голову. Ведь для эффективного функционирования система образования сама должна быть заинтересована в психологической службе. Психологи системы образования выживут в любой ситуации. Они могут уйти из самой системы или как-то перестроиться. И это будет не так критично для психологического сообщества, как для самого образования.

Если система образования действительно хочет решать задачи, которые она для себя определила, то ей психологическая служба просто необходима. Причем именно служба, а не отдельный педагог-психолог. Под службой понимается структура с единой управленческой вертикалью, конкретной миссией и понятными задачами. И профессиональное сообщество может предложить эту структуру. Здесь нужно двигаться навстречу друг другу, добиваясь определенных договоренностей.

Прежде всего, профессиональному сообществу и управленцам системы образования нужно прийти к единому мнению по поводу того, какие задачи стоят перед службой практической психологии в образовании и для чего эта служба нужна. Это системный вопрос, который должен решаться на федеральном уровне.

Какие специалисты-психологи нужны современному образованию?

Сегодня образованию нужны психологи, имеющие различную специализацию. Эта специализация определяется направлениями деятельности психологической службы в образовании. Нужны специалисты по организации и проведению психологического мониторинга, психологической экспертизы, специалисты по психологическому проектированию, есть большая потребность в грамотных психологах-консультантах, игротерапевтах, арт-терапевтах и т.д. Вопрос только в том, где и в каких структурах системы образования эти специалисты должны работать. Нужны центры, где обучающимся могут оказать высокопрофессиональную индивидуально-психологическую помощь. Нужны центры мониторинга. Нужны отделы службы практической психологии в региональных и муниципальных управлениях образования.

Что сейчас больше всего волнует психологическое сообщество?

В декабре намечена вторая национальная конференция, которая носит название «Психология образования: региональный опыт». Это мероприятие должно стать знаковым для всего психологического сообщества.

В рамках этой конференции предполагается обсудить новый проект Положения о психологической службе в системе образования, который сейчас активно готовится профессиональным сообществом. Подготовка материалов к нему была начата во время IV Всероссийская научно-практической интернет-конференции «Психолого-педагогическая наука современному образованию» и активно продолжена на семинарах-совещаниях и II Всероссийской неделе школьной психологии. Семинары-совещания проводятся по различным направлениям деятельности психологической службы: дошкольное, школьное, высшее, дополнительное образование, органы управления. Это позволяет получить целостную картину современного состояния службы. В этой работе принимают участие практически все отделения федерации, представители управлений образования в регионах, ученые, специализированные СМИ.

Надеюсь, что к началу конференции проект Положения будет готов, и мы сможем его активно обсуждать и дорабатывать.

Сопредседателями оргкомитета конференции выступают директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.И. Калина, директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России С.Н. Апатенко и президент федерации В.В. Рубцов. В оргкомитет вошли также министры образования крупнейших регионов страны. Это говорит о том, что проблемы психологической службы в системе образования не остаются без внимания.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА